СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Настоящее и будущее время глагола .

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован при подготовке к урокам по изучению настоящего и будущего времён глагола.

Просмотр содержимого документа
«Настоящее и будущее время глагола .»


Русский язык 5 –Б класс


Тема урока : Настоящее и будущее время глагола .


Ход урока.


Добрый день! Ребята, откройте тетради и запишите число, тему урока.


1. Прочитайте. Подберите устно окончания фраз:

- слово, обозначающее действие предметов, это не существительное, а … глагол

- глагол – это не член предложения, а … часть речи

- глагол имеет категорию не склонения, а … спряжения

- в прошедшем времени в единственном числе глагол изменяется не по лицам, а … по родам

 - глагол имеет постоянный признак не числа, а … вида

- Что мы уже знаем о глаголе?

 2. Запишите в столбик, обозначая орфограммы.  Выделите карандашом первые буквы записанных слов. Какое слово получилось? Итак, тема нашего урока – настоящее и будущее время глагола.

велогонки

росток

ежевика

мотор

яичница

   3. Запишите глаголы, распределив их в две группы:  смотрят, побежит,  буду умываться, поет, польют, настаивает, разграничит, буду кормить.

- По какому признаку вы распределили глаголы?

4. Самостоятельное изучение теоретического материала параграфы 116-117 о формах настоящего и будущего времени глагола.

- Что же вы можете сказать о форме настоящего времени глагола?  (Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи и отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делаем? и др.).

- Как образуется форма настоящего времени глагола?  (Они образуются с помощью личных окончаний глаголов).

- Приведите пример. Смотрю, смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят.

- Скажите ребята, показателем каких еще грамматических признаков является окончание глагола (лицо и число).  Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Давайте потренируемся. Определите лицо и число наших глаголов настоящего времени.

- Подумайте, а что еще мы не определяли для глаголов настоящего времени? (Род). Конечно, а можем ли мы это сделать? (Нет, значит глаголы в форме настоящего времени не имеют рода )

- Попробуйте образовать от этих глаголов парные по виду.  (Не получается). Значит, можно сделать вывод, что формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.

 - Что же вы можете сказать о форме будущего времени глагола?  (Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи и отвечают на вопросы: что буем делать? что сделаем? что будешь делать? что сделаете? и др.)

Пример:

Летом я (что сделаю?) поеду в Крым.

Я (что буду делать?) буду петь в хоре.

- Какую особенность вы заметили у глаголов в форме будущего времени? (Они имеют простую и сложную форму). Запишите таблицу.

простая

сложная

образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний:

(что сделаю?) посмотрю; (что сделаешь?) посмотришь...                

 

образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола: (что буду делать?) буду смотреть; (что будешь делать?) будешь смотреть...

 

- О каких грамматических категориях мы говорили, разбирая настоящее время глагола? (Лицо, число, род).

-  Поработайте самостоятельно с нашими глаголами и определите, есть ли у них в форме будущего времени эти категории ( Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, род определить нельзя).

 Пример: настаиваю (в 1-ом л., ед.ч.) — настаивают (в 3-м л., мн.ч.); будешь настаивать (во 2-ом л., ед.ч) — будем настаивать (в 1-ом л., мн.ч.).

 

Обрати внимание!

Запомни! Глаголы победить, убедить, ощутить, чудить, очутиться и некоторые другие не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. При употреблении этих глаголов используются другие глаголы или словосочетания:

Пример: могу очутиться = окажусь, хочу убедить, стану победителем...

 


Д/З: Изучить параграф 116-117. Выполнить упражнение № 664 .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!