РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «Основы компьютерной грамотности»
Предметная область: Математика и информатика.
5 класс
основное общее образование
уровень - базовый
Рабочая программа по основам компьютерной грамотности составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014» и утверждена в соответствии с Положением о рабочей программе.
Сроки реализации 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Малеева Татьяна Николаевна,
учитель физики и информатики
Заринск
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике разработана в соответствии:
в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 15 с углублённым изучением отдельных предметов на 2017-2018 учебный год;
в соответствии с Положением о Рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, (модулей) МБОУ СОШ №15 г. Заринска;
в соответствии с авторской программой А.Ю. Босова, Л.Л.Босова. «Информатика. 5 класс.» — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
Цели и задачи обучения предмету
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Количество часов
Авторская программа рассчитана на 35 часов. С учетом календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год рабочая составлена в 5б,в – 33ч. Выполнение авторской программы в полном объеме предусмотрено сокращением часов итогового повторения на 2 часов.
МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане основной школы информатика представлена как расширенный курс в 5 – 9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов). В 5 классе всего часов 35.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
-владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
-опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
-владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и метода-ми освоения новых инструментальных средств;
-владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
-умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
-умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
-умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
-умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
-навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Содержание учебного предмета, курса.
1. Информация вокруг нас - 13 часов
Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его структура. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
2. Информационные технологии - 13 часов
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
3. Информационное моделирование – 3 часа
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
4. Элементы Понятие исполнителя – 4 часа
Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, алгоритмизации Черепаха и др.
5.Резерв – 2 часа
Дистанционно изучаются:
Урок 2 - Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Урок 7 - Электронная почта.
Урок 19 - Компьютерная графика. Инструменты графического редактора.
Урок 29 - Табличная форма записи плана действий.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | Из них контрольных работ |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация. Информация вокруг нас. | 1 | 1 неделя | |
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 | 2 неделя | |
3 | Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру. | 1 | 3 неделя | |
4 | Управление компьютером. вспоминаем приемы управлением компьютером. | 1 | 4 неделя | |
5 | Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы. | 1 | 5 неделя | |
6 | Передача информации. | 1 | 6 неделя | |
7 | Электронная почта. Работаем с электронной почтой. | 1 | 7 неделя | |
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации. | 1 | 8 неделя | |
9 | Метод координат. | 1 | 9 неделя | |
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. | 1 | 10 неделя | |
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст. | 1 | 11 неделя | |
12 | Редактирование текста. Редактируем текст. | 1 | 12 неделя | |
13 | Работа с фрагментами текста. | 1 | 13 неделя | |
14 | Форматирование текста. Форматируем текст. | 1 | 14 неделя | |
15 | Структура таблицы. Создаем таблицы. | 1 | 15 неделя | |
16 | Табличное решение логических задач. | 1 | 16 неделя | |
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. | 1 | 17 неделя | |
18 | Диаграммы. Строим диаграммы. | 1 | | |
19 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора | 1 | 19 неделя | |
20 | Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами. | 1 | 20 неделя | |
21 | Планируем работу в графическом редакторе. | 1 | 21 неделя | |
22 | Разнообразие задач обработки информации. | 1 | 22 неделя | |
23 | Кодирование как изменение формы представления информации. | 1 | 23 неделя | |
24 | Систематизация информации. Создаем списки. | 1 | 24 неделя | |
25 | Поиск информации. Ищем информацию в сети интернет. | 1 | 25 неделя | |
26 | Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор. | 1 | 26 неделя | |
27 | Преобразование информации путем рассуждений. | 1 | 27 неделя | |
28 | Разработка плана действий и его запись. | 1 | 28 неделя | |
29 | Запись плана действий в табличной форме. | 1 | 29 неделя | |
30 | Создание движущихся изображений | 1 | 30 неделя | |
31 | Создание анимации по собственному замыслу. | 1 | 31 неделя | |
Итоговое повторение |
32-33 | Создание слайд-шоу (выполнение и защита итогового проекта) | 1 | 32-33 неделя | |
34-35 | Резерв учебного времени. | 1 | 34 – 35 неделя | |
5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика программа для основной школы 5 – 6 классы. 7 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие 5 – 6 классы.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Перечень оборудования и приборов
Экран.
Проектор.
Системный блок.
Монитор.
Колонки «Genius».
Клавиатура «Kraftway».
Принтер.
WEB-камера.
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Цифровые образовательные ресурсы
Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. http://school-collection.edu.ru
Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. http://fcior.edu.ru/
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
Интернет - ресурсы
Виртуальный компьютерный музей. http://katalog.iot.ru/?cat=28
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» - http://inf.1september.ru
Литература, рекомендованная для учащихся
Название | Класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов. | 5-7 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2008 |
Литература, использованная при подготовки программы
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика программа для основной школы 5 – 6 классы. 7 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 1
Критерии оценивания
Критерии составлены на основе методических рекомендаций Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с. 335) и утверждены на заседании МО учителей математики, информатики и физики. Протокол №1 от 29.08.17.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования эта форма контроля не вызывает у школьников особых затруднений.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
12