Урок 2
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Число и цифра 7».
Автор: А.И. Шушковская (АПК и ППРО РФ, ЦСДП «Школа 2000…»).
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок и о его составе, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 7, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока (мелом на доске):
Без терпенья нет ученья!
2) изображение Белоснежки:
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_1.jpeg)
3) задание № 2 для этапа 2:
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_2.png)
4) числовой отрезок в пределах 6;
5) эталон сложения и вычитания с помощью числового отрезка (см. урок 27, часть 1, М-1);
6) задание для пробного действия:
4 + 3 =
7) графическая модель числа 6:
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_3.png)
8) изображение цифры 7:
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_4.png)
8) карточки с составом числа 7:
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_5.png)
10) образец для самопроверки № 1, стр. 2:
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_6.png)
Раздаточный материал:
1) карточки с заданием № 1 для этапа 2:
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_7.png)
2) образец для самопроверки задания № 1 на этапе 2:
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_8.png)
3) числовые отрезки в пределах 6 для папок – файлов;
4) 7 двусторонних прямоугольников (на каждую пару);
5) эталоны к уроку 2, части 2, М-1, из пособия «Построй свою математику»;
6) образец для самопроверки самостоятельной работы:
№ 2 (1), стр. 2
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_9.png)
7) картинки с изображением Гномика:
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_10.jpeg)
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыт девиз урока (Д–1):
Без терпенья нет ученья!
Прочитайте слова, написанные на доске.
Почему в учении требуется много терпенья? (Бывает трудно самому «открывать» новые знания.)
Какие еще качества нужны в учении? (Усердие, трудолюбие, …)
Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества. А поможет в этом ваша гостья.
Учитель открывает на доске изображение Белоснежки (Д-2).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 6 и цифрами;
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 6;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Актуализировать умение соотносить количества предметов с графической моделью чисел 1 – 6 и цифрами.
Учитель раздает каждому учащемуся карточку с заданием № 1 для этапа 2 (Р-1):
![](https://fhd.multiurok.ru/7/6/9/76953f237687d0d84f4358abf049504924ad6f92/konspiekt-uroka-tiema-chislo-i-tsifra-7_11.png)
Белоснежка пришла не одна, а с друзьями. Назовите их. (Собачки, кошечка, …)
Какое задание вы сейчас должны выполнить? (Сосчитать количество животных, найти нужную графическую запись и записать это число в виде цифры.)
Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание № 1 на карточках Р-1. Проверка организуется по образцу Р-2.
2) Актуализация вычислительного навыка в пределах 6.
Учитель открывает на доске задание 2 (Д-2) и числовой отрезок 1-6 (Д-4). У каждого учащегося в папке – файле числовой отрезок в пределах 6 (Р-3).
Учитель фиксирует на доске эталон действий на числовом отрезке Д-5.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления с помощью числового отрезка.
3) Задание для пробного действия.
Что вы повторили? (Графические модели чисел и обозначение их цифрой, сложение и вычитание с помощью числового отрезка, сложение и вычитание в пределах 6.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Я вижу, что вам это интересно.
Белоснежка может уже решать и такие примеры.
Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-6:
4 + 3 =
Необходимо решить этот пример с помощью числового отрезка.
Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем, нужно сначала решить этот пример.)
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках Р-3.
Учащиеся поднимают руки.
Учащиеся называют ответы. Если учащиеся называют не правильной ответ, учитель проводит анализ действий учащихся, указывая на ошибку.
Учащиеся в замешательстве.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание выполняли? (Мы должны были решить пример с помощью числового отрезка.)
Каким способом вы пытались воспользоваться? (Правилом сложения с помощью числового отрезка.)
В чем затруднение? (Не хватает числового отрезка.)
Почему же возникло затруднение? (Мы не изучали число 7, у нас нет эталона.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель поставите перед собой на уроке? (Изучить число 7.)
Итак, тема урока: «Число и цифра 7».
Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 7? (Мы сначала определим место числа 7 на числовом отрезке, договоримся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 7, а потом откроем состав числа 7.)
Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав числа 7 на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Обозначение места числа 7 на числовом отрезке.
Учитель на доске продлевает числовой отрезок до числа 7.
2) Согласование графической модели числа 7.
Итак, какой следующий шаг? (Договориться в обозначении числа 7 с помощью точек.)
Что нам поможет? (Графическая модель числа 6.)
Учитель открывает на доске графическую модель числа 6 (Д-7).
Учитель достраивает графическую модель числа 7.
3) Согласование записи цифры 7.
Учитель вывешивает на доску изображение цифры 7 (Д-8).
У
чащиеся комментируют последовательность шагов написания цифры 7, учитель показывает последовательность действий на изображении Д-8. Таким образом, эталон числа 7 может выглядеть так:
4) Работа над составом числа 8.
Какой еще шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 7.)
Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
Положите перед собой 7 двусторонних прямоугольников.
Учащиеся выкладывают перед собой прямоугольники Р-4.
Учащиеся выстраивают модель отрезка из прямоугольников так, чтобы все прямоугольники лежали на столе одного цвета.
Учащиеся в парах определяют состав числа 7.
Учащиеся называют пары чисел, учитель фиксирует на доске с помощью карточек Д-9.
Учитель раздает учащимся эталоны Р-5.
Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно «открыли».)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что теперь вы можете делать? (Решать примеры в пределах 7, записывать число 7, …)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания о числе 7.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 7 и состав числа 7.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Местонахождение числа 7 в числовом ряду.
2) Написание цифры 7.
Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 7? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)
Теперь давайте потренируемся писать цифру 7 на бумаге. Найдите пропись на странице 3 в учебнике.
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.
3) Работа над составом числа 7.
Учащиеся с места проговаривают состав числа 7.
№ 1 (1), стр. 2
Один ученик с места комментирует выполнение задания.
4) Работа в парах.
№ 1 (2, 3), стр. 2
Учащиеся в парах выполняют второй и третий столбики. Проверка организуется по образцу Д-10.
Кто из вас допустил ошибки?
В чем ваша ошибка?
Исправьте ошибки.
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность представления о составе числа 7.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 2 (1), стр. 2
На работу отводится 2 - 3 минуты. Проверка организуется по подробному образцу Р-6.
Сравните свою запись с образцом.
Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
У кого верно выполнены все задания?
Дети поднимают руки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение сравнивать группы предметов по количеству.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 3, стр. 2
Учитель заранее выносит задание на доску.
Один из учащихся комментирует с места:
Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 7 фигур, во втором 3. Первый мешочек больше второго, т. к. 7 больше 3. Поставим знак «больше».
Далее учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание, комментируя свои действия.
Можно предложить учащимся выполнить это задание в парах. Проверку, в этом случае, необходимо организовать по заранее подготовленному образцу.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 7.)
Нам удалось достичь цель? (Да.)
Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
Кто к нам приходил в гости? (Белоснежка.)
Учитель раздает учащимся картинки с изображением Гномика Р-7.
Оцените свою работу. Посмотрите на картинку. Что вы заметили? (У Гномика нет рта.)
Давайте его дорисуем. Если вам удалось сделать «открытие» и не осталось на конец урока вопросов, то нарисуйте улыбку. Если вам удалось сделать «открытие», но остались на конец урока вопросы, то сделайте Гномика серьезным. Если вам не удалось сделать «открытие» и остались на конец урока вопросов, то сделайте Гномика грустным.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
Д
Домашнее задание:
№ 2 (2), стр. 2, № 5, стр. 3
☺ пропись (2 строка), стр. 3.
алее учитель комментирует домашнее задание:
8