№ п/п | Тема | Цель | Внесение материала для Экспериментирования В процессе самостоятельной деятельности | Планируемые результаты |
Сентябрь |
| 1 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. | Внесение художественной литературы о воде и дожде колбочек с теплой, теплой холодной, горячей водой, поляризатор, пипеток, красок. | Умеют называть свойства воды, его значение ,умеют находить слова противоположные по значению |
2 | Вода прозрачная, но может менять цвет | Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы | Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители |
3 | Значение воды в жизни растений | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
4 | Игра « Водяной у нас в гостях» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение в процессе проведения игры. | Умеют называть водоемы и их обитателей. |
Октябрь |
| 1 | Ветер, ветер ветерок. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Внесение иллюстраций на тему «природа», песок , луп, соломинок, расчески флажок для определения ветра. | Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. |
2 | Поиски воздуха | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
3 | Летающие семена | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. |
4 | Песочная страна | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. |
Ноябрь |
| 1 | В гостях у Карандаша Карандашовича . | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) | Внесение русских народных сказок о животных, емкости с водой, коллекция предметов с разным материалом, коллекции предметов из дерева и металла. | Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. |
2 | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах, плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает . | Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. |
| 3 | Плавающее перо | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека | Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. |
4 | Мех. Зачем зайчику другая шуба | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. |
Декабрь |
| 1 | Песок. глина. | Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Внесение коллекций песка и магнита художественной литературы по данной теме рукавичка с магнитом внутри, Емкости с водой, колбочки, | Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. |
2 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. |
3 | Метал | Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) | Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. |
4 | Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. |
Январь |
| 1 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | Внесение иллюстраций и видеофильм на тему вода, стекла для опыта, шампуни, колбы, снег, замороженный лед, сахар соль. | Умеют делать выводы и заключения. |
2 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. |
3 | Вода, лед, снег. | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды. |
Февраль |
| 1 | Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Внесение альбомов « посуда», емкости с водой, воронка. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
2 | С водой и без воды | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. |
3 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам стеклянная посуда, емкости с водой, рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно. |
4 | Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. |
Март |
| 1 | Почему растаяла Снегурочка | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | Емкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики, Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. | Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы. |
2 | Освобождение бусинок из ледяного плена . | Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми | Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда. |
3 | Теплая капелька | Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . | Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными |
4 | Стекло ,его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) | Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными. |
Апрель |
| 1 | Чудеса растений | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Две воронки в одной песок, в другой глина, два пустых стакана и с водой,соломинка,воздушные шарики, игрушки, наполненные воздухом. | Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. |
2 | Нужен ли корешкам воздух | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Называют комнатные растения. |
3 | Почва( песок, глина камни) | Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. |
4 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах солнечных лучей | Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
Май |
| 1 | Зачем растения вертятся | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. | черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона, комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин .проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость. | Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. |
2 | «Растениям – теплую водичку» | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Умеют ухаживать за растениями на грядке. |
3 | Передача солнечного зайчика | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. |
4 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. |
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.