ПЛАН РАБОТЫ
школьного методического объединения
на 2023-2024 учебный год
АНАЛИЗ РАБОТЫ ШМО ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами ШМО задач, наметить план работы на новый учебный год
Предмет анализа: учебная и методическая работа членов ШМО
Общая оценка работы по выполнению задач,
поставленных перед ШМО в прошедшем учебном году
Деятельность школьного методического объединения (ШМО) учителей русского языка и литературы в 2022-2023 учебном году основывалась на нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней и строилась в соответствии с планом работы ШМО, общешкольной методической темой.
В основном поставленные перед ШМО задачи были реализованы. Как показала работа, члены объединения приложили определенные усилия для реализации поставленных в отчетном учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Для развития обучающихся широко использовались в работе различные формы образовательных событий, включая внеклассные мероприятия и индивидуальные занятия.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, повышение уровня качества знаний обучающихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации. В школе частично созданы материальные условия для реализации потенциала электронной образовательной среды.
В соответствии с планом учителя-предметники посещают курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках деятельности ШМО. Это выступления на заседаниях объединения с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. В первую очередь они были обусловлены внедрением в практику обновленных ФГОС. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Одним из значимых направлений деятельности ШМО являлась аналитическая. Данный аспект работы включает ежемесячное составление аналитических справок по результатам проверки заданий на платформе РЭШ по глобальной компетенции в 8-9 классах.
Проведены и проверены ВПР в 7-ых классах основной школы. В анализе было отмечены результаты ниже среднего во всех классах. По мнению авторов анализа, основной причиной такого положения дел было названо дистанционное обучение на протяжении двух лет.
В I четверти был проведен школьный этап ВОШ по иностранным языкам в котором приняли участие 165 человек по английскому и 3человека по китайскому. Результаты школьного этапа 26 человек заняли призовые места. 4 человек приняли участие в городской олимпиаде по английскому языку и 2 человека по китайскому языку
В плане учебно-организационной работы деятельность методического объединения была направлена на изучение нормативных документов, регулирующих реализацию обновленных ФГОС; ознакомление педагогов с требованиями по подготовке и проведению процедуры итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, промежуточной аттестации в форме ВПР, участие в исследовании уровня сформированности функциональной грамотности PISA; с новой научной и учебно-методической литературой по предметам. Важным в данном направлении работы явилось планирование тематики и проведение заседаний ШМО.
Следующее направление деятельности объединения является работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей, которая включала подготовку педагогов к прохождению процедуры аттестации и проведение открытых учебных занятий. В отчетный период один член ШМО (Л.В.) прошла аттестацию на 1 категорию. Открытые уроки в форме образовательных событий провели: Т.И и О.А.
Для методического объединения организация методической помощи молодым учителям в форме наставничества занимает особое место. Наставником для молодых специалистов: Я.Н, Ю.О., Л.В. была Т.И.
Значительные по объему усилия были направлены на поддержку одаренных и наиболее способных в нашей предметной области обучающихся. В рамках данного направления деятельности проведен школьный конкурс сочинений с выходом на городской конкурс, к сожалению не были заняты призовые места, но были напечатаны работы у 4 педагогов: Е.А., Т.И., О.А., О.В.
В январе 2023 года проведен школьный этап НПК «Шаг в будущее». С докладами выступили 24 человека, на городе 6 человек
В 11 классах прошла защита индивидуальных проектов выступило 11 человек.
2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов ШМО.
В 2022-2023 учебном году в состав ШМО учителей 13 входило педагогов.
Кол-во учителей | кол-во и процент |
Высшее образование | 11 |
Молодых специалистов | 3 |
Без категории | 5 |
Соответствует занимаемой должности | 1 |
1 категория | 5 |
Высшая | 2 |
Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов нашей предметной области, способных успешно реализовать поставленные перед современным школьным образованием задачи.
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы по своей образовательной области. Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, исследовательские проекты. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Все программы были пройдены в полном объеме, отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва.
Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2022-2023 учебном году создано определенное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Разработано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, словари, иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы. В 2023-2024 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.
Обобщение опыта
1. На заседаниях ШМО каждый учитель согласно плану занятости, отчитывался за проделанную работу. Темы для самообразования, выбранные педагогами ШМО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями, видятся новые подходы к образовательной деятельности.
2. В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков, результативность посещений должна воздействовать на повышение профессионального и методического мастерства членов ШМО, создание мотивации для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
В 2022-2023 учебном году прошла аттестацию на 1 категорию ЛВ.
Анализ внеклассной работы по предметам
Внеклассная работа проводилась по нескольким направлениям. С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам, по итогам которых победители приняли участие в муниципальном и республиканском туре Всероссийской олимпиады школьников.
Внеклассная работа по предмету способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов. Вместе с тем, тематика внеурочной деятельности должна найти отражение в основной образовательной программе школы.
В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2022-2023 году всем учителям следует обратить пристальное внимание на подготовку обучающихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными учениками.
Общие выводы
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Однако, проведенный анализ деятельности школьного методического объединения позволяет выделить наиболее значимые проблемы и направления деятельности в новом учебном году.
Наиболее значимые проблемы:
- содержание аналитической деятельности ориентировано преимущественно на анализ предметных результатов, различных исследований учебных достижений обучающихся, а не содержания основной деятельности педагогов, проведения учебных занятий;
- ознакомление педагогов с нормативно-правовыми документами, учебно-методической литературой носит формальный характер;
- проведения открытых учебных занятий учителей должны носить системный характер, влияющий на развитие профессиональных компетенций;
Выявленные выше проблемы и точки напряжения в деятельности ШМО определяют решение аспекты деятельности в новом учебном году:
В плане работы выделить программу заседаний, предметом обсуждения которых станут вопросы повышения методического уровня педагогов;
Проведение открытых учебных занятий в новом учебном году должно принять плановый характер;
Разработать модель наставничества с учетом специфики кадрового состава методического объединения;
Разработать программу поддержки талантливых и одаренных детей через проектирование индивидуальных маршрутов развития;
Тематика прохождения курсов повышения квалификации должна быть ориентирована на ликвидацию имеющихся профессиональных дефицитов и должна найти отражение в ИОМ педагога.
2. Цели и задачи деятельности ШМО на новый учебный год
Деятельность школьного методического объединения, ее целевые ориентиры основываются на миссии образовательной организации, ее целях и задачах на предстоящий учебный год.
Миссия образовательной организации:
Повышение качества образования, обновление его содержания и структуры на основе сложившихся в школе позитивных традиций и современных педагогических технологий, направленных на формирование социально-активной, творческой личности учащихся, оптимизацию механизма управления образовательной системы школы,
Обеспечение единства обучения и воспитания для успешной социальной адаптации учащихся к реальным условиям жизни.
Проблема школы на 2023-2024 учебный год: формирование современной модели образования, соответствующей принципам модернизации российского образования, современным потребностям общества и каждого учащегося, направленной на реализацию целей опережающего развития каждого школьника в условиях поликультурной образовательной среды.
Задачи школы на 2023-2024 учебный год
1.Организация единого воспитательного пространства, сочетающего объективные и субъективные предпосылки обучения и воспитания школьников, создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе школы.
2.Содействие формированию сознательного отношения участников учебно-воспитательного процесса к своей жизни, здоровью, а также воспитание толерантности.
3.Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
4.Создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого.
5.Формирование духовно-нравственной личности, воспитание гражданственности и патриотизма.
6.Формирование основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений, развитие коммуникативных УУД.
7.Развитие навыков самоуправления и регулятивных УУД в учебной и во внеклассной деятельности.
8. Обеспечить эффективность осуществления контрольной функции управления образовательным процессом в контексте комплексно - компетентного подхода.
