Мероприятие в 7 классе «Быть милосердным – что это значит?»
Цели:
углубление понимания учащихся о понятии «милосердие», об основных чертах милосердной и немилосердной личности;
Задачи:
предоставить учащимся возможность оценить степень своего милосердия;
развить внимание, память, творческое мышление учащихся; развить способность адекватно и ярко познавать себя и остальных;
воспитать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.
Ход мероприятия
Вступительное слово педагога (на фоне звучит негромкая аудиозапись). Милосердие… Как красиво звучит слово и как много оно значит для многих. Сегодня мы поговорим как раз об этом. У этого понятия даже есть праздник, который уже наступит достаточно скоро: 28 ноября. Не каждому, наверно, знакомо это слово, и сначала звучит немного странно. Но важно понять тот смысл, который вложен в это слово, ведь оно важно для того, чтобы человечество развивалось и существовало. Мы, современные культурные люди – это не только образованные люди, мы должны обладать и чувством самоуважения, а также сострадания к окружающим. Милосердие – это признак высокодуховного и интеллектуального развития личности, а также общества вообще.
Проявить милосердие означает признать то, что люди могут различаться по внешности, положению в обществе, интересам, своему поведению и ценностным ориентирам. Все люди обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
У милосердия много трактовок. Только послушайте (также раздать карточки):
Терпимость к чужому мнению, верованию, поведению ;
Сострадание;
Принятие иного человека таким, какой он есть;
Прощение;
Уважение прав других людей;
Сотрудничество, дух партнерства;
Уважение достоинства человека.
Верно, объяснений много, а цель одна. Человек должен признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. Он также может допускать, что другие думают и действуют иначе, не так, как ты. Если же ты не готов быть снисходительным, не захочешь быть по отношению к другим великодушным, не станешь прощать, быть мягким, где нужно, то вряд ли тебя можно будет назвать милосердным.
Беседа с учащимися:
Какое определение вам нравится больше?
Почему так актуально милосердие в наше время?
Видели ли вы примеры милосердия в своей жизни? Может, вы об этом узнали на уроке истории или литературы?
Слово учителя и демонстрация видеоматериала. Идёт и идёт вперёд третье тысячелетие. В мире много добра, но также много и зла, и всё это людям нужно контролировать. Люди совершают в жизни различные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… Потому и возникают из-за этого «наоборот» многие человеческие беды: экстремизм и детская преступность. Но не будем о грустном. Вот что ещё следует знать о милосердии (https://youtu.be/l13syFj5fn8)
Постановка проблемной ситуации.
«Выберите из двух дорог одну»
Пара гуляет по городу. На бордюре сидит не очень привлекательного вида мужчина. Около него поношенная сумка. Он тихо стонет и плачет.
- Давай узнаем, что с ним, - говорит девушка.
- Нет, он грязный, ты заразишься от него, - говорит парень и сжимает её руку.
- Пусти меня. У него на штанах кровь, а нога не шевелится. Наверно, она повреждена.
- Ну и что? Это его вина.
- Отпусти, мне больно. Я помогу ему.
- Нет, это плохой человек. Зачем ему помогать?
- Ну и что? – Девушка всё равно пошла.
- Не иди. Я тебе не разрешаю. Пойдём домой. – Парень пытается увести девушку.
- Да как ты так можешь?! - Девушка идёт к мужчине, оттолкнув парня.
- Что с вами случилось? – спрашивает она мужчину. – Что случилось с ногой?
- Она сломана. Я не знаю, где больницы, я не отсюда. Мне очень больно.
- Дайте посмотрю. Сейчас я вызову помощь.
- Слушай, - сказала девушка парню, - дай свой мобильный телефон, пожалуйста.
Но парень молчал, он будто брезговал. Тогда девушка сказала:
- Уходи. И больше не звони. Знать тебя не хочу.
- Из-за этого бомжа? Да ты ещё пожалеешь!
Но девушка это проигнорировала. Парень ушёл.
- У вас перемол, - сказала она. – Я скоро приду с врачом. Подождите.
- Девушка! – сказал сквозь боль мужчина – Спасибо! Вы ещё найдёте счастье!
Девушка улыбнулась, но улыбка была грустной.
V. Беседа с учащимися:
Почему молодой человек не помог?
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человек нуждается в помощи?
Как мы должны поступать с людьми, которые нищенствуют?
Вывод. Делая добро, человек улучшается, очищается, будто светлеет. Если мы обратим внимание на любого человека на нашем жизненном пути, нам нужно хоть немного проявить доброту, если она действительно нужна.
Работа учащихся по группам
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа описывает основные черты, которые присущи милосердной личности, вторая – черты, которые присущи немилосердной личности.
Милосердная личность
Немилосердная личность
неуважение мнения другого
недоброжелательность
нежелание что-либо делать вместе
непонимание
непринятие чужой беды
душевная глухость
недоверие,
гуманизм
понимание
внимательность
эгоизм
терпимость
выражение заинтересованности чужой судьбой
спокойствие
равнодушие
цинизм
доверие
уважение мнения других
агрессивность
Слово учителя.
Милосердный путь – это, безусловно, тяжёлый путь, он тяжелее, чем путь злобы и обиды, но это путь человека, который хорошо знает себя, который комфортно чувствует себя в окружающем мире, он понимающет других людей и готов всегда помочь.
Немилосердный путь – это путь веры в собственную исключительность, это низкий уровень воспитанности, желание власти, непринятие других взглядов, убеждений и обычаев.
Сказочка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Вопросы к учащимся:
Каким бы вы назвали поведение короля в начале истории?
Как вы думаете, почему с королём произошли изменения?
Всегда ли могут такие изменения происходить?
Можно ли сказать, что сказка учит чему-то?
Вывод.
Человеку важно стремиться к тому, чтобы измениться в лучшую сторону, жить в мире с собой. Ошибаемся мы тогда, когда не исправляем прошлые ошибки.
Составить с учащимися правила милосердного общения. Например:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение, но с чувством такта.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту кого-то ещё.
Стремись учитывать интересы других.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей недолговременной семье всё же тоже всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же нам для этого необходимо?
Знакомство с материалом.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была большая семья. Но была она не простая: в ней было целых 100 человек. Целую деревню она занимала. Так они и жили. «Так и что? Мало ли таких семей?» Так можете спросить вы, а я скажу, что много таких семей, но всегда в той семье были мир и покой, никаких ссор никогда-никогда. Даже владыка страны удивился и захотел узнать секрет семьи. В деревне он увидел чистоту, порядок и мир. Начал он узнавать секрет и попал к одному старику. Старика уговаривать долго не пришлось, он взял лист, долго писал, но всё же написал до конца. Правитель взял лист и прочитал. Но что же там было? Только три слова: «любовь; прощение; терпение». А в конце листа – «сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение». Удивился правитель и спросил, всё ли это?
- Да, - говорит старик, - это основа жизни всякой хорошей семьи. И мира в целом.
Итоговое слово учителя.
Надеюсь, ребята, вы больше узнали о милосердии и о том, как нам самим иногда нужно быть немного более милосердными по отношению к другим людям. Это крайне необходимо в нашем сложном и быстро развивающемся обществе!
5