Тема: «Мы против коррупции».
Цель: создание условий для формирования у обучающихся антикоррупционного мирозворения.
Задачи:
Учить правильно оценивать положительные и отрицательные поступки сказочных персонажей и свои личные.
Развивать негативное отношение обучающихся к проявлениям коррупции в жизни общества.
Прививать нравственные качества: честность, правдивость, честь.
Корригировать внимание, мышление через беседу, игровые упражнения.
Оборудование: мультимедийная презентация, вырезанные ладошки из бумаги, мяч.
Ход занятия:
Орг.момент.
Игра «Пожелание».
Обучающиеся передают мяч со словами «Я желаю тебе….».
Основная часть.
Введение в тему.
- Ребята, мы живём с вами в очень непростое время. Многие люди поступают непорядочно в некоторых ситуациях. И с этим явлением наши провоохранительные органы ведут борьбу. А с каким именно явлением, разгадайте ребусы:
,,, корзина | , ,, крупа | ,,,, |
- Правильно, ребята! Это слово – коррупция.
- Слышали ли вы когда-нибудь это слово?
- А как вы понимаете значение этого слова?
2. Работа по теме занятия.
Словарная работа:
Коррупция — подкупность, продажность должностных лиц и общественных деятелей(Малый академический словарь).
- Скажите, как вы думаете, коррупция является преступлением?
- Если это преступление, то оно карается законом?
- Если карается законом, то зачем его совершают?
- Давайте сегодня с вами разберёмся, почему в нашей стране некоторые люди совершают коррупционные действия.
3. Беседа по антикоррупционной сказке.
- Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по сказке, которую я сочинила сама иопределить коррупцию среди персонажей..
- Жила-была коза и было у неё семеро козлят. Один козлёнок, самый маленький, был очень резвый. Он часто убегал в лес без разрешения. И вот однажды убежал он в лес побегать, порезвиться и заблудился… Он стал звать на помощь, но никто не отзывался. Пришлось ему заночевать в лесу. А утром он отправился искать дорогу домой. Шёл он шёл и видит, стоит избушка. Обрадовался козлёнок и решил постучать, может его накормят, напоят и обогреют. Постучал козлёнок в окошечко, а оттуда выглянула мышка. И спрашивает:
-«Чего тебе надо козлёнок?». А козлёнок говорит: - «Пусти, мышка, погреться и кушать хочется очень!».
-«Хорошо! Заплати мне 500 рублей и проходи», ответила мышка.
- «Откуда у меня деньги? Я ведь ещё маленький. Да и в сказках все звери добрые и друг другу помогают!»
- «Это раньше так было. А сейчас всё по-другому! Или плати или уходи!»,- ответила мышка.
Заплакал козлёнок и пошёл дальше.
- Ребята, понравился вам ответ мышки? Правильно ли она поступила? Почему вы так считаете?
- Конечно, мышка воспользовалась своим положением и стала вымогать деньги у козлёночка за проживание. Она нарушила лесной сказочный закон. Она совершила плохой поступок. Это и есть- коррупция.
- Давайте послушаем, что же было дальше с козлёночком.
- Идёт козлёнок, плачет, дороги не видит. Запнулся о камень, упал и поранил ножку. Стало больно маленькому и заплакал он ещё сильнее. Вдруг увидел за деревом домик стоит и написано на нём - « Больница». Обрадовался козлёнок и похромал к домику. А в этом домике работала лисица. Попросил помощи козлёнок , а лисица ему говорит:. «Хорошо! Я тебе помогу! Только ты принеси мне гусочку, да пожирнее! Тогда я тебе помогу».А козлёнок заплакал и говорит: « Лисонька! Я ведь маленький, заблудился. Да и ножка болит очень. Вон видишь ранка. Кровь идёт! Перевяжи, пожалуйста!». А лиса как закричит: « А! Раз так! Убирайся!». Делать нечего. Пошёл козлёнок дальше.
- Что же противозаконного совершила лиса?
- Правильно! Лиса, находясь на своём рабочем месте, воспользовалась своим служебным положением и не стала лечить бесплатно козлёнка. А вымогала взятку (гусочку). Это тоже коррупция.
