Просмотр содержимого документа
«Презентация: Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Лесковская средняя общеобразовательная школа
Педагогическая концепция
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Учитель
русского языка и литературы
Шмигирилова С.И.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Образование ориентируется на:
● «свободное развитие человека»,
● творческую инициативу,
● мобильность будущих
специалистов
смена образовательных парадигм
* От безличностной – к личностно ориентированной,
* От унифицированной – к вариативной,
* От адаптивной – к развивающей,
* От знаниевой – к деятельностной
Ведущая идея концепции
- формирование у школьников умения преобразовывать получаемую информацию в знание
Классификация компетенций (по А.В. Хуторскому )
- Общекультурные
- Ценностно-смысловые
- Учебно-познавательные
- Информационные
- Коммуникативные
- Социально-трудовые
- Компетенции личностного самосовершенствования
Заданные компетенции при изучении литературы
- Ценностно-смысловые предполагают:
- способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- применение духовно-нравственного опыта в жизненных ситуациях.
- Учебно-познавательные предполагают :
- планирование, анализ, рефлексию;
- понимание проблемы и выдвижение гипотезы;
- структурирование материала, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях.
Базовые модели системы работы
- технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Использование методов
- Проблемное обучение – решение нестандартных учебных задач нестандартными же методами;
- Эвристический метод – внешне проявляется в форме бесед, заданий для самостоятельной работы учащихся.
Использование приёмов
- «знаю – хочу узнать – узнал – научился»
- «верные –неверные утверждения»
Приёмы для осмысления содержания текста
Примерные вопросы:
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть?
- Что было неожиданным?
- Чем закончится рассказ, как вы думаете? Как вы бы его закончили?
- «Чтение с пометками».
- «Составление кластера» – особая графическая организация материала.
Приёмы письменной рефлексии
- Написание эссе.
- Составление памятки, инструкции.
- Стихотворение по алгоритму.
- Письмо по кругу.
- Синквейн.
- Диаманта.
Педагогические находки
- Заработай бонус;
- Копилка мудрости;
- Творческая мастерская;
- Через ассоциативный образ – к пониманию внутреннего мира героя.
«Зачетная книжка»
№
1
п/п
Автор, произведе-ние
А.С. Пушкин. Поэзия
2
Вид деятель-ности
Бону-сы
синквейн,
3
Н.В. Гоголь
А.П. Чехов
(оценка, баллы, медали, орден)
«Шинель»
сложный план
«Хамелеон»
эссе
Структура компетентностно - ориентированных заданий
Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.
Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности.
Бланк для выполнения задания.
Результативность
- формируется умение самостоятельно добывать знания;
- учащиеся испытывают потребность в непрерывном самообразовании;
- развиваются навыки самоорганизации;
- формируется адекватная самооценка;
- приобретаются навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
- осваиваются умения создания материалов для компьютерных презентаций, слайд-шоу и др.
Мониторинг результативности в течение 3-х лет ( один класс)
Восточная мудрость:
«Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься».