СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание через музейную педагогику

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для журнала "Учитель". 

Будет полезна педагогам в школах, которые имеют школьные музеи

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание через музейную педагогику»



Агафонова Лариса Ивановна

учитель истории социальных наук

МБОУ СОШ №4 г. Железнодорожный


Патриотическое воспитание через музейную педагогику.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного, патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства, дела и поступки.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необратимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания.

Существенную помощь в патриотическом воспитании детей призван сыграть школьный музей, в котором важнейшим источником информации и восприятия играет предмет, вещь, нечто осязаемое, средообразующее.

Наш школьный музей Боевой и трудовой славы создан в 2007 году. Он состоит из нескольких экспозиций:

  1. «С чего начинается Родина»- рассказывает об истории нашей «малой родины»- микрорайона «Керамик», который образовался вокруг Керамического Керамкомбината, берущего свое начало от кирпичных заводов, известных ещё с XVIII века. В музее есть кирпич XIX века с завода Милованова, который шел на ремонт кремлевской стены, исторического музея. В экспозиции музея отраженна история Кучинского керамкомбината и развития микрорайона Керамик.

  1. «С чего начинается Родина»- рассказывает об истории нашей «малой родины»- микрорайона «Керамик», который образовался вокруг Керамического Керамкомбината, берущего свое начало от кирпичных заводов, известных ещё с XVIII века. В музее есть кирпич XIX века с завода Милованова, который шел на ремонт кремлевской стены, исторического музея. В экспозиции музея отраженна история Кучинского керамкомбината и развития микрорайона Керамик.

  1. «Сергей Игольников - воин интернационалист» - ученик нашей школы, погибший в Афганистане. Память о нем сохранена в музее, частым гостем в котором стала мама Сергея - Мария Алексеевна. Она передала личные вещи Сергея в музей, встречается с учениками школы. Ежегодно в феврале проходит «День памяти» Сергея Игольникова. В гости к учащимся школы приходят матери воинов- интернационалистов, члены организации «Боевое братство», рассказывают им об Афганистане. Ученики школы готовят презентации о Сергее Игольникове, читают стихи, исполняют песни.


  1. «Никто не забыт, ничто не забыто» - в экспозиции подлинные экспонаты с мест боев на Кавказе, переданный выпускником школы Шишиным Виталием. Музей является центром военно-патриотической работы. Здесь проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Один из них, полковник Марченко Н. И. передал в музей свою шинель и мундир. Традиционными стали уроки Мужества, посвященные главным сражениям Великой Отечественной войны, где рассказывается о подвиге советского народа, победившего фашизм. Участниками этих уроков стали ветераны ВОВ.

Какой восторг мы видим в глазах детей, когда они встречают этих пожилых людей, вся грудь которых в орденах и медалях. С каким вниманием они слушают воспоминания замечательного рассказчика, участника Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге Кравченко И.А. Очень любит встречаться с учениками нашей школы участник битвы за Москву Золотов А.Г.. Неподдельный интерес у детей вызывают события тех дней, они задают огромное количество вопросов.

За время работы музея в нем появился актив из интересующихся музейной работой, краеведением учащихся. Они занимаются оформлением музея, учетом экспонатов, проводят экскурсии. Музей также является центром исследовательской работы по истории города, микрорайона.

Наши учащиеся ежегодно являются победителями муниципального этапа областного конкурса «Отечество» в номинации «Летопись родного края» с работами: «История миловановского кирпича» (Канаки Н., Арустамян О.), «Пехорка- исторический заповедник» (Лебедева О.), «История Кучинского керамкомбината» (Анохин И., Воронин Р.), «Письма с фронта» Кученов Р., Урюпин А.) и стали участниками областного этапа. Наши учащиеся приняли участие в Открытом международном историко-краеведческом конкурсе «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» посвященном 200-летию Отечественной войны 1812 года, и Лебедева О., Русина Ю., Ершова О. были награждены дипломами.

Юные исследователи выступают со своими работами на городских конференциях, в городском краеведческом музее, на региональных краеведческих конференциях. В их работах отражены все направления в системе патриотического воспитания; используемые в работе музея:

- Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко - культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

- Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянно готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

- Военно-патриотическое. Ориентировано на формировании у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Патриотическое воспитание является важной составляющей формирования личности. Особенно важным оно становится сегодня. В эпоху смены идеалов. Именно сейчас должны воспитываться такие нравственные ценности как беззаветная любовь к Родине и патриотизм, готовность защитить родное Отечество.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!