СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наследие мое- родной язык»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Наследие мое- родной язык»»


Программа курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления по родному языку

«Наследие мое- родной язык»

Пояснительная записка.

  Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по родному языку «Наследие мое- родной язык» разработана в соответствии с ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 В современной эпохе  слово «язык» стало употребляться как  часть национальной культуры, как нечто, непрерывно создаваемое народом, связанный с его прошлым и настоящим.  Учёные лингвисты его называют «духом народа», где, как в зеркале отражается  его история, традиции.  Родной язык способствует  осознанию  учеником  себя как носителя  культуры и духовных ценностей, норм морали, речевого этикета  своего народа.  

Общая характеристика программы курса.


Основа любой культуры – язык. Изучение родного языка в русскоязычных школах служит как масштабным культурологическим целям, так и целям воспитания и развития личности каждого конкретного ребенка. Обучение родному языку в русскоязычных школах строится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого ученика. Программа позволяет комплексно решать вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника.

Обучение родному языку направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к процессам духовного развития общества. Наш родной язык – это черкесский язык. Изучение черкесского языка в русскоязычных школах служит как масштабным культурологическим целям, так и целям воспитания и развития личности каждого конкретного ребенка.

Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о КЧР республике и её жителях. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и русского языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Программа позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования

Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Главные цели заключаются в том, чтобы:

  • помочь учащимся овладеть механизмом чтения;

  • обеспечить речевое развитие детей;

  • дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложить необходимый фундамент для последующего успешного изучения татарского языка.

Задачи курса:

  • выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения

  • обогащение и активизация словарного запаса детей

  • формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека

  • воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений

  • формирование мотивационно - адекватного отношения к татарскому языку;

  • заложение основ коммуникативных умений для говорения, аудирования, чтения и письма;

  • формирование элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной татарской речью;

  • развитие языкового мышления, внимания, памяти учащихся.

  1. Формы и методы работы

- экскурсии,

- постановка и решение проблемных вопросов

- игровые моменты


Планируемые результаты освоения рабочей программы по курсу

Личностные результаты

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие родного языка как явление национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- овладение словами речевого этикета

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Обучающиеся научатся:

  • определять отдельные звуки в словах;

  • определять количество звуков в словах и их последовательность;

  • различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

  • определять количество слогов в слове;

  • определять место ударения в слове;

  • определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте;

  • соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами;

  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;

  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

  • правильно писать формы букв и соединения между ними;

  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение

Регулятивные результаты

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.

Обучающиеся научатся:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные результаты

Обучающиеся получат возможность научиться:

- работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);

- выполнять работу по цепочке;

- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых

Личностные результаты:

- уважать свой родной язык, трепетно относиться к традициям, обычаям татарского народа;

- ориентироваться в нравственных ценностях.Данная программа находит свое отражение в комплексе, дифференцированно для детей конкретного коллектива и позволяет решать главную задачу: развить личность ребенка, его коммуникативных способностей через овладение основами культуры речевого общения. В работе с младшими школьниками по развитию речи особое внимание должно уделяться активному общению на родном языке и игровой деятельности. В программе эти два вида объединены.

В программе особое место будет отводится игре. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения родным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.   Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы. Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного творчества черкесского народа: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов для детей. Программа поможет в формировании личностных универсальных учебных действий. Стандарт устанавливает требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на основе индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции, личностных качеств. Здесь немаловажную роль играет формирование культуры речевого общения в коллективе. Таким образом, программа по культуре речи для учащихся начальных классов имеет общекультурную направленность. Её основная цель и задачи направлены на формирование у младших школьников достаточно грамотной и культурной речевой активности в процессе общения, а также осуществляет воспитательную функцию в вопросе укрепления гражданской позиции по отношению к родному языку.Программа поможет в формировании личностных универсальных учебных действий. Стандарт устанавливает требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на основе индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции, личностных качеств. Здесь немаловажную роль играет формирование культуры речевого общения в коллективе. Таким образом, программа по культуре речи для учащихся начальных классов имеет общекультурную направленность. Её основная цель и задачи направлены на формирование у младших школьников достаточно грамотной и культурной речевой активности в процессе общения, а также осуществляет воспитательную функцию в вопросе укрепления гражданской позиции по отношению к родному языку.

Актуальность.Проблема сохранения родного языка остро стоит для жителей нашего аула. Дети или не умеют общаться на своем родном языке, хотя их родители - и владеют разговорной речью, или приходят в школу со словарным запасом, достаточным для общения, но речь бессвязна,

логически непоследовательна. Практически все не владеют техникой речи. Высказывания ребят невыразительны, монотонны.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному языку, воспитание чувства сопричастности к его сохранению, обогащение речи младших школьников.

Задачи:

- формирование мотивационно-адекватного отношения к родному языку;-основкоммуникативных умений для говорения, аудирования: чтения и письма-формирование элементарных лингвистических представлений, необходимы дя овладения устной и письменной родной речью;

- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова инад своей речью.

развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся:любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.


Содержание курса «Наследие мое-родной язык»

Язык и культура

Введение. История русского литературного языка. Диалектизмы. Лексические заимствования. Неологизмы, их группы. Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы

Культура речи

Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм. Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи. Лексические омонимы и точность речи. Особенности склонения имен собственных. Нормы употребления имен существительных. Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет

Речь. Речевая деятельность. Текст

Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом. Тематическое единство текста. Тексты описательного типа. Разговорная речь.. Рассказ о событии. Бывальщина.Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение. Устный ответ.Виды ответов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!