СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Повторение изученного о глаголе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся повторяют и обобщают знания, которые получили при изучении темы " Глагол".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Повторение изученного о глаголе"»


Конспект урока «Повторение изученного о глаголе»


Тема: Повторение изученного о глаголе.

Цель: повторение знаний о глаголе.

Задачи: учить детей самостоятельно воспроизводить и использовать

              материал по данному вопросу о глаголе;

              формировать умение применять знания на практике;

                    продолжить работу над развитием  речи  учащихся;

                    способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка,

                    культуры общения, сотрудничества, ответственности.

Планируемые результаты:

Предметные:

 - систематизация знания о глаголе как части речи;

 - формирование умения определять грамматические признаки глагола;

 - овладение нормами русского литературного языка;

 - способность контролировать свои действия, проверять сказанное и

   написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), обобщать, выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, оценка своей работы.

Коммуникативные:

 - развивать умение сотрудничать;

 - уметь формулировать собственные мысли;

 - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

Развивать:

 - самостоятельность;

 - внимание, умение наблюдать и делать выводы.

     

Ход урока

  1. Этап самоопределения к деятельности.

- Ребята, сегодня наш урок хотелось бы начать с высказывания русской поэтессы Анны Ахматовой:

И мы сохраним тебя,

Русская речь,

Великое русское слово.

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Почему мы должны сохранить русскую речь? (Потому что сейчас многие люди засоряют родной язык, искажают его. Поэтому мы постараемся сохранить наш язык «чистым».)

- Какую роль играет в этом наш предмет?

2.Актуализация знаний.

- Угадайте, пожалуйста, о чем идет речь?

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет.

- О чем это стихотворение?

- Молодцы, угадали. А зачем мы загадали его вам? Да, верно это тема нашего урока.


Посмотрите на доску. Вам даны опорные слова: повторять, закреплять, обобщать, учиться, упражняться. Подумайте, какие глаголы нам необходимы для формулирования цели урока , сформулируйте ее.

Дети: Сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять материал по теме «Глагол».

- А почему глагол так называют ? (обозначает действие)

- Пусть наш урок пройдет под девизом:

Глагол - особая часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать

И обеспечит…

Тогда в конце урока для тебя успех!


3.Повторение

1)Выполнить морфологический разбор глагола по вариантам.

1 вариант: слушает;

2 вариант: смотреть.

Двое работают у доски.

Учитель: Сравните с доской, где допущены ошибки?

Самооценка (Я согласна с твоей отметкой. Мы считаем это необходимым уровнем и оцениваем его на 4, но поскольку тема «Глагол» сложная, к ней вы будете возвращаться в среднем звене, то я считаю, что можно ее взять как повышенный уровень и оценить на 5)

Учитель: Скажите, с какой целью мы выполняли это задание?

Ученики: Вспомнить морфологический разбор глагола, постоянные и непостоянные признаки глагола. (Что мы вспоминали, делая морф. разбор глагола?)

Учитель: Сделаем вывод! Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола.

Дети: Постоянные признаки – вид и спряжение, непостоянные признаки – время, лицо, число и род в прошедшем времени.


2)Спряжение.

Учитель: Что такое спряжение?

А) Прочитайте слова на доске. Всё ли я верно определила?

1 спр. – летать,

1 спр. – полёт,

1 спр. – полетим, лётная.

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2-му спряжению?

- Какие ещё глаголы относятся к 1 спряжению и 2-му спряжению?

Б) Задание: на доске написаны глаголы, мальчики должны выписать глаголы 2 спряжения, а девочки – 1-го спряжения.

Глаголы: идёт, летит, с.дит, п.ют, гнут, пьёт, гудит, б.гут, мчит, св.стят.

Cделать взаимопроверку в парах.

Ученики объясняют написание гласной в корне слова.

Учитель: Сделаем вывод. Почему вы легко определили спряжение у данных глаголов?

