СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное - тематическое планирование экспериментальной деятельности с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале учебного года в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разработала перспективное тематическое планирование экспериментальной деятельности, которое включает в себя:

экспериментальную деятельность ,познавательно экспериментальную деятельность с элементами экспериментирования; демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми; долгосрочные наблюдения – эксперименты.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное - тематическое планирование экспериментальной деятельности с дошкольниками»

Календарно – тематическое планирование совместной деятельности педагога с дошкольниками

Цель: программы развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.


№ п/п          


Тема

Цель

Внесение материала для

Экспериментирования

В процессе самостоятельной деятельности

Планируемые результаты

Сентябрь


1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.



Внесение художественной литературы о воде и дожде колбочек с теплой, теплой холодной, горячей водой, поляризатор, пипеток, красок.

Умеют называть свойства воды, его значение ,умеют находить слова противоположные по значению

2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение в процессе проведения игры.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь


1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Внесение иллюстраций на тему «природа», песок , луп, соломинок, расчески флажок для определения ветра.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным.

2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.

3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Ноябрь


1

В гостях у Карандаша Карандашовича .

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Внесение русских народных сказок о животных, емкости с водой, коллекция предметов с разным материалом, коллекции предметов из дерева и металла.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах, плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает .

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

 

3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь


1

Песок. глина.

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Внесение коллекций песка и магнита художественной литературы по данной теме рукавичка с магнитом внутри, Емкости с водой, колбочки,

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь


1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Внесение иллюстраций и видеофильм на тему вода, стекла для опыта, шампуни, колбы, снег, замороженный лед, сахар соль.

Умеют делать выводы и заключения.

2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

3

 

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

Февраль



1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Внесение альбомов « посуда», емкости с водой, воронка.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам стеклянная посуда, емкости с водой, рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март


1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Емкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики,

Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы.

2

Освобождение бусинок из ледяного плена .

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда.

3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными

4

Стекло ,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель


1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Две воронки в одной песок, в другой глина, два пустых стакана и с водой,соломинка,воздушные шарики, игрушки, наполненные воздухом.

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Называют комнатные растения.

 

3

Почва( песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май


1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона, комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин .проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!