СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к проведению Всероссийской олимпиады школьников (школьный этап) по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы подобраны из разных источников. Русский язык - 5 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Материалы к проведению Всероссийской олимпиады школьников (школьный этап) по русскому языку 5 класс»

Олимпиада по русскому языку

5 класс.

1. Запишите пятую, двенадцатую, тридцать третью буквы русского алфавита.

2. Расставьте ударение в словах.

Силосный, агентство, каталог, звонишь, творог, наскоро, инфинитив, пролила, красивее, вы правы.

3. Составьте слова из следующих звуков:

[ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п]

[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ]

[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]

4. Какое из слов исторически является однокоренным слову РЖАВЧИНА?

А) зараза;  Б) зардеться;  В) заржать;  Г) оранжевый;  Д) ржаной.

Объясните свой  выбор.


5. Определи слово по его лексическому значению.

- водитель автотранспорта - …………………………………………………………………-

- изображение предметов неживой природы - ………………………………………………

- декоративное праздничное освещение - …………………………………………………….

6. Допишите фразеологизмы  (устойчивые словосочетания).

Соловья баснями……

После драки………

Охота пуще………

Семь пятниц на………

Назвался груздем………

Не плюй в колодец…………

Один с сошкой…………

7. Какие из 5 предложенных существительных можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный …»:

кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто?

8. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чем основывается языковая игра в этом тексте.

Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он подводником или проводником, или, скажем, может писать в книжке вводную главу; или быть заводилой, или водителем трамвая, или выдавать себя за руководителя или за хозяина завода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера)


9.  Определите, имеют ли отличия выделенные слова.

- Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведерко руку окуни -

Не бойся, это окуни!

10. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

                      А.Пушкин

11. К данным пословицам подберите аналогичные русские пословицы. В чем сходство пословиц разных народов? Различия? Чем, на ваш взгляд, объясняются различия?

Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).

Молчание – цветы (японская пословица).

Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).

Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).

12. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100той. 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

13. Определите тему текста. Напишите сочинение-миниатюру на ту же тему.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

                             А.К.Толстой

























Ответы                                                      

5 класс.

  1. Д, К, Я. За каждую правильную букву – 1 балл. Мах. – 3 балла

  2. Расставьте ударение в словах.

СИлосный, агЕнтство, каталОг, звонИшь, твОрОг, нАскоро, инфинитИв, пролилА, красИвее, вы прАвы – 0,5 за правильно поставленное ударение. Мах.-5 баллов



  1. Составьте слова из следующих звуков:

[ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п] – циклоп

[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ] – рябина

[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] – смеюсь – 1 балл за слово. Мах. – 3 балла





  1. Зардеться. Этот глагол означает ПОКРАСНЕТЬ, в нём выделяется  корень  РД-, причём, чередование д/ж встречается  в русском языке очень часто (судить – сужу). В слове РЖАВЧИНА корень РЖ-. Таким образом, ржавчина и зардеться связаны между собой и по смыслу и по форме - 2 балла за правильный ответ.

  2. Определи слово по его лексическому значению.

- водитель автотранспорта - шофёр

- изображение предметов неживой природы – натюрморт

- декоративное праздничное освещение – иллюминация - 1 балл за правильное определение лексического значения. Мах.- 3 балла

6.  Соловья баснями не кормят.

После драки кулаками не машут.

Охота пуще неволи.

Семь пятниц на неделе.

Назвался груздем полезай в кузов.

Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

За каждый верный ответ 1балл. Мах. – 7 баллов

7. При определении рода несклоняемых существительных помогает их отнесение к одушевленным или неодушевленным. Большая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду) .  Следовательно, со словом черный можно употребить слова – кофе, шимпанзе, какаду.

1 балл – за правильно названное слово. Комментарий – 3 балла. Мах. – 6 баллов

8. Однокоренные: 1. Водяной, воды, подводником.  

2. Проводником, вводную, заводилой, водителем.

3. Завода, руководителя.

Игра основывается на омонимии корней.

За каждое правильно разобранное слово 0,5 –мах.- 5 баллов, по 1 баллу за каждую правильно подобранную группу – мах. – 3. Мах. за все задание – 8 баллов.

9. Слова окуни и окуни – омоформы.

Окунуть – «погрузить в жидкость», глагол, в тексте -  совершенного вида, настоящего времени, 2 лица, ед.числа, 0 – приставка, ку – корень, н – суффикс, и - окончание; окунь – «рыба с красноватыми нижними плавниками», существительное, в тексте -  множественного числа, именит. падежа, окун – корень, и - окончание.

1 балла за правильно определенную часть речи- – 2 балла. За комментарий и разбор по составу – 2 балла. Мах. – 4 балла

10. Подлежащее – царица, сказуемые – хохотать, и пожимать, подмигивать, прищёлкивать, вертеться.

0,5 балла за правильно названное слово. Мах.- 3 балла

        

11. Яблоко от яблони недалеко падает.

Молчание – золото.

Сапожник без сапог.

Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг


1 балл за верно подобранную пословицу – 4 балла. За комментарий - по 1 баллу – 4 балла. Мах. – 8 баллов

12. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

Вскоре семья сорок опять сядет за стол, блещущий чистотой. Сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.

0,5 балла за правильно записанное слово. Мах.- 7 баллов

13.

Соответствие созданного текста теме – 4 балла;

Композиционная стройность – 2 балл;

Выразительность языка – 2 балл.


Итого 8 баллов





Мах. количество баллов за работу – 67 баллов










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!