Ученики: В этих глаголах окончания ударные.

В) На доске: Прочитайте слово. Определите спряжение.

Поднима.т

- Как вы будете действовать?

Ученики рассказывают алгоритм определения спряжения, если окончание глагола безударное.

Г) Игра по рядам: “Не ошибись!”

На доску вывешиваются плакаты с глаголами для каждого ряда. Ученики по очереди передают мел друг другу, вставляя пропущенные буквы и определяя спряжение.

Перегон.те

наблюда.те

слыш.те

скаж.те

напада.те

постел.те

потерп.те

поигра.те

пожела.те

вид.т

мокн.т

топ.т

скаж.т

смотр.т

пил.т

сохн.т

Учитель: Проверим! Что объединяет глаголы каждой группы?

Учитель: С какой целью мы делали это задание?

Ученики: Вспомнить спряжение, какие глаголы к какому спряжению относятся, порядок определения спряжения, если окончание безударное.

Вывод: Как определить, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глагола?

Физкультминутка


3). Правописание слов с -ться-, -тся-.

Учитель: Посмотрите на доску. Когда мы пользуемся данной схемой?

Глагол
ться ? тся

(P.S. Что надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с -ться- и -тся-?)

Учитель: Предлагаю вам поработать в группах и составить небольшой рассказ, употребляя в нём только одни глаголы с сочетанием -ться-, -тся-. Вспомним правила работы в группах.

Тема рассказа: “Режим дня”. (Раздать листочки). Ребята работают в группах.

Например: Проснуться. Умыться. Одеться. Подтянуться. Отправиться. Учиться. Возвращаться. Заниматься. Разыграться. Ложиться.

Учитель: Кто составил другой рассказ?

Вывод: Как не ошибиться в написании слов с сочетанием -ться-, -тся-?

4). Разбор глагола по составу.

Слайд 8. Учитель: На доске схемы. Найдите “лишние” схемы. Объясните почему?

________л а ________лив ый

________ушк а _____________ЯТ

- Назовите порядок разбора глагола по составу.

Задание: Самостоятельно разобрать 2 глагола по составу.

Глаголы: везти, подумали.

- Проверим, что у вас получилось.

5). Работа по учебнику.

Оцените свою работу (оценка карандашом на полях).

6). Игра «Дуэль

Вы отлично отвечали,

Грамотно в тетрадь писали.

Только вот не поиграли…

А играть мы будем в игру, которая называется « Дуэль».

 - Для игры я хочу пригласить двух мальчиков, которые очень хорошо усвоили тему «Глагол». Остальные ребята будут секундантами. Дуэлянты будут сражаться не оружием, а знаниями.

 Правила игры таковы: один из учеников называет глагол (шутят, поссорились), (помогает, помиримся), а второй должен «отбить удар» - назвать форму глагола, т.е. его время, лицо, число, род, если его, конечно, можно определить. Если ответ дан верно, то второй игрок называет глагол, а «отбивается» первый.

- В этом сражении победила дружба.  

Итог урока

 - А теперь, ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Что вы могли бы сказать о себе, если вы были бы глаголом:

  • Я часть… речи.

  • Обозначаю… действие предмета.

  • Отвечаю на вопросы:…

  • Изменяюсь по …лицам, числам и родам (в пр. вр.)

  • Имею… начальную форму

  • В предложении чаще бываю …сказуемым.

- Молодцы, мы очень хорошо потрудились с вами.

Рефлексия.

-Давайте вернёмся к девизу урока и посмотрим – удалось ли глаголу нас заставить работать, читать, писать, спрягать.

Оценка.

-А теперь давайте каждый оценит себя и свои знания. Для этого откройте учебник найдите графы, которые можно отнести к теме «Глагол» и проставьте в окошках плюсы, если вы усвоили тему хорошо, полплюса, если что-то у вас не получается и минус, если тема не усвоена и надо еще над ней поработать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!