СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке на тему: "Оркестр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке на тему: "Оркестр"»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Конспект урока музыки

Класс: 4 «Е»

Тема: «Оркестр»



Практикантка: Аширятова К.Р.

_______________(Подпись)

Учитель: Бирюлькина К.В.

_______________(Подпись)

Методист: Комарова О.А.

_______________(Подпись)

Оценка за урок __________



Астрахань,2023


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент



-Здравствуйте, ребята!

Станьте ровно,

Улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

Меня зовут Карина Ренатовна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

Приветствуют

Регулятивные УУД

(организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Актуализация знаний
















- Ребята, послушайте мелодию.

Ученики слушают мелодию р.н.п. «Светит месяц».)

- Какая она была по характеру грустная или веселая?

- Как вы думаете композиторская она или народная?

- Правильно! Это русская народная музыка. А что значит народная?

- По каким признакам вы определили, что это народная музыка?

Какие вы услышали  инструменты?

-Музыка звучала в исполнении одного инструмента или нескольких?


- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке:


«Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята нужно

Что это?»


Если не угадают, предлагаю отгадать ребус.


(1 слайд)

- Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? Что такое оркестр?

(2 слайд).




- Итак, тема нашего урока: «Оркестр».

(3 слайд)

- А теперь, попробуем определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра.


Отвечают на вопросы учителя.




- Веселая


- Народная


- Ее сочинил народ.


- Балалайка, баян, ложки, гармонь.


- Звучало много инструментов.














- Оркестр












- О народном оркестре, оркестр – это когда играют много музыкантов.


Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)


Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)


Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

3. Изучение нового материала
























- Ребята, как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент?

- Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался  свист. Звук  походил на птичий свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна.
Неужели полую кость, кусок  выдолбленной древесины или натянутую тетиву уже можно считать музыкальным инструментами?  Оказывается, можно!
Так появилась мелодия, а вместе с мелодией - музыкальные инструменты.
И хотя с тех пор прошло уже много лет, все известные инструменты делятся на три группы: струнно-щипковые, духовые,ударные.

(2 слайд)

- Итак, начнем со струнно-щипковых инструментов. А как вы думаете, почему их называют струнно-щипковыми?

- Правильно.


(4 слайд)

Гусли - это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли.

Что из себя представляет инструмент?

Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

Музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок). Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» - гудеть.

(Слушание и имитации игры на гуслях).


(5 слайд)

Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра.

В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления.


Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19 века нашелся инструмент в российской глубинке.

(Слушание и имитации игры на домре).

Ответы детей
















- Потому что там есть струны и чтобы извлечь звук, их перебирают, как бы щипают.





















Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)


Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)


Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)







4.Продолжение работы по теме урока


















- Следующая группа инструментов оркестра: духовые.

Приложу к губам я трубку-

Полилась по лесу трель,-

Инструмент тот очень хрупкий

Называется свирель.


История возникновения инструмента.

Свирель - русский народный инструмент, представляющий собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Изготавливается из орешника, клена или черёмухи.

(Слушание и имитации игры на свирели).(6 слайд)


Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок,
Дополняет наш кружок

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем — вклеенный мундштук.

(Слушание и имитации игры на рожке). (7 слайд)


- Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные или шумовые.

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых, ярких...


Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей. (8 слайд)






































- Ложках





Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)


Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)


Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)










5.Работа над песней.

















- Итак, ребята, мы с вами познакомились с русскими народными инструментами. Каждый из них имеет свое звучание, свой голос или тембр. А что же такое тембр?

- Давайте посмотрим с вами, как же звучит оркестр русских народных инструментов.

(Смотрим видео оркестра.)





- Окраска звука или голоса, по которому можно различить инструмент или голос.


Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)


Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)


Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)


6. Вокально-хоровая работа.

Дыхательная гимнастика:

  1. движения языком внутри рта, вокруг губ (то в одну, то в другую сторону);

  2. стучим языком то в одну, то в другую щёку;

  3. сделать рот трубочкой и медленно выдувать воздух;

подуть свирелистам в инструмент, остальным в трубочки.


Ну, а теперь, когда наш голосовой аппарат разогрет, мы исполним эту песню, текст которой сейчас вы увидите на слайде.

Кто доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?

Кто не учёный, не поэт,

А покорил весь белый свет,

Кого повсюду узнают,

Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!

На голове его колпак,

Но околпачен будет враг,

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слез,

Он очень скоро будет тут,

Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!

Он окружён людской молвой,

Он не игрушка - он живой!

В его руках от счастья ключ,

И потому он так везуч,

Все песенки о нём поют,

Скажите, как его зовут!

Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!














Поют


7. МРД

ВИДЕО




8. Итог урока.

Рефлексия.


- Что вам наиболее понравилось?

- Какая была тема урока?

- Что мы сегодня делали?

Урок окончен, спасибо вам, ребята.

Ответы детей

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!