Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"»
Урок русского языка в 5 классе ВАРИАНТЫ МОРФЕМ. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ
Цель урока: дать понятие о вариантах морфем; учить различать варианты морфем; развивать навыки морфемного и синтаксического разбора, анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности; форфировать навыки самоконтроля, рефлексии
Задачи урока:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме « Варианты морфем. Морфемный разбор слов» ( основные понятия морфемики: морфема, варианты морфем, корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование, однокоренные слова);
- развивающие: развивать интерес к предмету, развивать навыки морфемного разбора слов, развивать речь, учить анализировать речь одноклассников, понимать свои ошибки;
- воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости выполнять морфемный разбор слов.
Планируемые результаты:
- предметные: знать порядок морфемного разбора слова; уметь производить морфемный разбор ( устный и письменный) слова
- метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к рефлексивному мышлению, самоанализ и самооценка
- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные понятии темы: морфема, морфемный разбор, варианты морфем.
Дождь прошел, но с крыш еще падали капли, постукивали по дощатому тротуару.
В конце улицы тянулся городской сад. Калитка была открыта. За ней сразу начинались густые, запущенные аллеи. В саду пахло ночным холодом, сырым песком. Это был старый сад. Липы уже отцвели и слабо пахли. Один только раз ветер прошел по саду, и весь он зашумел, будто над ним пролился и тотчас стих крупный и сильный ливень.
(К.Г.Паустовский)
Задание:
- Прочитайте текст, озаглавьте его.
- Докажите, что это текст, определите стиль и тип речи.
- Найдите в тексте слова с вариантами морфем и подберите к ним однокоренные слова
Дождь прошел, но с крыш еще падали капли, постукивали по дощатому тротуару .
В конце улицы тянулся городской сад. Калитка была открыта. За ней сразу начинались густые, запущенные аллеи . В саду пахло ночным холодом, сырым песком. Это был старый сад. Липы уже отцвели и слабо пахли. Один только раз ветер прошел по саду, и весь он зашумел, будто над ним пролился и тотчас стих крупный и сильный ливень.
Словарная работа
Тр о туар
А лл ея
Объясните значение этих слов
Выполните синтаксический и пунктуационный разбор разбор первого предложения
Дождь прошел, но с крыш еще падали капли, постукивали по дощатому тротуару.
Кроссворд
6
1
4
3
5
2
7
8
9
Кроссворд
6
1
4
п
3
5
2
7
о
8
с
т
ф
и
к
с
9
Кроссворд
6
1
4
п
3
5
2
7
о
к
8
с
о
т
н
ф
ч
и
а
к
н
с
9
и
е
Кроссворд
6
1
5
п
3
7
4
2
м
о
о
с
к
8
р
о
т
ф
н
е
и
ч
м
а
к
и
9
с
н
к
и
а
е
Кроссворд
6
1
5
п
3
7
4
2
м
м
о
о
с
к
8
р
р
о
т
ф
ф
н
е
е
и
ч
м
м
а
к
а
и
9
с
н
к
и
а
е
Кроссворд
6
1
5
п
3
7
4
2
м
м
с
о
о
с
у
к
8
р
р
о
т
ф
ф
ф
н
е
е
и
ч
и
м
м
а
к
а
и
9
с
с
н
к
и
а
е
Кроссворд
6
1
5
ч
п
3
7
4
2
м
е
м
с
о
о
р
с
у
к
8
р
е
р
о
т
ф
ф
ф
н
д
е
о
е
и
ч
и
м
в
м
а
к
а
и
9
с
с
н
н
к
и
а
и
е
е
Кроссворд
6
1
5
ч
п
3
7
4
2
м
е
п
м
с
о
о
р
с
у
к
8
и
р
е
р
о
т
ф
ф
с
ф
н
д
е
о
е
и
т
ч
и
м
в
м
а
а
к
а
в
и
9
с
с
н
к
н
к
и
а
а
и
е
е
Кроссворд
6
1
5
ч
п
3
7
4
2
м
е
п
м
с
о
о
р
с
у
к
8
и
р
е
р
о
о
т
ф
ф
с
ф
н
д
е
о
е
и
т
н
ч
и
м
в
м
а
а
к
о
а
в
и
9
в
с
с
н
к
н
а
к
и
а
а
и
е
е
6
1
5
ч
п
3
7
4
2
м
е
п
м
с
о
о
р
с
у
к
8
р
и
ф
т
о
о
е
р
н
ф
с
ф
д
е
т
о
и
е
и
н
ч
м
а
м
в
к
а
о
а
в
и
9
в
с
с
н
к
н
а
к
и
о
а
а
и
е
е
р
е
н
ь
Дождь прошел, но с крыш еще падали капли, постукивали по дощатому тротуару.
В конце улицы тянулся городской сад. Калитка была открыта. За ней сразу начинались густые, запущенные аллеи. В саду пахло ночным холодом, сырым песком. Это был старый сад. Липы уже отцвели и слабо пахли. Один только раз ветер прошел по саду, и весь он зашумел , будто над ним пролился и тотчас стих крупный и сильный ливень.
- Теперь попробуем выполнить устный и письменный морфемный разбор.
- 1-ый ряд разбирает слова постукивали, 2-ой – городской ( сад), а 3-ий ряд – зашумел. Обратите внимание на формообразующий суффикс.
Подведем итог
- На какие 2 группы делятся морфемы?
- Чем отличаются словообразовательные морфемы от формообразующих?
- Чем отличаются однокоренные слова и формы слова?
Выполните морфемный разбор указанных слов
- Беззвучный
- подоконник
- соловушка
- перебегать
«Закончите предложение»
1. Сегодня мы узнали о …
2. Теперь я могу…
3. Я научился…
4. Мне было трудно…
5. Своей работой я …
Спасибо за урок!