Конспект урока «Повторение изученного о глаголе»
Тема: Повторение изученного о глаголе.
Цель: повторение знаний о глаголе.
Задачи: учить детей самостоятельно воспроизводить и использовать
материал по данному вопросу о глаголе;
формировать умение применять знания на практике;
продолжить работу над развитием речи учащихся;
способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка,
культуры общения, сотрудничества, ответственности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- систематизация знания о глаголе как части речи;
- формирование умения определять грамматические признаки глагола;
- овладение нормами русского литературного языка;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и
написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), обобщать, выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, оценка своей работы.
Коммуникативные:
- развивать умение сотрудничать;
- уметь формулировать собственные мысли;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
Развивать:
- самостоятельность;
- внимание, умение наблюдать и делать выводы.
Ход урока
Этап самоопределения к деятельности.
- Ребята, сегодня наш урок хотелось бы начать с высказывания русской поэтессы Анны Ахматовой:
И мы сохраним тебя,
Русская речь,
Великое русское слово.
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Почему мы должны сохранить русскую речь? (Потому что сейчас многие люди засоряют родной язык, искажают его. Поэтому мы постараемся сохранить наш язык «чистым».)
- Какую роль играет в этом наш предмет?
2.Актуализация знаний.
- Угадайте, пожалуйста, о чем идет речь?
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет.
- О чем это стихотворение?
- Молодцы, угадали. А зачем мы загадали его вам? Да, верно это тема нашего урока.
Посмотрите на доску. Вам даны опорные слова: повторять, закреплять, обобщать, учиться, упражняться. Подумайте, какие глаголы нам необходимы для формулирования цели урока , сформулируйте ее.
Дети: Сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять материал по теме «Глагол».
- А почему глагол так называют ? (обозначает действие)
- Пусть наш урок пройдет под девизом:
Глагол - особая часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать
И обеспечит…
Тогда в конце урока для тебя успех!
3.Повторение
1)Выполнить морфологический разбор глагола по вариантам.
1 вариант: слушает;
2 вариант: смотреть.
Двое работают у доски.
Учитель: Сравните с доской, где допущены ошибки?
Самооценка (Я согласна с твоей отметкой. Мы считаем это необходимым уровнем и оцениваем его на 4, но поскольку тема «Глагол» сложная, к ней вы будете возвращаться в среднем звене, то я считаю, что можно ее взять как повышенный уровень и оценить на 5)
Учитель: Скажите, с какой целью мы выполняли это задание?
Ученики: Вспомнить морфологический разбор глагола, постоянные и непостоянные признаки глагола. (Что мы вспоминали, делая морф. разбор глагола?)
Учитель: Сделаем вывод! Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола.
Дети: Постоянные признаки – вид и спряжение, непостоянные признаки – время, лицо, число и род в прошедшем времени.
2)Спряжение.
Учитель: Что такое спряжение?
А) Прочитайте слова на доске. Всё ли я верно определила?
1 спр. – летать,
1 спр. – полёт,
1 спр. – полетим, лётная.
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2-му спряжению?
- Какие ещё глаголы относятся к 1 спряжению и 2-му спряжению?
Б) Задание: на доске написаны глаголы, мальчики должны выписать глаголы 2 спряжения, а девочки – 1-го спряжения.
Глаголы: идёт, летит, с.дит, п.ют, гнут, пьёт, гудит, б.гут, мчит, св.стят.
Cделать взаимопроверку в парах.
Ученики объясняют написание гласной в корне слова.
Учитель: Сделаем вывод. Почему вы легко определили спряжение у данных глаголов?
Ученики: В этих глаголах окончания ударные.
В) На доске: Прочитайте слово. Определите спряжение.
Поднима.т
- Как вы будете действовать?
Ученики рассказывают алгоритм определения спряжения, если окончание глагола безударное.
Г) Игра по рядам: “Не ошибись!”
На доску вывешиваются плакаты с глаголами для каждого ряда. Ученики по очереди передают мел друг другу, вставляя пропущенные буквы и определяя спряжение.
Перегон.те
наблюда.те
слыш.те
скаж.те
напада.те
постел.те
потерп.те
поигра.те
пожела.те
вид.т
мокн.т
топ.т
скаж.т
смотр.т
пил.т
сохн.т
Учитель: Проверим! Что объединяет глаголы каждой группы?
Учитель: С какой целью мы делали это задание?
Ученики: Вспомнить спряжение, какие глаголы к какому спряжению относятся, порядок определения спряжения, если окончание безударное.
Вывод: Как определить, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глагола?
Физкультминутка
3). Правописание слов с -ться-, -тся-.
Учитель: Посмотрите на доску. Когда мы пользуемся данной схемой?
Глагол
ться ? тся
(P.S. Что надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с -ться- и -тся-?)
Учитель: Предлагаю вам поработать в группах и составить небольшой рассказ, употребляя в нём только одни глаголы с сочетанием -ться-, -тся-. Вспомним правила работы в группах.
Тема рассказа: “Режим дня”. (Раздать листочки). Ребята работают в группах.
Например: Проснуться. Умыться. Одеться. Подтянуться. Отправиться. Учиться. Возвращаться. Заниматься. Разыграться. Ложиться.
Учитель: Кто составил другой рассказ?
Вывод: Как не ошибиться в написании слов с сочетанием -ться-, -тся-?
4). Разбор глагола по составу.
Слайд 8. Учитель: На доске схемы. Найдите “лишние” схемы. Объясните почему?
________л а ________лив ый
________ушк а _____________ЯТ
- Назовите порядок разбора глагола по составу.
Задание: Самостоятельно разобрать 2 глагола по составу.
Глаголы: везти, подумали.
- Проверим, что у вас получилось.
5). Работа по учебнику.
Оцените свою работу (оценка карандашом на полях).
6). Игра «Дуэль
Вы отлично отвечали,
Грамотно в тетрадь писали.
Только вот не поиграли…
А играть мы будем в игру, которая называется « Дуэль».
- Для игры я хочу пригласить двух мальчиков, которые очень хорошо усвоили тему «Глагол». Остальные ребята будут секундантами. Дуэлянты будут сражаться не оружием, а знаниями.
Правила игры таковы: один из учеников называет глагол (шутят, поссорились), (помогает, помиримся), а второй должен «отбить удар» - назвать форму глагола, т.е. его время, лицо, число, род, если его, конечно, можно определить. Если ответ дан верно, то второй игрок называет глагол, а «отбивается» первый.
- В этом сражении победила дружба.
Итог урока
- А теперь, ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Что вы могли бы сказать о себе, если вы были бы глаголом:
Я часть… речи.
Обозначаю… действие предмета.
Отвечаю на вопросы:…
Изменяюсь по …лицам, числам и родам (в пр. вр.)
Имею… начальную форму
В предложении чаще бываю …сказуемым.
- Молодцы, мы очень хорошо потрудились с вами.
Рефлексия.
-Давайте вернёмся к девизу урока и посмотрим – удалось ли глаголу нас заставить работать, читать, писать, спрягать.
Оценка.
-А теперь давайте каждый оценит себя и свои знания. Для этого откройте учебник найдите графы, которые можно отнести к теме «Глагол» и проставьте в окошках плюсы, если вы усвоили тему хорошо, полплюса, если что-то у вас не получается и минус, если тема не усвоена и надо еще над ней поработать.