Русский язык 5 –Б класс
Тема урока : Настоящее и будущее время глагола .
Ход урока.
Добрый день! Ребята, откройте тетради и запишите число, тему урока.
1. Прочитайте. Подберите устно окончания фраз:
- слово, обозначающее действие предметов, это не существительное, а … глагол
- глагол – это не член предложения, а … часть речи
- глагол имеет категорию не склонения, а … спряжения
- в прошедшем времени в единственном числе глагол изменяется не по лицам, а … по родам
- глагол имеет постоянный признак не числа, а … вида
- Что мы уже знаем о глаголе?
2. Запишите в столбик, обозначая орфограммы. Выделите карандашом первые буквы записанных слов. Какое слово получилось? Итак, тема нашего урока – настоящее и будущее время глагола.
велогонки
росток
ежевика
мотор
яичница
3. Запишите глаголы, распределив их в две группы: смотрят, побежит, буду умываться, поет, польют, настаивает, разграничит, буду кормить.
- По какому признаку вы распределили глаголы?
4. Самостоятельное изучение теоретического материала параграфы 116-117 о формах настоящего и будущего времени глагола.
- Что же вы можете сказать о форме настоящего времени глагола? (Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи и отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делаем? и др.).
- Как образуется форма настоящего времени глагола? (Они образуются с помощью личных окончаний глаголов).
- Приведите пример. Смотрю, смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят.
- Скажите ребята, показателем каких еще грамматических признаков является окончание глагола (лицо и число). Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Давайте потренируемся. Определите лицо и число наших глаголов настоящего времени.
- Подумайте, а что еще мы не определяли для глаголов настоящего времени? (Род). Конечно, а можем ли мы это сделать? (Нет, значит глаголы в форме настоящего времени не имеют рода )
- Попробуйте образовать от этих глаголов парные по виду. (Не получается). Значит, можно сделать вывод, что формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
- Что же вы можете сказать о форме будущего времени глагола? (Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи и отвечают на вопросы: что буем делать? что сделаем? что будешь делать? что сделаете? и др.)
Пример:
Летом я (что сделаю?) поеду в Крым.
Я (что буду делать?) буду петь в хоре.
- Какую особенность вы заметили у глаголов в форме будущего времени? (Они имеют простую и сложную форму). Запишите таблицу.
простая | сложная |
образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний: (что сделаю?) посмотрю; (что сделаешь?) посмотришь... | образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола: (что буду делать?) буду смотреть; (что будешь делать?) будешь смотреть... |
- О каких грамматических категориях мы говорили, разбирая настоящее время глагола? (Лицо, число, род).
- Поработайте самостоятельно с нашими глаголами и определите, есть ли у них в форме будущего времени эти категории ( Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, род определить нельзя).
Пример: настаиваю (в 1-ом л., ед.ч.) — настаивают (в 3-м л., мн.ч.); будешь настаивать (во 2-ом л., ед.ч) — будем настаивать (в 1-ом л., мн.ч.).
Обрати внимание!
Запомни! Глаголы победить, убедить, ощутить, чудить, очутиться и некоторые другие не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. При употреблении этих глаголов используются другие глаголы или словосочетания:
Пример: могу очутиться = окажусь, хочу убедить, стану победителем...
Д/З: Изучить параграф 116-117. Выполнить упражнение № 664 .