Раздел | Повторяем – узнаём новое. |
Тема. | Общение собеседников. |
Цели. | Сформировать представление о схеме общения, его видах и формах. Ввести правила ведения беседы. Научить использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Основное содержание темы. Термины и понятия | Изучение схемы общения. Создание описательного текста с использованием текстов литературных произведений. Диалог, дискуссия , общение, речь, собеседник, спор, ссора, текст, язык, цель, результат. |
Планируемый результат. |
Предметные умения | Личностные умения | Метапредметные умения |
-вести диалог , используя схему общения, -формулировать правила позитивного диалога, -строить диалог, используя вежливые слова. -составлять и писать диалог, используя правила ведения диалога, -составлять текст на заданную тему, — писать высказывания, — использовать слова для выбора при оформлении письменных высказываний; — писать слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова); — списывать текст; — выделять главную мысль текста. | - возможность адекватно оценивать свою деятельность; -выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. проявляет: — интерес к изучению темы; — творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения. | Познавательные умения: — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета и схемы общения; — определять тему беседы и обосновывать своё мнение; — определять структуру диалога и обосновывать своё мнение; — отбирать необходимую информацию; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога; - научиться осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, выбирая основания и критерии для указанных операций Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — выполнять учебное действие в соответствии с правилами; — учитывать характер ошибок, вносить коррективы; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; - возможность формулировать цели урока; -принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные умения: — слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога; — учитывать мнение партнёра при работе в паре; — использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речь для представления результата; - возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию; -сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач. |
Технология изучения темы. |
Межпредметные связи. | Ресурсы. | Форма работы. |
Литературное чтение Тема «Жизнь дана на добрые дела». Технология Тема «Современные виды связи». | Информационный материал: Учебник, ч. 1, рабочая тетрадь № 1, методическое пособие для учителя, Н.Ю.Васильева «Поурочные разработки по русскому языку»4 класс,М, «ВАКО»,2014 год.. Демонстрационный материал: Комплект наглядных пособий «Вежливые слова диалога». Интерактивный материал: Карточки с индивидуальными заданиями. Электронное приложение к уроку. «Цель речевого общения». | 1.Фронтальная. 2.Другие формы работы: • индивидуальная ; • парная ; • групповая . |
1 этап. Мотивация. |
Цели деятельности. | Проблемная ситуация. | УУД. |
-мотивировать к изучению темы; -стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме; -выявить представления о схеме общения. | Общаясь друг с другом, люди ведут разговор. -Как называется разговор двух людей? -С какой целью люди вступают в диалог? -Какой должна быть речь собеседника? -Представьте ситуацию. Друг хочет, чтобы вы дали почитать ему интересную книгу. Он может попросить разными способами. ( Читают ранее подготовленные учащиеся. Пожалуйста, дай мне книгу на несколько дней! А ну –ка дай мне свою книгу немедленно! Живо принеси книгу, а то получишь! ) - Какую просьбу вам захочется выполнить ? -Составьте диалог на эту тему. ( Учитель обращает внимание учащихся на использование речевого этикета.) -Чей диалог вам понравился больше? Почему ? Как можно добиться результата? Сегодня на уроке будем говорить о цели и результате общения. | Личностные умения: — проявлять интерес к изучению темы; Познавательные умения: — вести диалог в необходимой ситуации. |
2 этап. Актуализация. |
Цель деятельности. | Учебные задания. «знания»(з), «умения»(у), «навыки» (н). | УУД. |
-повторить знания о ведении беседы, диалога; - сформулировать проблему; -научить оформлять диалог на письме. | Введение новых слов: беседа, беседовать, прекрасный, прекрасно. Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам. -прочитайте слова, определите количество слогов, ударные и безударные слоги, найдите « слабые» позиции в словах. Запишите в словарь. Задание 1 -Объясните значение слов «беседа», «собеседник». Задание 2 -Как в общении мы стараемся достичь цели? Высказывания детей. Сравнить с речью И.И.Самоварова. стр.8. Задание 3 (н) Учебник, с. 8, упр.8. Рассмотрите схему общения. | Личностные УУД: - развить желание научиться правильно вести диалог Познавательные умения: — вести диалог в необходимой ситуации. |
3 этап. Выявление места затруднения. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД |
