Дата проведения: 13.10.2016
Учитель: Иванова Ю.В.
Урок № 30
Тема: РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА.
Цели:
1.Познакомить с понятием «однокоренные слова».
2. Закреплять умение распознавать однокоренные слова, находить корень в родственных словах.
3. Развивать мышление, внимание, память, речь учащихся.
4. Воспитывать взаимоуважение, дружескую поддержку.
Ход урока.
Организационный момент.
- Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим товарищам!
- Все готовы? Тогда начнём.
- С чего начинается урок? (открываем тетрадь, записываем число, классная работа)
Чистописание.
- Чтоб красивей и быстрее мы писали, сделаем пальчиковую гимнастику.
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики,
Давай теперь подружатся
Наши пальчики…(соединять пальцы рук от мизинца к большому и наоборот)
Вот теперь все подружились
И в письме мы закружились.
- Нас ждёт….(минутка чистописания)
У у ( слайд №2)
- Посмотрите, мудрая сова приготовила для нас предложение.
Ум да разум надоумят разу. (слайд №3)
- Внимательно запишите это предложение и подумайте, что интересного оно несёт в себе ?
Актуализация опорных знаний.
- Какие родственные слова встретились нам в чистописании?
- Что их объединяет?( общий корень)
- Кто сформулирует тему урока, чем мы будем заниматься?
- Наша задача: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах.
Упражнения в распознавании однокоренных слов.
- Давайте посмотрим, что это за слова перед нами?(зима, зимушка, зимовать, декабрь, зимний, мороз)?(слайд № 6)
- Что их объединяет?
- Есть ли в словах общая часть или корень?
- Какие слова родственные, а какие лишние?
- Давайте запишем только родственные слова.
- Проверим, так ли у нас получилось?
- Молодцы!
Следующая группа слов: медведь, медвежонок, медленно, медвежий. (слайд № 7)
- Третья группа: волокно, волчий, волчонок, волк, волчица. (слайд № 8)
- И последняя группа: лиса, лисёнок, листик, лисий. (слайд № 9)
- У вас получились группы родственных слов. Давайте выделим в каждой группе общую часть. Как она называется?(корень)
- Подумайте, как можно назвать слова с одним корнем?(однокоренные)
Зрительная физминутка.
Очень много мы писали,
И глаза у нас устали.
Физминутка для глаз - Осень.
Закрепление полученных знаний.
- Образуй однокоренные слова, используя части речи. А какие части речи мы с вами уже знаем?(сущ., прил., гл.)
- На какие вопросы они отвечают?
Работа по слайду № 11.
работа с учебником - с .59, упр.80
Двигательная музыкальная физминутка.
- Найдите цифру 1. Какое слово лишнее? Докажите, почему?
- Цифра 4. Какое слово не является однокоренным?
- Цифра 2.Прочитайте только однокоренные слова.
- Цифра 3. Какое слово лишнее?
Самостоятельная работа по карточкам.
Рефлексия. Оценивание.
- Настала пора оценить свою работу на сегодняшнем уроке.
Итог урока.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
- Достигли мы её?
- Что вам показалось самым интересным?
- Что узнали нового на уроке?
Дом.задание: с.60, упр.81. правила.