СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Общение собеседников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока по русскому языку в 3 классе подобран материал по теме "Общение". Изучены понятия: диалог, спор, собеседники.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Общение собеседников"»

Раздел

Повторяем – узнаём новое.

Тема.

Общение собеседников.

Цели.

Сформировать представление о схеме общения, его видах и формах.

Ввести правила ведения беседы.

Научить использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы.

Термины и понятия

Изучение схемы общения. Создание описательного текста с использованием текстов литературных произведений.


Диалог, дискуссия , общение, речь, собеседник, спор, ссора, текст, язык, цель, результат.

Планируемый результат.

Предметные умения

Личностные умения

Метапредметные умения

-вести диалог , используя схему общения,

-формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила ведения диалога,

-составлять текст на заданную тему,

— писать высказывания,

— использовать слова для выбора при оформлении письменных высказываний;

— писать слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);

— списывать текст;

— выделять главную мысль текста.

- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

проявляет:

— интерес к изучению темы;

— творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения.

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета и схемы общения;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

- научиться осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, выбирая основания и критерии для указанных операций

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

— учитывать характер ошибок, вносить коррективы;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.

Технология изучения темы.

Межпредметные связи.

Ресурсы.

Форма работы.


Литературное чтение

Тема «Жизнь дана на добрые дела».

Технология

Тема «Современные виды связи».

Информационный материал:

Учебник, ч. 1, рабочая тетрадь № 1, методическое пособие для учителя, Н.Ю.Васильева «Поурочные разработки по русскому языку»4 класс,М, «ВАКО»,2014 год..

Демонстрационный материал:

Комплект наглядных пособий «Вежливые слова диалога».

Интерактивный материал:

Карточки с индивидуальными заданиями.

Электронное приложение к уроку. «Цель речевого общения».

1.Фронтальная.

2.Другие формы работы:

• индивидуальная ;

• парная ;

• групповая .

1 этап. Мотивация.

Цели деятельности.

Проблемная ситуация.

УУД.

-мотивировать к изучению темы;

-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

-выявить представления о схеме общения.

Общаясь друг с другом, люди ведут разговор.

-Как называется разговор двух людей?

-С какой целью люди вступают в диалог?

-Какой должна быть речь собеседника?

-Представьте ситуацию. Друг хочет, чтобы вы дали почитать ему интересную книгу. Он может попросить разными способами.

( Читают ранее подготовленные учащиеся.

Пожалуйста, дай мне книгу на несколько дней!

А ну –ка дай мне свою книгу немедленно!

Живо принеси книгу, а то получишь! )

- Какую просьбу вам захочется выполнить ?

-Составьте диалог на эту тему. ( Учитель обращает внимание учащихся на использование речевого этикета.)

-Чей диалог вам понравился больше? Почему ? Как можно добиться результата?

Сегодня на уроке будем говорить о цели и результате общения.

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации.


2 этап. Актуализация.

Цель деятельности.

Учебные задания.

«знания»(з), «умения»(у), «навыки» (н).

УУД.

-повторить знания о ведении беседы, диалога;

- сформулировать проблему;

-научить оформлять диалог на письме.

Введение новых слов: беседа, беседовать, прекрасный, прекрасно.

Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам.

-прочитайте слова, определите количество слогов, ударные и безударные слоги, найдите « слабые» позиции в словах. Запишите в словарь.

Задание 1

-Объясните значение слов «беседа», «собеседник».

Задание 2

-Как в общении мы стараемся достичь цели?

Высказывания детей.

Сравнить с речью И.И.Самоварова. стр.8.

Задание 3 (н) Учебник, с. 8, упр.8.

Рассмотрите схему общения.

Личностные УУД:

- развить желание научиться правильно вести диалог

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации.


3 этап. Выявление места затруднения.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД

Актуализировать знания:

— о понятиях «диалог», «ссора»;

— о правилах оформления предложения на письме;

— о правописании изученных орфограмм;

Сформировать:

— представления о формах речевого общения: беседа, дискуссия, пререкание, спор, ссора.


- Умеем мы составлять диалог и правильно оформлять его на письме ?

Сегодня на уроке научимся это делать.



Задание 1

Объясните значение слова «диалог» (от греч. «разделённая речь»).

Объясните значение выражения «речевой этикет».

Задание 2 Учебник, стр. 8 упр.9.

Составить текст об особенностях и целях речевого общения , ответив на вопросы, записать в тетрадь.

-Какой текст получился : научный или художественный?

