СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Морфемный разбор" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для изучения темы "Морфемный разбор слова" в 5 классе. Представленные  в презентации задания интересны, развивают логическое мышление учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Морфемный разбор" 5 класс»

Тема урока?

Тема

урока?

Проверяем знания  Ребята шли к расщелине по узенькой тропинке.  1. Разберите предложение синтаксически.  2. Выпишите из предложения слова, в которых есть суффикс.  3. Выпишите слово с приставкой.

Проверяем знания

Ребята шли к расщелине по узенькой тропинке.

1. Разберите предложение синтаксически.

2. Выпишите из предложения слова, в которых есть суффикс.

3. Выпишите слово с приставкой.

Продолжи правило  1. Слова с одним и тем же корнем называются...  однокоренными  2. Слова с различным лексическим значением, но с одинаковым корнем называются... омонимами 3. При изменении слова изменяется только его..., а лексическое значение остаётся тем же самым. грамматическое значение 4. Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует... форму слова

Продолжи правило

1. Слова с одним и тем же корнем называются...

однокоренными

2. Слова с различным лексическим значением, но с одинаковым корнем называются...

омонимами

3. При изменении слова изменяется только его..., а лексическое значение остаётся тем же самым.

грамматическое значение

4. Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует...

форму слова

Продолжи правило  5. Нулевое окончание – это такое окончание, которое не ...  обозначено звуками  6. Часть изменяемого слова без окончания называется... основой 7. Корень – это... значимая часть слова, в которой заключено .. главная, лексическое значение 8. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов, называется... суффикс

Продолжи правило

5. Нулевое окончание – это такое окончание, которое не ...

обозначено звуками

6. Часть изменяемого слова без окончания называется...

основой

7. Корень – это... значимая часть слова, в которой заключено ..

главная, лексическое значение

8. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов, называется...

суффикс

Продолжи правило  9. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов, называется...  приставкой  10. Чередованием называется ... в одной и той же части слова. замена одних звуков другими 11. Беглые гласные – это гласные... и… в одной и той же значимой части слова, которые чередуются с … звука. О, Е с нулём звука

Продолжи правило

9. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов, называется...

приставкой

10. Чередованием называется ... в одной и той же части слова.

замена одних звуков другими

11. Беглые гласные – это гласные... и… в одной и той же значимой части слова, которые чередуются с … звука.

О, Е с нулём звука

Определим тему урока  Разгадай шарады.  Корень мой находится в « цене »,  в « очерке » найди приставку мне,  суффикс мой в « тетрадке » все встречали, Вся же в дневнике Я и в журнале. ОЦЕНКА

Определим тему урока

Разгадай шарады.

Корень мой находится в « цене »,

в « очерке » найди приставку мне,

суффикс мой в « тетрадке » все встречали,

Вся же в дневнике Я и в журнале.

ОЦЕНКА

Морфемный  разбор слова.

Морфемный

разбор

слова.

Работа по теме урока Прочитайте § 81, стр 27 – 28, познакомьтесь с порядком морфемного разбора слова. Составьте инструкцию: Как правильно разобрать слово по морфемам (или по составу).

Работа по теме урока

  • Прочитайте § 81, стр 27 – 28, познакомьтесь с порядком морфемного разбора слова.
  • Составьте инструкцию: Как правильно разобрать слово по морфемам (или по составу).
Советы помощника  Чтобы выполнить морфемный разбор слова , надо: Определить, какой частью речи является слово. Графически обозначить основу и окончание; указать значение окончания . Подобрать однокоренные слова, выделить корень. Выделить приставки и суффиксы, определить их значение. Доказать правильность выделения этих морфем путём подбора слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

Советы помощника

  • Чтобы выполнить морфемный разбор слова , надо:
  • Определить, какой частью речи является слово.
  • Графически обозначить основу и окончание; указать значение окончания .
  • Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
  • Выделить приставки и суффиксы, определить их значение. Доказать правильность выделения этих морфем путём подбора слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Работа по теме урока  Назовите слово, разгадав ребус. Разгаданное слово разберите по морфемам . ИЗБУШКА КОРОЛЕВА

Работа по теме урока

Назовите слово, разгадав ребус. Разгаданное слово разберите по морфемам .

ИЗБУШКА

КОРОЛЕВА

ДОБРОТА СЛОВАРЬ ГРАМОТНОСТЬ

ДОБРОТА

СЛОВАРЬ

ГРАМОТНОСТЬ

КАРАТИСТ ПОСЛОВИЦА ПОДОКОННИК

КАРАТИСТ

ПОСЛОВИЦА

ПОДОКОННИК

Распределительный диктант  Распределите слова в соответствии со схемами. Записка, чайник, весна, пробежка,  пригородный, комнатка, герб, новый, перелесок, зеленоватый, кров, век, подгорный, кудрявый, маленький, судьба, паромщик.

Распределительный диктант

Распределите слова в соответствии со схемами.

Записка, чайник, весна, пробежка,

пригородный, комнатка, герб, новый, перелесок, зеленоватый, кров, век, подгорный, кудрявый, маленький, судьба, паромщик.

Взаимопроверка чайник  весна  герб комнатка  новый зеленоватый  кров кудрявый  век маленький  судьба паромщик записка пробежка пригородный перелесок подгорный

Взаимопроверка

чайник

весна

герб

комнатка

новый

зеленоватый

кров

кудрявый

век

маленький

судьба

паромщик

записка

пробежка

пригородный

перелесок

подгорный

Работа с текстом Берёза и осина – светолюбивые деревья. 2) У осины каждый листик робко трепещет и со всех сторон купается в свете. 3) А под осиной растут тенелюбивые травы. 4) Такой густой осинник, что заяц не проскочит .   Выполните задания: Из предложений 1 и 2 выпишите слова с нулевым окончанием. Из предложений 3 и 4 выпишите слово, состоящее из приставки, корня и окончания. Подчеркните слова, которые имеют два корня. Выпишите из текста к слову ОСИНА все формы этого слова. Произведите морфемный разбор слова ОСИННИК .

Работа с текстом

  • Берёза и осина – светолюбивые деревья. 2) У осины каждый листик робко трепещет и со всех сторон купается в свете. 3) А под осиной растут тенелюбивые травы. 4) Такой густой осинник, что заяц не проскочит .

Выполните задания:

  • Из предложений 1 и 2 выпишите слова с нулевым окончанием.
  • Из предложений 3 и 4 выпишите слово, состоящее из приставки, корня и окончания.
  • Подчеркните слова, которые имеют два корня.
  • Выпишите из текста к слову ОСИНА все формы этого слова.
  • Произведите морфемный разбор слова ОСИННИК .
Домашнее задание: § 81, упр № 432 Словарные слова

Домашнее задание:

  • § 81, упр № 432
  • Словарные слова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!