9. Повысить ответственность педагогов за результаты собственной деятельности на основе развития педагогических принципов, таких как: открытость, доверие, делегирование ответственности и полномочий
Методическая тема школы: создание открытого, событийного и метапредметного инновационного образовательного пространства для участников образовательного процесса МАОУ СОШ № 32
Проблема методического объединения: Внедрение новых образовательных стандартов и преподавание предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования
Цели: методическое сопровождение внедрения обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО; разработка образовательной и рабочих программ по английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС;
Основные задачи на учебный год:
Обеспечение высокого методического уровня проведения занятий;
Повышение качества знаний обучающихся;
Повышение профессиональной квалификации учителей;
Участие в профессиональных конкурсах;
Обобщение, описание и распространение положительного педагогического опыта членов объединения;
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;
Совершенствование работы учителей с разными категориями обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
Внедрение в учебный процесс мультимедийных учебно-методических и дидактических материалов;
Организация системной подготовки учащихся к Единому государственному экзамену на основе повышения качества проведения учебных занятий;
Стимулирование учащихся через создание благоприятной образовательной среды
План-график работы ШМО на 2023-2024 учебный год
№ | Содержание мероприятия | Сроки | Ответственный |
Аналитическая деятельность |
1 | Анализ методической деятельности за 2022-2023 учебный год и планирование на 2023-2024 учебный год; | август | ТИ |
2 | Анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников за 2022-2023 учебный год. | август | ТИ |
3 | Согласование рабочих программ, составление тематического планирования. | сентябрь | Все учителя |
Учебно-организационная работа |
1 | Изучение нормативных документов, регулирующие введение новых ФГОС | август | Все учителя |
2 | Знакомство и изучение требований по подготовке и сдаче ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, PISA | сентябрь | Все учителя |
3 | Знакомство с новинками учебно-методической литературы по предметам. | В течении года | Все учителя |
4 | Подготовка материалов к проведению промежуточного и итогового контроля | 1 раз в четверть | Все учителя |
5 | Заседания методического объединения, темы заседаний | 1 раз в четверть | Все учителя |
Работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей |
1 | Оказание помощи аттестующим учителям. Участие в семинарах для учителей по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, ВПР, PISA | В течении года | ТИ |
2 | Участие в конкурсах инновационных и методических разработок, творческих конкурсах, мастер-классах | В течении года | Все учителя |
3 | Участие в инновационной деятельности школы | В течении года | Все учителя |
4 | Посещение курсов повышения квалификации | В течении года | Все учителя |
5 | Участие в профессиональных конкурсах | В течении года | Все учителя |
6 | Работа над самообразованием: изучение материалов по новым ФГОС | В течении года | Все учителя |
Наставничество, организация методической помощи молодым учителям |
| Методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым педагогам в период перехода на обновленные ФГОС, подготовки к аттестации, консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования; консультирование педагогов по вопросам формирования универсальных учебных действий | В течении года | ОА ОВ |
Организация внеурочной работы по предметам |
1 | Проведение предметной недели | Февраль-Март | Все учителя |
2 | Участие в различных конкурсах, проектах в рамках школьных, районных, региональных, всероссийских мероприятий | В течении года | Все учителя |
3 | Организация школьных олимпиад. Участие в муниципальном, региональном турах предметных олимпиад | В течении года | Все учителя |
Работа с одаренными детьми |
1 | Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик | В течении года | Все учителя |
2 | Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей | В течении года | Все учителя |
3 | Вовлечение одаренных детей в работу научного общества учащихся школы, к участию в школьных, городских олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, фестивалях с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей | В течении года | Все учителя |
ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ ШМО
Месяц | Вопросы |
Август | Утверждение плана ШМО на 2023-2024 учебный год Обсуждение программ по предметам, утверждение календарно-тематических планов учителей-предметников на 2023-2024 учебный год. Взаимообмен дидактическими материалами. 3. Анализ результатов итоговой аттестации обучающихся 9, 11 классов в 2022-2023 учебном году. Е.С. 4. Утверждение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов по самообразованию. Г.Н. 5. Обсуждение рабочих программ на новый учебный год по обновленным ФГОС. 6. Новые нормативно-правовые документы в деятельности учителя. |
1 четверть | Инновационные подходы в обучении английского языка. - Титова ОВ Мастер-класс «Создание заданий по функциональной грамотности» - ОВ, ЛВ |
2 четверть | Использование инновационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся- ОВ Инновационные формы обучения на уроках английского языка- ЕА Развитие диалогической речи на уроках англ. языка- МР |
3 четверть | Развитие креативного мышления на уроках английского языка- ТИ Использование мобильных устройств и приложений для повышения эффективности обучения иностранным языкам- ОА Практика формирования глобальных компетенций при обучении английскому языку- СВ Реализация групповой работы на уроках английского языка- СБ |
4 четверть | Эффективные способы пополнения словаря на уроках английского языка в начальной школе- ЯН Современный подход обучения чтению на начальном этапе в начальной школе- ЛВ Приемы обучения чтению на английском языке в начальной школе- ЕА |
План недели английского языка.
Цели:
- повышение мотивации к изучению английского языка;
- закрепление и систематизация языковых знаний и навыков;
- получение учащимися дополнительной информации об англоговорящих странах.
Задачи:
- расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки;
- мотивировать учащихся к приобретению новых знаний по предмету;
- развивать творческое мышление и способности учащихся;
- стимулировать потребность в использовании английского языка в различных ситуациях.
План:
Неделю начинают 9 классы с постановки с одной из пьес Шекспира
( совместно с МО русского языка и литературы)
1 день. “Mr. Known-All Day” – викторины, ребусы.
2-3 классы, конкурсы чтецов
4 классы викторина «Эрудит»
5-7 классы «British traditions and customs»
8 классы конкурс чтецов «The World of Poetry»
9 классы викторина «William Shakespeare »
4-11 классы «Конкурс песен на английском языке»