Сообщение учителя

Диалог ведут спокойно и доброжелательно. Надо слушать собеседника и понятно отвечать на его вопросы. Диалог может быть позитивный, в виде разговора, дискуссии (спора), и негативный, в виде ссоры. Для разговора характерна беседа, в которой участники обмениваются информацией, впечатлениями, добрыми словами. В диалоге следует терпеливо объяснять, убеждать собеседника, не вступать с ним в ссору, разговаривать нужно вежливо. Умело вести дискуссию — значит, исключить ссору, но позволить собеседнику вступить в спор и убедительно представить своё мнение.

Познавательные умения:

— отбирать необходимую информацию из литературных произведений;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру беседы и обосновывать своё мнение;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель деятельности.

Учебные задания.

УУД

• Научить:

— определять тему диалога;

— оформлять главную мысль ключевыми словами;

— восстанавливать диалог из отдельных предложений;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;

Задание 1

Работа в группах по карточкам. (Приложение №1)


Познавательные умения:

— отбирать необходимую информацию;

—обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

5 этап. Первичное закрепление.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД

Закрепить навыки :

-определять слова, характеризующие диалог и ссору;

— восстанавливать текст из отдельных предложений;

— составлять текст на заданную тему, используя план и вопросы;

-отличать диалог среди других текстов.


Задание 1 Учебник, стр. 9 упр.10.

Прочитайте 4 диалога, определите цель общения в каждом . В каком из них собеседники достигли цели, а в каком нет? Почему? Кто ведёт не диалог , а ссору? Распределите слова на группы в соответствии с формами диалога (позитивный, негативный) и запишите их в таблицу.

Слова, которые используются в диалоге: спокойно, вежливо, обида, злость, убеждение, терпение, доброе слово, уважение, крик, осуждение , объяснение , понимание , согласие.

Диалог (дискуссия)

Ссора









Познавательные умения:

— отбирать необходимую информацию;

—обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.



5 этап. Самостоятельная работа.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;

— писать орфограммы

в новых словарных словах;

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.

Задание 1 Рабочая тетрадь, стр.7 упр. 8, с взаимооценкой.

Сравнить 2 текста по цели (сообщить вам что – то новое, воздействовать на вас, показать красоту окружающего мира, приобщить вас к своим переживаниям) и типу ( научный или художественный).

Взаимооценка

Закончите предложение:

Я … (очень, не очень)доволен(льна) результатом твоей работы.(Почему?)

Задание 2

-Из данных предложений составить диалог детей , используя схему общения.

Приложение 2


Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Самопроверка.

Взаимопроверка.

6 этап. Повторение пройденного материала.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД.

Используя электронные ресурсы повторить :

знания:

— о понятиях «дискуссия», «диалог», «спор»;

— о правилах оформления предложения на письме;

— о правописании изученных орфограмм.

— представления о формах речевого общения: беседа, диалог, ссора.

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.

Диск.Электронное приложение к учебнику «Русский язык»4 класс. Тема «Цель речевого общения.» Задание «Диалог или спор».

Задание 1

Выбрать слова и выражения, характеризующие диалог и спор.

Познавательные умения:

— отбирать необходимую информацию;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Личностные :

- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.


7 этап. Рефлексия.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД

Выяснить :

-чему научились на уроке;

-в чём были трудности.

-Какое задание было интересно выполнять?

- Что не получилось?

-Где допустили ошибку?

- Проверим , знаете ли вы вежливые слова.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого….(спасибо).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит ….(добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим …(прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания).

Познавательные умения:

— отбирать необходимую информацию из литературных произведений;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

8 этап. Подведение итогов урока.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД.

Подвести итоги работы на уроке.

Проверить знания о диалоге и споре.

Ответить на вопросы:

-Как достичь цели в общении?

- Чем различаются спор и диалог?

-Как необходимо вести себя во время разговора?

- Какие вежливые слова используют в диалоге?


Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

9 этап. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.9 упр. 10. Оценить работу обучающихся на уроке.











Приложение № 1


Задание.


Вопросы.


Место затруднения.

Оцени себя (+, -)

Составить диалог, расставив предложения в правильном порядке.

… -Добрый день! – ответил Коля.

… -Хорошо, приходи ко мне вечером, -сказал Коля.

… -Пока, Саша.

… -Здравствуй , Коля ! – приветствовал друга Саша.

… Саша попрощался:

-До свидания.

… -Помоги мне, пожалуйста, решить задачу, - попросил Саша.


Какие правила оформления диалога на письме ты заметил?







Я правильно определил собеседников …

Я правильно определил тему разговора …

Я правильно составил последовательность предложений в диалоге …



Приложение № 2

-Львы живут в жаркой Африке. Относятся к семейству кошачьих. Хорошо маскируются в пожелтевшей траве.

- Потому что они крупные и питаются мясом.

-Сегодня на уроке меня спрашивали о львах. Я не смогла правильно ответить на вопросы. Ты не можешь мне о них рассказать ?

- Спасибо! Теперь я правильно смогу ответить на уроке.

- Почему они сильные?