СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по духовно - нравственному направлению.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывки):

“В тот год осенняя погода..” и “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”».

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по духовно - нравственному направлению.»

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за занятие (мероприятие): _____________









ВПД. 2. Организация внеурочной деятельности и общения учащихся


МДК Практикум по организации внеурочной работы в области духовно-нравственного направления









Конспект внеурочного занятия (мероприятия)

по внеурочной работе в области

духовно-нравственного направления


4 класса












Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

Тема: «А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывки):

“В тот год осенняя погода..” и “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”».

Дата проведения: 16.04.2019г.

Место проведения: МАОУ Гимназия №2.

Форма внеурочного занятия: беседа.

Цель: создать благоприятные условия для формирования знаний у обучающихся о годах жизни А.С. Пушкина и отрывках из романа «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…».


Задачи:

Воспитательные: воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру; воспитывать внимательное отношение к сверстникам; воспитать нравственное отношение в коллективе.

Развивающие: развитие умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие познавательного интереса; развивать творческие способности, речь детей. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека, закреплять знания о вежливых словах; формирование выделять объект исследования; формировать умения работать в группе; формировать умения планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные: развить способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.

Метапредметные:

Формирование регулятивных УУД: формировать умения анализировать полученные знания и применять их на практике.

Формирование коммуникативных УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной с учётом жизненных речевых ситуаций; умение работать в малых группах; слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками, находить общее решение; осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, быть готовыми изменить свою точку зрения.

Формирование познавательных УУД: пользоваться толковыми словарями и полученными ранее знаниями, добывать новые знания, извлекая их из увиденного.; самостоятельно перерабатывать полученную информацию, делая выводы.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор.

Ход занятия

  1. Подготовительный этап.

У: Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Меня зовут Татьяна Андреевна. Сегодня занятия проведу у вас я.

1)Вводная беседа.

У: А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран. Что вы видите?

О: Чистоговорку.

У: Варежки у Вали,

Валенки у Вари.

У: Прочитайте про себя. Теперь давайте прочитаем ее медленно по слогам хором.

Ва-реж-ки у Ва-ли,

Ва-лен-ки у Ва-ри.

У: Теперь давайте прочитаем эту чистоговорку целыми словами в среднем темпе хором. Давайте прочитаем теперь быстро. Помните, что звуки должны произноситься четко и внятно. Теперь есть желающие индивидуально прочитать чистоговорку.


  1. Основной этап.

  1. Знакомство с автором.

У: Ребята, посмотрите на слайд. Вы, знаете кто это?

О: Это, портрет А.С. Пушкина.

У: Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

О: Знакомиться с творчеством поэта.

У: Тема сегодняшнего занятия отрывки из романа «Евгений Онегин».

У: Какие цели перед собой поставим на этот урок?

У: На этом уроке мы окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом. С какими произведениями Александра Сергеевича вы уже знакомы? Назовите их.

О: «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…» и т.д.

У: Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, мы познакомимся с самим автором.

У: По словам современников, А.С. Пушкин был небольшого роста, в детстве у него были белокурые курчавые волосы, потом они стали тёмно-русыми, глаза были голубые, кожа – светлая. У: В то время очень модно было французское воспитание: маленький Саша говорил и читал только по-французски. В детстве А.С. Пушкин был очень подвижным, шаловливым мальчиком, обладал необыкновенным умом и памятью.

  1. Просмотр фрагмента фильма.

У: А сейчас посмотрим фрагменты фильма «А.С. Пушкин». Будьте очень внимательны.

Просмотр фильма о детстве поэта (до 1:58) с последующими ответами на вопросы:

У: Где родился А.С.Пушкин?

О: В Москве.

У: В какой семье рос будущий поэт?

О: В дворянской.

У: У кого учился маленький Саша русскому языку?

О: У няни Арины Родионовны и у бабушки Марии Алексеевны.

У: Куда отправили А.С.Пушкина учится?

О: Его отправили учиться в Царскосельский лицей?

  1. Прослушивание отрывка стихотворения.

У: Послушайте внимательно первый отрывок. Поделитесь чувствами.

У: Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их?

У: Откройте учебник на стр.128.

У: Какой тип рифмовки используется в первом четверостишии?

О: Перекрестная рифма.

У: А во втором?

О: Парная.

У: В третьем?

О: Охватная.

У: В заключительном двустишии?

О: Парная.

У: Прочитайте вопрос Кости на стр.128. А как думаете вы?

У: Прочитайте 1 абзац на стр.129. Как же нужно читать данную строфу? Можно ли сделать паузу в конце первого четверостишия? А в конце третьего? Давайте проверим это. Прочитайте, что заметил Миша: все как-то перетекает одно в другое, как-то плавненько, незаметно. Даже непонятно, где какая часть. Все - единое целое. Костя напомнил, что все вместе одна строфа. Вы согласны с Мишей и Костей? А вот Маша думает, что здесь две смысловые части. Сначала – ожидание зимы и первого снега. Потом – то, что Татьяна видит из окна. Вы согласитесь с Машей? Давайте перечитаем текст и выделим части.



  1. Прослушивание отрывка стихотворения.

У: Слушаем второй отрывок из романа А. С. Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”. Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их?

У: Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть. Почему? На 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом.

У: Давайте найдем устаревшие слова и объясним.

У: Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.

Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

Тулуп – долгополая меховая шуба.

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

У: Сколько смысловых частей в этой строфе? Маша считает, что их три. Вы с ней согласитесь?

У: Проверьте, каким типом рифмовки поэт пользуется в первом (перекрестная), во втором (парная), в третьем (охватная) четверостишиях и в заключительном двустишии (парная).

У: А рифмуются ли заключительные две строчки? Порядок использования рифмовок в этом отрывке такой же, как и в предыдущем?

У: В этой строфе три разные картинки, героями которых являются три наездника и три лошадки, - сказала Евдокия Васильевна. Для создания каждой картинки поэт выбрал именно такой, а не другой тип рифмовки. У: Кто сможет объяснить почему?

У: В этом стихотворном отрывке перед нами три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму.

У: Для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага.

У: Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега.

У: Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет.

У: Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итог, характер.



  1. Заключительный этап:

У: Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывками из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму?

У: Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу “онегинская строфа”.

У: Сколько строчек составляет строфа, названая “онегинской”?

О: 14 строчек.

У: Сейчас я вам предлагаю выбрать один из отрывков и прочитать его выразительно, а дома выучить наизусть.

У: Наше с вами занятие подходит к концу.

У: Как называется произведение, отрывки из которого мы читали?

У: Кто его написал?

У: Что нового узнали?

У: Достигли поставленной цели?

Занятие закончено. До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!