СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Повторение изученного о глаголе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока : Повторение  изученного о глаголе

Тип урока: урок обобщающего повторения

Планируемые результаты обучения:

:               Планируемые результаты обучения:

личностные

  • воспитание  чувства  любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к  русской литературе, к культурам других народов;

предметные

  • умение находить глагол в тексте;
  • умение  определять грамматические признаки глагола;
  • умение писать безударные личные окончания глаголов, суффиксы глаголов, НЕ с глаголами;
  • умения использовать глаголы в речи;

метапредметные

  • умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий;
  • умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
  • умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, 
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • умение использовать полученные на уроке знания в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Повторение изученного о глаголе»»

Сурова Галина Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Новолядинская СОШ»

Тамбовского района Тамбовской области



Сценарий урока русского языка

Тема урока : Повторение изученного о глаголе

Тип урока: урок обобщающего повторения

Планируемые результаты обучения:

: Планируемые результаты обучения:

личностные

  • воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

предметные

  • умение находить глагол в тексте;

  • умение определять грамматические признаки глагола;

  • умение писать безударные личные окончания глаголов, суффиксы глаголов, НЕ с глаголами;

  • умения использовать глаголы в речи;

метапредметные

  • умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий;

  • умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

  • умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,

  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • умение использовать полученные на уроке знания в жизни.




Эмоциональный настрой

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сурова Галина Федоровна. Я сегодня проведу у вас урок русского языка.

Звук телефонного звонка

Ой, ребята, извините, у меня срочный видеозвонок, я не могу не ответить.

Ролик Пеппи длинный чулок

Это моя хорошая знакомая Пеппи Длинный чулок. А какие чувства и эмоции возникли у вас при виде этой девочки ?

Ответы детей.

Я желаю , чтобы веселое задорное настроение сопутствовало вам весь урок и принесло только удачу. Чтобы вы, как и Пеппи длинный чулок, были доброжелательны и с легкостью преодолевали все трудности.

Учитель: Ребята , а что это за корзина стоит у доски? Это Пеппи прислала нам что-то. Посмотрим?

Учитель вынимает карту, штурвал, якорь и спасательный круг и крепит на доску


Учитель: Как вы думаете для чего все эти предметы нужны?

Ответы учеников



Формулирование темы урока

Учитель: Куда же предстоит нам совершить путешествие. Давайте рассмотрим на карту. Что вы видите на ней? Как называется страна?

Ответы учеников

Сейчас мы с вами превратимся из обычных учеников в матросов. Надеваем бескозырки.

Учитель: Куда же предстоит нам совершить путешествие. Давайте рассмотрим на карту. Что вы видите на ней? Как называется страна? Запишите название страны в личном журнале путешествий (рабочий лист)

Ответы учеников

Сейчас мы с вами превратимся из обычных учеников в матросов. Одеваем бескозырки. Прежде чем наш парусник отойдет от пристани, познакомимся с правилами нашего путешествия:

  1. Внимательно слушать

  2. Работать дружно

  3. Закончил работу _- оцени себя

мне было легко, я не допустил ни одной ошибки


я справился с заданием, но допускал ошибки


мне было трудно, я допустил много ошибок


Определение учебной цели

Учитель: Я думаю, наше путешествие будет интересным. Давайте попробуем предположить, что же интересного нам встретиться в стране с удивительным названием Глаголия.

Ученики устно отвечают

Коллективная работа

Итак, теперь мы знаем, с чем предстоит нам встретиться в этой необыкновенной стране. Берем с собой багаж знаний и в путь.


Мы отправляемся в путешествие. Музыка

Наш путь пролегает через Теоретический океан. Что таится в его глубинах мы сейчас с вами узнаем. Рисунки с морскими звездами, медузы …. с вопросами.

ОКЕАН ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Вопросы для проверки теоретических знаний по теме «Глагол»

  1. Дайте определение глагола как части речи

  2. Каким членом предложения обычно бывает глагол? Какие грамматические признаки имеет глагол?

  3. Расскажите о глаголах совершенного и несовершенного вида.

  4. Как называется начальная форма глагола? Приведите пример

  5. Назовите времена глагола. Приведите примеры

  6. Назовите наклонения глагола. Приведите примеры.

  7. Что вы знаете о спряжении глагола.?

  8. Какие глаголы называются безличными. Приведите примеры

  9. Что вы знаете о переходных и непереходных глаголах.


Работа в группах

Молодцы, ребята мы с вами успешно преодолели океан. Наше путешествие продолжается. Держим курс … А что это впереди? Это риф Словообразование. Только правильно проложенный путь через рифы спасет наш парусник, и мы сможем продолжить наше путешествие по намеченному маршруту. (Выполнение заданий на желтых карточках)


РИФ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Повторение . Словообразование глагола.

1 группа

  1. Какие морфемы вы знаете? Назовите морфемы, с помощью которых образуются новые слова?

  2. С помощью приставки образуйте от данных глаголов глаголы , противоположные по значению. Как называются слова , противоположные по смыслу?

Образец записи:


принести

Нести


Унести



ехать, жать, везти, сыпать, плыть


2 группа

  1. Какие морфемы вы знаете? Назовите морфемы, с помощью которых образуются новые слова?

  2. С помощью приставки образуйте глагол другого вида. Как называется полученная пара глаголов?

Образец записи:

Рисовать (несов. в.)- нарисовать (сов.в.)

Бежать, путать, плыть, смотреть, знать.



3 группа

  1. Какие морфемы вы знаете? Назовите морфемы, с помощью которых образуются новые слова?

  2. Образуйте глаголы с помощью суффикса -ся- . Как называются глаголы, которые вы получили?