Актуализировать знания: — о понятиях «диалог», «ссора»; — о правилах оформления предложения на письме; — о правописании изученных орфограмм; Сформировать: — представления о формах речевого общения: беседа, дискуссия, пререкание, спор, ссора. | - Умеем мы составлять диалог и правильно оформлять его на письме ? Сегодня на уроке научимся это делать. Задание 1 Объясните значение слова «диалог» (от греч. «разделённая речь»). Объясните значение выражения «речевой этикет». Задание 2 Учебник, стр. 8 упр.9. Составить текст об особенностях и целях речевого общения , ответив на вопросы, записать в тетрадь. -Какой текст получился : научный или художественный? Сообщение учителя Диалог ведут спокойно и доброжелательно. Надо слушать собеседника и понятно отвечать на его вопросы. Диалог может быть позитивный, в виде разговора, дискуссии (спора), и негативный, в виде ссоры. Для разговора характерна беседа, в которой участники обмениваются информацией, впечатлениями, добрыми словами. В диалоге следует терпеливо объяснять, убеждать собеседника, не вступать с ним в ссору, разговаривать нужно вежливо. Умело вести дискуссию — значит, исключить ссору, но позволить собеседнику вступить в спор и убедительно представить своё мнение. | Познавательные умения: — отбирать необходимую информацию из литературных произведений; — определять тему беседы и обосновывать своё мнение; — определять структуру беседы и обосновывать своё мнение; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. |
Цель деятельности. | Учебные задания. | УУД |
• Научить: — определять тему диалога; — оформлять главную мысль ключевыми словами; — восстанавливать диалог из отдельных предложений; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение; | Задание 1 Работа в группах по карточкам. (Приложение №1) | Познавательные умения: — отбирать необходимую информацию; —обосновывать своё мнение; — определять структуру диалога; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. |
Физкультминутка. Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре – Полетели, закружились. |
5 этап. Первичное закрепление. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД |
Закрепить навыки : -определять слова, характеризующие диалог и ссору; — восстанавливать текст из отдельных предложений; — составлять текст на заданную тему, используя план и вопросы; -отличать диалог среди других текстов. | Задание 1 Учебник, стр. 9 упр.10. Прочитайте 4 диалога, определите цель общения в каждом . В каком из них собеседники достигли цели, а в каком нет? Почему? Кто ведёт не диалог , а ссору? Распределите слова на группы в соответствии с формами диалога (позитивный, негативный) и запишите их в таблицу. Слова, которые используются в диалоге: спокойно, вежливо, обида, злость, убеждение, терпение, доброе слово, уважение, крик, осуждение , объяснение , понимание , согласие. | Познавательные умения: — отбирать необходимую информацию; —обосновывать своё мнение; — определять структуру диалога; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. |
5 этап. Самостоятельная работа. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД |
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение; — писать орфограммы в новых словарных словах; — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога. | Задание 1 Рабочая тетрадь, стр.7 упр. 8, с взаимооценкой. Сравнить 2 текста по цели (сообщить вам что – то новое, воздействовать на вас, показать красоту окружающего мира, приобщить вас к своим переживаниям) и типу ( научный или художественный). Взаимооценка Закончите предложение: Я … (очень, не очень)доволен(льна) результатом твоей работы.(Почему?) Задание 2 -Из данных предложений составить диалог детей , используя схему общения. Приложение 2 | Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Самопроверка. Взаимопроверка. |
6 этап. Повторение пройденного материала. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД. |
Используя электронные ресурсы повторить : знания: — о понятиях «дискуссия», «диалог», «спор»; — о правилах оформления предложения на письме; — о правописании изученных орфограмм. — представления о формах речевого общения: беседа, диалог, ссора. — адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога. | Диск.Электронное приложение к учебнику «Русский язык»4 класс. Тема «Цель речевого общения.» Задание «Диалог или спор». Задание 1 Выбрать слова и выражения, характеризующие диалог и спор. | Познавательные умения: — отбирать необходимую информацию; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Личностные : - возможность адекватно оценивать свою деятельность; -выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. |
7 этап. Рефлексия. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД |
Выяснить : -чему научились на уроке; -в чём были трудности. | -Какое задание было интересно выполнять? - Что не получилось? -Где допустили ошибку? - Проверим , знаете ли вы вежливые слова. Растает даже ледяная глыба От слова тёплого….(спасибо). Зазеленеет старый пень Когда услышит ….(добрый день). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы …(спасибо). Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече…(здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, Говорим …(прости, пожалуйста). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят…(до свидания). | Познавательные умения: — отбирать необходимую информацию из литературных произведений; — определять тему беседы и обосновывать своё мнение; — определять структуру диалога и обосновывать своё мнение; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. |
8 этап. Подведение итогов урока. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД. |
Подвести итоги работы на уроке. Проверить знания о диалоге и споре. | Ответить на вопросы: -Как достичь цели в общении? - Чем различаются спор и диалог? -Как необходимо вести себя во время разговора? - Какие вежливые слова используют в диалоге? | Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. |
9 этап. Домашнее задание. |
Рабочая тетрадь стр.9 упр. 10. Оценить работу обучающихся на уроке. |
-Львы живут в жаркой Африке. Относятся к семейству кошачьих. Хорошо маскируются в пожелтевшей траве.
- Потому что они крупные и питаются мясом.
-Сегодня на уроке меня спрашивали о львах. Я не смогла правильно ответить на вопросы. Ты не можешь мне о них рассказать ?
- Спасибо! Теперь я правильно смогу ответить на уроке.