СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Кубик Блума"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать как применение приёма технологии развития критического мышления на уроках

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Кубик Блума"»

Мастер – класс   Применение технологии критического мышления приём «Кубик Блума» на уроках истории

Мастер – класс

Применение технологии критического мышления приём

«Кубик Блума»

на уроках истории

     Цели современного образования, обозначенные ФГОС, обращены на принцип «учить не науке, а учить учиться»  Как развивать в ребёнке навыки критического мышления? Какие приёмы использовать?  Хочу предложить один из популярных приёмов ТРКМ, разработанный американским учёным и психологом Б.Блумом. Приём называется «Кубик Блума»

Цели современного образования, обозначенные ФГОС, обращены на принцип «учить не науке, а учить учиться» Как развивать в ребёнке навыки критического мышления? Какие приёмы использовать? Хочу предложить один из популярных приёмов ТРКМ, разработанный американским учёным и психологом Б.Блумом. Приём называется «Кубик Блума»

«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. 

«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. 

Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом , автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока: когнитивную , то есть «знаю»; психомоторную - «творю»; аффективную — «умею».

Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом , автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:

когнитивную , то есть «знаю»;

психомоторную - «творю»;

аффективную — «умею».

Бенджамин Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».  Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: Назови… Почему… Объясни… Предложи… Придумай… Поделись…

Бенджамин Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

Кубик Блума Названия граней затрагивают все уровни познания

Кубик Блума

Названия граней затрагивают все уровни познания

Правила применения приёма «Кубик Блума» Работа с кубиком строится следующим образом: 1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. 2. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. 3. Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.  Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят.

Правила применения приёма «Кубик Блума»

Работа с кубиком строится следующим образом:

1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

2. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

3. Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи: Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Например, на уроке истории вопрос может звучать так: «Почему Пётр I носил прозвище Великий?». Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни» ,  ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний.

Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Например, на уроке истории вопрос может звучать так: «Почему Пётр I носил прозвище Великий?».

Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни» , ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы.

«Предложи» предложение своего пути применения изученного на практике. Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны  «Придумай», подразумевают творческое задание. Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности.  В старшем звене ученики могут не только отвечать, но и сами формулировать вопросы.

«Предложи» предложение своего пути применения изученного на практике.

Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны  «Придумай», подразумевают творческое задание.

Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. 

В старшем звене ученики могут не только отвечать, но и сами формулировать вопросы.

Применение приёма «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа.  Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой , то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма , необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Применение приёма

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. 

Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой , то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма , необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

В процессе работы над темой «Политика Петра I» кубик легко сделать таким:  1. Назови основные направления политики Петра I. 2. Почему во времена Петра I Россия переживала небывалый культурно-экономический подъём? 3. Объясни, какие цели преследовал Пётр I, отправляясь в поездки за границу? 4. Предложи аргументы в защиту актуальности политики Петра I в наши дни. 5. Придумай 5 аргументов в пользу экономических преобразований Петра Великого. 6. Как ты считаешь, какие направления общественно-политической жизни волновали бы правителя сегодня?

В процессе работы над темой «Политика Петра I» кубик легко сделать таким:

1. Назови основные направления политики Петра I.

2. Почему во времена Петра I Россия переживала небывалый культурно-экономический подъём?

3. Объясни, какие цели преследовал Пётр I, отправляясь в поездки за границу?

4. Предложи аргументы в защиту актуальности политики Петра I в наши дни.

5. Придумай 5 аргументов в пользу экономических преобразований Петра Великого.

6. Как ты считаешь, какие направления общественно-политической жизни волновали бы правителя сегодня?

Классификация вопросов (по Бенджамину Блуму): 1)    Простой  (Когда ...? Где? Как зовут?) -  о фактах, опирается на память и обеспечивает узнавание полученной информации.   2)    Уточняющий    (обеспечивает   обратную   связь   учителя   и ученика; учитель перефразирует ответ ученика,   начиная  со слов  «Вы хотели сказать, что ... ?» или «Правильно ли я понял, что ....?»).   3)   Оценочный  («Хорошо ли поступил ...?», «Как вы относитесь к тому, что ...?») - выражает эмоции, чувства, отношение к какому-либо явлению или событию; субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений.

Классификация вопросов (по Бенджамину Блуму):

1)    Простой  (Когда ...? Где? Как зовут?) -  о фактах, опирается на память и обеспечивает узнавание полученной информации. 2)    Уточняющий    (обеспечивает   обратную   связь   учителя   и ученика; учитель перефразирует ответ ученика,   начиная  со слов  «Вы хотели сказать, что ... ?» или

«Правильно ли я понял, что ....?»).

3)   Оценочный  («Хорошо ли поступил ...?», «Как вы относитесь к тому, что ...?») - выражает эмоции, чувства, отношение к какому-либо явлению или событию; субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений.

4)     Интерпретация  («Почему ...?») - вопрос о мотивах, причинах события, перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями.   5)    Творческий  («Что было до этого?», «Что произойдет, если?», «Что могло быть до этого?», «Как он поведёт себя в другой ситуации»)   -   связан   с   прогнозом   в   прошлое   или   в   будущее,   творческим применением знаний.               6)    Практический  («Как можно использовать в жизни...?») – связан с  использованием  информации  как средства для  решения   проблем   в сюжетном контексте или же вне его.  

4)     Интерпретация  («Почему ...?») - вопрос о мотивах, причинах события, перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями. 5)    Творческий  («Что было до этого?», «Что произойдет, если?», «Что могло быть до этого?», «Как он поведёт себя в другой ситуации»)   -   связан   с   прогнозом   в   прошлое   или   в   будущее,   творческим применением знаний.             6)    Практический  («Как можно использовать в жизни...?») – связан с  использованием  информации  как средства для  решения   проблем   в сюжетном контексте или же вне его.

 

Возможны два режима использования данного приёма:  1. Учитель задаёт соответствующие вопросы. 2. Ученики формулируют вопросы. Причём можно заметить, что не только гораздо легче  ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их. Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей. Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” . И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов-заданий. Приём “Кубик Блума” можно использовать как самостоятельно, так и в контексте « Техники активно-продуктивного чтения”» .

Возможны два режима использования данного приёма:

1. Учитель задаёт соответствующие вопросы.

2. Ученики формулируют вопросы.

Причём можно заметить, что не только гораздо легче  ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.

Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.

Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” .

И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов-заданий.

Приём “Кубик Блума” можно использовать как самостоятельно, так и в контексте « Техники активно-продуктивного чтения”» .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!