Образец записи:

Умывать – умываться


Подготовить, познакомить, обрадовать, помирить, извинить


Какими способами вы пользовались, чтобы образовать глаголы ?


Вы молодцы. Мы удачно миновали рифы. Наш парусник продолжает путь, который проходит через море Орфографическое. Много подводных течений в этом море. Не сбиться с пути нам помогут знания по орфографии глагола. (Выполнение заданий на голубых карточках)

МОРЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ

Проверка орфографии

1 группа

  1. Расскажите о правописании безударных личных окончаний глагола.

  2. Заполни магический квадрат « Е-И в окончаниях глагола 3 лица, ед.ч»

Инструкция: Впишите в клетки по порядку только гласную и или е. Соедините все буквы Е. Какой знак получился? 


  1. Показыва…т, стел…т, , се…т, бор…тся, плач…т

  2. Ве…т, терп…т хвал…т, круж.. т, обид…т

  3. Открыва…т, ед…т, кол…т, та..т, смотр…т

  4. Помога…т, руб…т, стро….т, растоп…т, держ…т

  5. бре…т, дума…т, разговарива…т, зелене…т, вяж…т

































2 группа

  1. Расскажите о правописании суффиксов глагола -ива-, -ыва-, -ова-, -ева-.

  2. Заполните таблицу (разложить в корзины)

Чувств…вать, участв…вать, разгад…вать, волн…ваться, танц…вать, перепис….вать, погляд….вать, рассматр…вать, след…вать, перечит…вать.

Глаголы с -ива-, -ыва-

Глаголы -ова-, -ева-










3 группа


  1. Прочитайте грамматическую сказку «Сила любви». Переведи сказку на язык науки (т.е. запиши правило).

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.

(По Ф. Кривину)

  1. Прочитай пословицы, выпиши глаголы с НЕ и объясни написание.

Без беды друга (не )узнаешь.

Языком (не)спеши, а делом (не)ленись.

Попусту (не)годовать — здоровья( не) видать.

Лодырю всегда (не)здоровится


Релаксационная пауза

Подводные течения, которые мы преодолели с помощью знаний, остались позади. Пришло время отдохнуть. Наш парусник заходит в бухту Релаксации. Бросаем якорь и сходим на берег.

Релаксационная пауза. Звучит тихая музыка.

Садитесь поудобнее. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что Вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут яркие цветы . Легкий ветерок шевелит ваши волосы. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза .. … Вы чувствуете прилив сил и энергии. Теперь мы можем продолжать путешествие дальше.


Тестирование

А что же это впереди? Карта подсказывает, что это остров Сокровищ и Знаний, ведь отличные знания – это настоящие сокровища, которые открывают вам дорогу в будущее. Сколько сокровищ вы накопили за это время, нам предстоит сейчас узнать.

Тестирование


Тест по теме « Глагол»

1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

  1. (не)ела

  2. (не)доумевать

  3. (не)сдаётся

2. Какой глагол совершенного вида?

1) получили

  1. шествует

  2. восстанавливаю

  3. щадить

3 . В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. (мы) поддерж…м, (он) бре…тся

2) (он) прогон…т, (мы) высуш…м

3) (они) терп…т, (они) бор…тся

4. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -).

1) Зверь схват…вает передними лапами корягу и поднимается с ней во весь рост.

2) Она нарочно поддразн…вала Чука и Гека.

3) Колеса постук…вали под полом вагона.

4) Друзья посов…товали своему товарищу больше заниматься русским языком.


5. Какой глагол является возвратным?

1) видел бы

2) стараюсь

3) сотри

4) возвращала



Творческая работа

Молодцы, ребята! Сокровища, которые вы накопили , по праву являются вашими . Вы их можете унести с собой по окончании нашего путешествия.

 Наш парусник сейчас заходит в заливе Творческий.

Путешествия - это время, когда вы растете, приобретаете новый опыт и познаете мир. Каждый путешественник оставляет заметки, чтобы другие люди узнали об удивительных странах. Возьмите листочек оранжевого цвета, на котором вы будете писать свою заметку.

Выберите вариант вашей будущей заметки.

  1. Самостоятельное написание заметки

  2. Написание заметки с использованием словосочетаний - помощников: ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ, ГОТОВИТЬ ИСПЫТАНИЯ, ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ, ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ, ВЫХОДИТЬ ПОБЕДИТЕЛЯМИ, РАБОТАТЬ ДРУЖНО И АКТИВНО, РАССКАЗЫВАТЬ О ПУТЕШЕСТВИИ, ХРАНИТЬ ТЕПЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

  3. Использование примерного текста с добавлением подходящих по смыслу глаголов:

Сегодня на уроке мы______________________ путешествие в удивительную страну Глаголию. Много испытаний __________________ на пути. __________________ трудности нам _____________________ глаголы. Мы ______________________ решали орфографические задачи, с помощью приставок и суффиксов _________________ новые слова, ___________________ знания с помощью теста. Это путешествиие для меня важным, потому что я еще раз _____________________ о глаголе.


Заметка юного путешественника_____________________


Путешествие в страну Глаголию


Итог урока

Мы с вами совершили увлекательное путешествие. Мы преодолели много преград. Мы с вами победители. В честь победителей всегда устраивают салют. И у на сегодня тоже будет салют. На партах у вас есть звездочки трех цветов. Выберите звездочку того цвета, которая отражает ваше настроение:

желтая – настроение радостное, праздничное, я полон сил и энергии, я доволен результатом

зеленая – настроение спокойное, уравновешенное, я работал прилежно, я вполне доволен собой.

синяя – настроение грустное, на уроке было скучно, еле-еле дождался конца


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!