Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 134 Санкт-Петербурга им. С. Дудко Протокол от 27.05.2022 № 7/22 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____/ В.П. Кириллова/ 27.05.2022 | УТВЕРЖДЕНО Директор _____ / М.А. Никифорова/ Приказ от 27.05.2022 № 59/2 | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 8 «А» класса
2022-2023 учебный год
срок реализации – 1 год
учитель-составитель:
Т.И. Киреева
Санкт-Петербург
2022
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Содержание учебного предмета | 7 |
3. | Тематическое планирование по учебному предмету | 8 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по Музыке (далее – рабочая программа) составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897 (ред. 11.12.2020) (далее ФГОС ООО);
Реестра примерных основных общеобразовательных программ;
Основной образовательной программы общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко;
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год;
Положения о рабочей программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год.
В 8 классе на изучение учебного предмета «Музыка» отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса: Критская Е.Д. Сергеева Г.П. «Музыка». Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия для общеобразовательных учреждений Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение.
Образовательные электронные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Российское образование | http://www.edu.ru |
Ресурсы для открытой мультимедиа среды | http://fcior.edu.ru |
Российская электронная школа | https://resh.edu.ru/ |
Городской портал дистанционного обучения | https://do2.rcokoit.ru/ |
Классическая музыка | http://classic.chubrik.ru |
Музыкальный энциклопедический словарь | http://www.music-dic.ru |
Википедия. Свободная энциклопедия | http://www.music-dic.ru |
Основная цель реализации программы - формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Программа направлена на формирование и обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
В результате освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Организация контроля
№ урока | Тема контроля |
18 | Контроль знаний по теме «Классика и современность» |
29 | Контроль знаний по теме «Традиции и новаторство в музыке» |
Cодержание учебного предмета
Классика и современность - 18 ч
Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».
Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви». Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты».
Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец».
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.
Традиции и новаторство в музыке -16
Музыканты - извечные маги. И снова в музыкальном театре…Опера «Порги и Бесс» (фрагменты) Дж. Гершвин. Рыбников «Юнона и Авось». Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе.
Портреты великих исполнителей: Елена Образцова, Майя Плисецкая. Балет «Кармен - сюита» (фрагменты) Р. Щедрин.
Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке.
В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата.
Музыка в храмовом синтезе искусств. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь, что стремиться в храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов. Свет фресок Дионисия миру («Фрески Дионисия»). Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена»). Р. Щедрин.
Музыка – это огромный мир, окружающий человека… проектная работа.
Тематическое планирование по учебному предмету
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Сроки | Примечание д.з |
План | Факт |
Классика и современность -18 ч. |
1 | Классика в нашей жизни | Определяют роль музыки в жизни человека. Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Обосновывают свои предпочтения в ситуации выбора. | 1 неделя | | с. 6-7 |
2 | В музыкальном театре. Опера | Выявляют (распознают) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Называют имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнают наиболее значимые их произведения и интерпретации. | 2 неделя | | с. 8-9 |
3 | Опера «Князь Игорь» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). | 3 неделя | | с. 10-13 |
4 | Опера «Князь Игорь» | Выявляют (распознают) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Выявляют особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных стилей | 4 неделя | | с. 14-17 |
5 | В музыкальном театре. Балет | Выявляют особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Осуществляют поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. | 5 неделя | | с. 18-19 |
6 | Балет «Ярославна» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов | 6 неделя | | с. 20-25 |
7 | Мюзикл. Рок-опера. Рок-опера «Юнона и Авось» | Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). | 7 неделя | | с. 26-27 |
8 | «Человек есть тайна» | Эмоционально-образно воспринимают и оценивают музыкальные произведения различных жанров и стилей классической | 8 неделя | | с. 28-31 |
9 | Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобрази-тельного искусства. Творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации | 9 неделя | | с. 32-35 |
10 | Музыка к спектаклю «Ромео и Джульетта» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства | 10 неделя | | с. 36-37 |
11 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. | Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). | 11 неделя | | с. 38-40 |
12 | «Пер Гюнт" Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена | Находят и классифицируют информацию о музыке, ее создателях и исполнителях, критически ее оценивают. | 12 неделя | | с. 40-43 |
13 | «Гоголь-сюита» | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | 13 неделя | | с. 44-47 |
14 | Организация деятельности по работе над проектами | Выбирают темы для проектов. Знакомятся с алгоритмом работы над проектами | 14 неделя | | |
15 | Музыка в кино | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства | 15 неделя | | с 48-51 |
16 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта | Самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов | 16 неделя | | с. 52-55 |
17 | В концертном зале. Симфония№5 П.Чайковский. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьев | Самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов | 17 неделя | | с. 56-59 |
18 | Контроль знаний по теме "Классика и современность" | Тестовая работа | 18 неделя | | с. 60-61 |
Традиции и новаторство в музыке – 16 ч. |
19 | Музыканты -извечные маги. И снова в музыкальном театре | Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы | 19 неделя | | с. 64-67 |
20 | «Порги и Бесс» Первая американская национальная опера | Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Эмоционально-образно воспринимают и оценивают музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. | 20 неделя | | с. 68-73 |
21 | Опера «Кармен» | Самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | 21 неделя | | с. 74-79 |
22 | Портреты великих исполнителей Е. Образцова | Самостоятельно исследуют творческие биографии исполнителей. | 22 неделя | | с. 80-81 |
23 | Балет «Кармен-сюита» | Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Эмоционально-образно воспринимают и оценивают музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. | 23 неделя | | с. 82-87 |
24 | Балет «Кармен-сюита». Портреты великих исполнителей Майя Плисецкая | Совершенствуют представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). | 24 неделя | | с. 88-91 |
25 | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете | 25 неделя | | с. 92-95 |
26 | Классика в современной обработке | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Совершенствуют умения при составлении домашней фонотеки | 26 неделя | | с. 96-97 |
27 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинград-ская» Д.Д Шостакович | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Совершенствуют умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, | 27 неделя | | с. 98-101 |
28 | Музыка в храмовом синтезе искусств. Галерея религиозных образов | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства | 28 неделя | | с. 102-107 |
29 | Контроль знаний по теме «Традиции и новаторство в музыке» | Тестовая работа | 29 неделя | | с. 108-109 |
30 | Неизвестный Свиридов. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия миру | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства | 30 неделя | | с. 110-115 |
31 | Музыкальные завещания потомкам | Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства | 31 неделя | | с. 116-119 |
32 | Защита исследовательских проектов | Защищают проекты | 32 неделя | | с. 120-123 |
33 | Защита исследовательских проектов | Защищают проекты | 33 неделя | | |
34 | Итоги проектной деятельности | Анализ защиты проектов | 34 неделя | | |
| Итого: 34 часа. | | | | |
15