СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КУДА ТЕКУТ РЕКИ? Окружающий мир 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

КУДА ТЕКУТ РЕКИ? Окружающий мир 1 класс

Просмотр содержимого документа
«КУДА ТЕКУТ РЕКИ? Окружающий мир 1 класс»

Урок 26. Куда текут реки?

Цели деятельности учителя: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; получат возможность научиться рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Куда текут реки?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/826/download; физическая карта, глобус, два стакана с водой (пресная и морская), кукла Злючка-Грязючка.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

а) Подготовка рабочего места.

б) Повторение изученного материала.

Учитель. Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все – и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

Ученики. Земля.

Учитель. А вот вторая загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ученики. Глобус. Земля имеет форму шара. Это видели космонавты. Можно совершить кругосветное путешествие вокруг Земли. Глобус – это модель Земли.

II. Объяснение нового материала.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о реках и морях; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

1. Беседа.

Учитель. Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то какого цвета он кажется? (Глобус вращают.)

Ученики. Голубого.

Учитель. А все потому, что этой краски на нем больше всего. Больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.

Муравей. Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня будем говорить на уроке.

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Ученики. Река.

Учитель. И мой сегодня вопрос: куда текут реки?

Ученики. Реки впадают в моря, океаны.

Учитель. Я хочу прочитать вам рассказ А. А. Плешакова «Вода-путешественница». Я буду читать, а вы возьмите карандаш и следите, как течет река, по рисунку в учебнике (с. 66–67).

2. Работа по учебнику.

Учитель. Плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река?

Ученики. В реку Оку.

Учитель. Плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите, какая еще река несет свои воды в Оку?

Ученики. Река Москва.

Учитель. Плывем дальше. Куда впадает река Ока?

Ученики. В Волгу.

Учитель. А на какой реке мы живем?

Ученики. На Волге.

Учитель. Теперь поплывем по реке Волге. Ребята, вспомните, а что вы видели на Волге?

Ученики. Баржи, которые перевозят грузы, теплоходы, катера. На берегу есть порт, куда причаливают корабли.

Учитель. Да, Волга – могучая русская река. У берегов нашего города она широка и судоходна. А посмотрите, как начинается Волга: с маленького ручейка на Валдайской возвышенности! Затем проходит через города Нижний Новгород, Ульяновск, Самару, Саратов, Волгоград, Астрахань. (Показ по физической карте.) Куда впадает Волга?

Ученики. В Каспийское море.

Учитель. А теперь посмотрите, какое большое путешествие мы совершили – от маленькой речки до большого моря.

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Петляет речка И вдруг стрелой

На лугу: Вонзилась в лес

Колечко сделала, Большой реке

Дугу… Наперерез. (Имитация движений.)

III. Самостоятельная работа.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Открыть рабочую тетрадь. Собрать мозаику.

Учитель. Чем различаются река и море?

Ученики. У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так как оно очень большое.

Учитель. А вода в реке и море одинаковая или нет? Прочитайте вывод Мудрой Черепахи в учебнике (с. 67).

IV. Практическая работа.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Учитель. Знаете ли вы вкус соли? Сахара? Лимона? Лука? Вам хорошо знаком вкус хлеба, молока, яблок. Можно ли назвать воду сладкой, соленой, кислой, горькой?

1. На столе два стакана. Определите, в каком стакане речная вода, а в каком – морская.

Ученики пробуют воду на вкус (1-й стакан – питьевая вода, 2-й стакан – подсоленная пищевой солью).

2. Приготовьте морскую воду. (Ученики насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус.)

Учитель. Мы с вами использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль можно купить в аптеке. Ее используют для лечебных ванн.

V. Итоги урока.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Учитель. Отгадайте загадку.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море.

Ученики. Река.

Учитель. А вот еще загадка:

Кругом вода,

А с питьем – беда.

Ученики. Море.

Учитель. А что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ученики. Река впадает в другую реку или море. Вода в реке пресная, а в море – соленая. Люди защищают воду от Злючки-Грязючки.

Рекомендации для родителей: приобрести в аптеке морскую соль. Вместе с ребенком приготовить ванну с морской солью. На упаковке с морской солью прочитать, для каких целей она используется.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!