- А что же было дальше с нашим героем?! Давайте узнаем.
- Идёт наш козлёнок по лесу. И ничего не понимает, что происходит вокруг. Уже силы его на исходе и нога всё ещё болит. И видит перед собой красивый особняк. И надпись- «Мэр леса- Медведь». Обрадовался козлёнок. Ведь Медведь самый главный в лесу. Он поможет и наведёт в лесу порядок! Ведь это его обязанность. Звери его выбрали и доверились ему. Постучал козлёнок, его проводили в кабинет. Сидит Медведь за столом. Весь важный и серьёзный. Рассказал ему козлёнок о своей беде, о его подчинённых. А Медведь и говорит:
- « Хорошо! Не печалься! Я тебе помогу. Только у нас в лесу скоро выборы мэра . Уговори свою маму и старших братьев и сестёр проголосовать за меня, я тебе сразу помогу». Опечалился козлёнок пуще прежнего и тихонько вышел из особняка.
- Охарактеризуйте поступок Медведя.
- Верно. Пользуясь своей властью, он принуждает отдать свой голос за определённого кандидата на выборах ради своей выгоды. Это противозаконно. Это тоже коррупция.
- А как должен был поступить Медведь?
- А как должны проходить выборы?
- Давайте узнаем, чем закончилась история козлёночка.
- Идёт козлёнок дальше. Уже темнеть стало. Выскочил навстречу Ёжик и говорит: « Ты, что же это одни ходишь по лесу и что у тебя с ножкой?». Рассказал о своём горе и приключениях козлёночек. Ёжик послушал, покачал головой, сорвал листик подорожника, привязал к ране. Говорит Ёжик козлёночку: «Пойдём к сове. Она проводит тебя домой». А козлёнок спрашивает недоверчиво « А что я тебе должен за это?». А Ёжик и говорит своему новому другу: « Не все звери плохие. Ты мне ничего не должен». Проводил к сове, попросил помочь. Сова сразу же полетела и стала показывать дорогу домой. Когда козлёнок добрался до дому, он поблагодарил сову. Сова улетела к себе в лес, а козлёнок вернулся домой, к маме! Рассказал ей о своих приключениях. И теперь, навряд ли, мама-коза пойдет голосовать за Медведя! Тут и сказке конец. Кто слушал, тот молодец!
- Расскажите правильно ли поступили ёжик и сова?
- Конечно, правильно. И ничего не попросили взамен!
- А благодарность является коррупцией?
4. Физминутка.
5. Игра «Плохо. Хорошо».
Педагог бросает мяч с вопросом ученику. Тот берёт мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.
- требовать и вымогать деньги или игрушки?
- быть честным и справедливым?
-воровать?
- соблюдать законы?
- подкупать избирателей?
-обманывать людей?
- честно зарабатывать деньги?
- говорить правду?
- соблюдать права и обязанности?
- помогать другим?
- совершать добрые поступки, дела?
- давать взятки начальникам?
6. Работа над пословицей.
Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.
- Ребята, как вы поминаете смысл этой пословицы?
- Все люди с детства должны быть честными, справедливыми, помогать друг другу, честно трудиться, соблюдать законы, быть достойным гражданином своей страны. А если нарушить закон, заниматься коррупцией, то можно попасть в тюрьму на долгий срок.
7. Практическая деятельность.
- Наше занятие называется «Мы против коррупции». Сейчас на ладошках-листочках вы напишите какие хорошие поступки вы совершили сегодня.
Все ладошки закрепить на доске в форме солнца.
Заключительная часть. Итог.
- Какие вы все молодцы! Сколько добрых дел вы сегодня совершили.
- Что же такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупции?
- Наше занятие окончено. Спасибо за работу!
Используемые ресурсы:
https://ya.ru/images/search?lr=101037&source=serp&stype=image&text=картинка%20круп
https://gufo.me/dict/ozhegov/коррупция?ysclid=lrx5a5y51k778129384
https://pogovorki-poslovicy.ru/lyudi/poslovicy-i-pogovorki-o-korrupcii.html?ysclid=lrx9m8bcoq18075778