Молодцы, ребята мы с вами успешно преодолели океан. Наше путешествие продолжается. Держим курс … А что это впереди? Это риф Словообразование. Только правильно проложенный путь через рифы спасет наш парусник, и мы сможем продолжить наше путешествие по намеченному маршруту. (Выполнение заданий на желтых карточках) РИФ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Повторение . Словообразование глагола. 1 группа Какие морфемы вы знаете? Назовите морфемы, с помощью которых образуются новые слова? С помощью приставки образуйте от данных глаголов глаголы , противоположные по значению. Как называются слова , противоположные по смыслу? Образец записи: принести Нести Унести ехать, жать, везти, сыпать, плыть 2 группа Какие морфемы вы знаете? Назовите морфемы, с помощью которых образуются новые слова? С помощью приставки образуйте глагол другого вида. Как называется полученная пара глаголов? Образец записи: Рисовать (несов. в.)- нарисовать (сов.в.) Бежать, путать, плыть, смотреть, знать. 3 группа Какие морфемы вы знаете? Назовите морфемы, с помощью которых образуются новые слова? Образуйте глаголы с помощью суффикса -ся- . Как называются глаголы, которые вы получили? Образец записи: Умывать – умываться Подготовить, познакомить, обрадовать, помирить, извинить Какими способами вы пользовались, чтобы образовать глаголы ? Вы молодцы. Мы удачно миновали рифы. Наш парусник продолжает путь, который проходит через море Орфографическое. Много подводных течений в этом море. Не сбиться с пути нам помогут знания по орфографии глагола. (Выполнение заданий на голубых карточках) МОРЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ Проверка орфографии 1 группа Расскажите о правописании безударных личных окончаний глагола. Заполни магический квадрат « Е-И в окончаниях глагола 3 лица, ед.ч» Инструкция: Впишите в клетки по порядку только гласную и или е. Соедините все буквы Е. Какой знак получился? Показыва…т, стел…т, , се…т, бор…тся, плач…т Ве…т, терп…т хвал…т, круж.. т, обид…т Открыва…т, ед…т, кол…т, та..т, смотр…т Помога…т, руб…т, стро….т, растоп…т, держ…т бре…т, дума…т, разговарива…т, зелене…т, вяж…т 2 группа Расскажите о правописании суффиксов глагола -ива-, -ыва-, -ова-, -ева-. Заполните таблицу (разложить в корзины) Чувств…вать, участв…вать, разгад…вать, волн…ваться, танц…вать, перепис….вать, погляд….вать, рассматр…вать, след…вать, перечит…вать. Глаголы с -ива-, -ыва- | Глаголы -ова-, -ева- | | | 3 группа Прочитайте грамматическую сказку «Сила любви». Переведи сказку на язык науки (т.е. запиши правило). Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину) Прочитай пословицы, выпиши глаголы с НЕ и объясни написание. Без беды друга (не )узнаешь. Языком (не)спеши, а делом (не)ленись. Попусту (не)годовать — здоровья( не) видать. Лодырю всегда (не)здоровится |