2. Актуализация знаний | - Ребята, послушайте мелодию. Ученики слушают мелодию р.н.п. «Светит месяц».) - Какая она была по характеру грустная или веселая? - Как вы думаете композиторская она или народная? - Правильно! Это русская народная музыка. А что значит народная? - По каким признакам вы определили, что это народная музыка? Какие вы услышали инструменты? -Музыка звучала в исполнении одного инструмента или нескольких? - Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке: «Балалайки, гусли, домры И баяны, и гармошки. Есть трещотки, дудки, бубны Даже расписные ложки. Все играют звонко, дружно, Слушать их не надоест Отгадать, ребята нужно Что это?» Если не угадают, предлагаю отгадать ребус. (1 слайд) - Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? Что такое оркестр? (2 слайд). - Итак, тема нашего урока: «Оркестр». (3 слайд) - А теперь, попробуем определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра. | Отвечают на вопросы учителя. - Веселая - Народная - Ее сочинил народ. - Балалайка, баян, ложки, гармонь. - Звучало много инструментов. - Оркестр - О народном оркестре, оркестр – это когда играют много музыкантов. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3. Изучение нового материала | - Ребята, как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? - Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Звук походил на птичий свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна. Неужели полую кость, кусок выдолбленной древесины или натянутую тетиву уже можно считать музыкальным инструментами? Оказывается, можно! Так появилась мелодия, а вместе с мелодией - музыкальные инструменты. И хотя с тех пор прошло уже много лет, все известные инструменты делятся на три группы: струнно-щипковые, духовые,ударные. (2 слайд) - Итак, начнем со струнно-щипковых инструментов. А как вы думаете, почему их называют струнно-щипковыми? - Правильно. (4 слайд) Гусли - это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли. Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли. Музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок). Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» - гудеть. (Слушание и имитации игры на гуслях). (5 слайд) Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра. В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления. Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19 века нашелся инструмент в российской глубинке. (Слушание и имитации игры на домре). | Ответы детей - Потому что там есть струны и чтобы извлечь звук, их перебирают, как бы щипают. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) |
4.Продолжение работы по теме урока | - Следующая группа инструментов оркестра: духовые. Приложу к губам я трубку- Полилась по лесу трель,- Инструмент тот очень хрупкий Называется свирель. История возникновения инструмента. Свирель - русский народный инструмент, представляющий собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Изготавливается из орешника, клена или черёмухи. (Слушание и имитации игры на свирели).(6 слайд) Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок, Дополняет наш кружок Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем — вклеенный мундштук. (Слушание и имитации игры на рожке). (7 слайд) - Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные или шумовые. За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко, На красивых, ярких... Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей. (8 слайд) | - Ложках | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) |
5.Работа над песней. | - Итак, ребята, мы с вами познакомились с русскими народными инструментами. Каждый из них имеет свое звучание, свой голос или тембр. А что же такое тембр? - Давайте посмотрим с вами, как же звучит оркестр русских народных инструментов. (Смотрим видео оркестра.) | - Окраска звука или голоса, по которому можно различить инструмент или голос. | Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) |
6. Вокально-хоровая работа. | Дыхательная гимнастика: движения языком внутри рта, вокруг губ (то в одну, то в другую сторону); стучим языком то в одну, то в другую щёку; сделать рот трубочкой и медленно выдувать воздух; подуть свирелистам в инструмент, остальным в трубочки. Ну, а теперь, когда наш голосовой аппарат разогрет, мы исполним эту песню, текст которой сейчас вы увидите на слайде. Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не учёный, не поэт, А покорил весь белый свет, Кого повсюду узнают, Скажите, как его зовут? Бу! Ра! Ти! Но! Буратино! На голове его колпак, Но околпачен будет враг, Злодеям он покажет нос И рассмешит друзей до слез, Он очень скоро будет тут, Скажите, как его зовут? Бу! Ра! Ти! Но! Буратино! Он окружён людской молвой, Он не игрушка - он живой! В его руках от счастья ключ, И потому он так везуч, Все песенки о нём поют, Скажите, как его зовут! Бу! Ра! Ти! Но! Буратино! | Поют | |