- АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ
Учитель: Гафаров
Абдурахман Гафарович
9 класс
МБОУ «Марьяновская школа»
- Обучающая: Выработать умения и навыки в решении задач по теме, отработать решение, используя формулы по данной теме, научить решать задачи и показывать связь арифметической и геометрической прогрессии с жизнью.
- Развивающая: Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать и формировать свою точку зрения.
- Воспитывающая: Воспитывать сознательную дисциплину, умение слушать, уважать мнение другого, но принимать решения самостоятельно, используя знания, приобретённые ранее.
- Тип урока: обобщающий, повторяющий.
Закончился двадцатый век
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строение звезд и вся земля.
Но математиков зовёт
Известный лозунг
«Прогрессио-движение вперёд»
- Активизация знаний учащихся.
- 1.Какие прогрессии вы изучали?
- 2.Дайте определение арифметической прогрессии.
- 3.Дайте определение геометрической прогрессии.
- 4.Чем эти прогрессии похожи?
- 5.Чем они отличаются?.
- 6.Дана арифметическая прогрессия (),заполните таблицу.
- 7.Даны последовательности чисел. Какие это последовательности?
- а)13;10;7;4…
- б)1;3;9;27…
1
1
d
d
3
3
?
n
?
n
5
5
?
?
Sn
Sn
?
?
- в)1;3;4;5…
- г)24;12;6;3…
- д)5;10;25;100…
- е)0,5;1;1,5;2…
- 8)Чему равна разность арифметических прогрессий?
- 9)Чему равен знаменатель геометрических прогрессий?
- 10)Что здесь лишнее?
- a)1;3;5;7;9;11;13;14;15;17;19.
- б)64;32;16;12;8;4;2.
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1.Формула n-го члена арифметической прогрессии?.
2.Что такое разность арифметической прогрессии?.
3.Свойства арифметической прогрессии?.
4.Формула суммы n-первых членов арифметической
прогрессии?.
5.Определение геометрической прогрессии.
6.Что такое знаменатель геометрической прогрессии?.
7.Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии?.
8.Формула n-го члена геометрической прогрессии?.
9.Дайте определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
10.Формула суммы всех членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии?.
- Решение заданий-защита проектов.
- Каждая команда получает карточку с заданиями и приступает к подготовке защиты своего проекта, на подготовку дается 7-10 минут, после чего обсуждение прекращается и команды приступают к защите проекта.
- Карточка№1
- 1.Найдите 17-ый член арифметической прогрессии, если =2, d=3 .
- 2.Найдите сумму 17-ти членов этой прогрессии.
- 3.()- арифметическая прогрессия, =11, =19
Найдите .
4.Выпишите первые четыре члена геометрической прогрессии(), если =6. q=2. Укажите наибольшее из них .
Карточка №2
1.Выпишите первые шесть членов арифметической прогрессии (), если: =7, d=3.
2.Найдите 15-ый член арифметической прогрессии, если =3, d=4 .
3.Выпишите первые четыре члена геометрической прогрессии (bn), если =5, q=4 .
4.Геометрическая прогрессия задана условиями =3.
=. Найдите .
5.Арифметическая прогрессия () задана условием =4+2n. Найдите .
Карточка №3.
1.Найдите 23-й член арифметической прогрессии, если: =-18, =-15.
2.Найдите сумму первых 23-х членов этой арифметической прогрессии.
3.Дана геометрическая прогрессия (), где =-2,
4.Найдите сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии () у которой =4, q=0,5
5.Какой номер члена арифметической прогрессии (), равного 6,2, если =0,2, а разность d=0,4?
- Физминутка
- Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку.
- Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя.
- - Я желаю достойно вознаградить тебя .
- Мудрец молчал.
- - Я достаточно богат, чтобы исполнить твоё самое смелое пожелание. Назови награду, которая тебя удовлетворит.
- - Повелитель,- сказал Сета,- прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничноё зерно, за вторую – 2, за третью - 4, за четвёртую – 8, за пятую – 16…
- - Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зёрна за всё 64 клетки доски. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости.
- Сета улыбнулся и покинул залу.
- Отходя ко сну царь вспомнил об изобретателе шахмат и спросил:
- -Унёс ли Сета свою жалкую награду?
- - Повелитель ,- ответили ему, математики твои трудятся без отдыха и надеются к рассвету закончит подсчёт.
- Утром царю доложили , что число это так велико, что в его амбарах нет такого количества зёрен.
Самостоятельная работа
1.Выписаны первые несколько членов арифметической прогрессии: -8;-1;-6.
Найдите 51-й член этой прогрессии.
2.Дана арифметическая прогрессия(), в которой =-15,7, =-22,9. Найдите разность прогрессии.
3.Выписаны первые несколько членов геометрической прогрессии: -1250; 750; -450…
Найдите шестой член этой прогрессии.
4.Какой номер у первого положительного члена арифметической прогрессии: -10,2; -9,5; -8,8; …?
Сегодня на уроке:
- я научился…
- я узнал(а)…
- расширил(а) представления о…
- мне было трудно…
- мне было особенно интересно…
- я остался доволен…
- какими приемами сегодня на уроке мы пользовались?
Спасибо за урок!