Приёмы работы с рубриками
Родной русский язык
Рахматова О. В., учитель русского языка и литературы
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ 5 класс
- Погружение в материал: класс делится на группы, каждая группа получает набор карточек с названием рубрик учебника (не более 3-х).
- Учебная задача: перед вами материал рубрик нового учебника.
- Прочитайте содержание рубрики, сформулируйте основную идею – зачем, с какой целью такая рубрика помещена в учебник?
- Дополнительное задание: оценить информацию, которая дана в рубрике, используя фразы (уже знал, это новое, было интересно, я удивился, оказывается и т.д.).
Рубрика «Лингвистические заметки» 5 класс
Лингвистические заметки
Родной язык — это язык того народа, к которому относит себя человек.
Государственный язык — это язык, который выполняет объединяющую роль в политической, социальной, экономической и культурной жизни данного государства и выступает в качестве его символа. Государственный язык (русский) используется в работе центральных учреждений нашей страны, при официальном общении между субъектами Российской Федерации, а также в армии, на нём издаются центральные российские газеты и журналы.
Языком межнационального общения называют язык, с помощью которого преодолевается языковой барьер между представителями разных народов внутри одного государства, а также в общении между народами разных государств.
ЗАДАНИЕ к рубрике «Лингвистические заметки»
- ЦЕЛЬ: формирование представления о значимости русского языка
- Ознакомьтесь с содержанием рубрики.
- Используя материал рубрики и дополнительный материал - материал портала «Президент России детям школьного возраста» http://xn--d1acvx9d.xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/ ,ответьте на вопросы:
1. Какой язык является государственным языком
на территории РФ?;
2. Кому принадлежит русский язык?;
3.Какой язык называется языком межнационального общения?
4. Объясните роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;
РУБРИКА «МОЯ Россия» 5класс
Моя Россия
Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — выдающийся русский художник, создавший на своих полотнах поэтический образ русской природы. «Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с её неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Он понимал тайную прелесть русской природы, тайный её смысл, понимал только это, зато так, как никто», — писал о творчестве художника.
А. Н. Бенуа.
Задание к рубрике «Моя Россия»
1. В течение двух-трёх минут просмотрите содержание рубрики «Моя Россия» на с.9
2. Внимательно прочитайте слова художника Александра Николаевича Бенуа о творчестве Исаака Ильича Левитана. Объясните, как вы их поняли.
3. Работа с репродукцией картины
И. Левитана «Золотая осень» (стр.8):
Сформулируйте мысль о том,
какую «тайную прелесть русской
природы, тайный её смысл»
художник Левитан понимал «как никто».
5 класс
Задания к рубрике «Круг чтения»
- 1.Пройдите по ссылке https ://libking.ru/books/sci-/ science/106789-68-lev-uspenskiy-ty-i-tvoe-imya.html (стр.67)
- Ознакомьтесь с кратким словариком наиболее часто встречающихся календарных имен.
- Найдите своё имя и объяснение первоначального значения имени, точнее — значения того слова, из которого оно было образовано у себя на родине.
- Опираясь на материалы книги Г. Успенского «Ты и твоё имя», подготовьте сообщение о своём имени (значение, происхождение, славянские варианты, слова, которые родственны личному имени, происходят от одних корней с ними).
ЗАДАНИЕ К РУБРИКЕ «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ»
ЦЕЛЬ: Расширить круг знаний учащихся о топонимике родного края(района),воспитывать любовь к малой родине .
- Прочитайте содержание рубрики.
- Групповые задания:
I группа : Обратясь к «Топонимическому словарю Приморского края», ( https :// coollib.net/b/484193-andrey-mihaylovich-sazyikin-toponimicheskiy-slovar-primorskogo-kraya/read ) найдите толкование географических названий Хасанского района: бухта Алексеева, мыс Бабкина, полуостров Зарубина
II группа : найдите толкование географических названий Хасанского района: с. Андреевка, бухта Баклан, р. Барабашевка, о. Герасимова
III группа: найдите толкование географических названий Хасанского района: м. Деда, с. Занадворовка, р. Камышовая
Подготовьте выступление « Это интересно. Знакомство с топонимами Хасанского района»
РУБРИКА «МОЯ РОССИЯ» 9 класс
Задание к рубрике «МОЯ РОССИЯ»
- Прочитайте содержание рубрики.
- Опираясь на полученную информацию, создайте рубрику «Моя Россия. Спящие ордена».
- Представьте материал в виде презентации.
Рубрика «Говорите правильно» 9 класс
Говорите правильно
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с именами существительными в форме дательного падежа: согласно приказу, вопреки распоряжению, благодаря помощи.
Задание к рубрике «Говорите правильно»
ЦЕЛЬ: содействовать развитию грамматически правильной речи; способствовать воспитанию культуры речи
Самостоятельная работа . Употребите вместо точек подходящие по смыслу синонимичные предлоги (благодаря, вопреки). Найдите предложени(е) я, в котором(ых) необходимо употребить предлог вследствие :
- … недостатка времени не будем уходить от главной темы.
- … густого тумана все полеты отменили.
- … ранения Ибрагим вместо парика носил повязку.
- … знаниям контрольная работа написана на 5.
- … подчиненного положения Якова в пансионе, товарищи обращались с ним небрежно.
- … приказу нас разместили в деревне.
Задание к рубрике «Говорите правильно»
Отредактируйте предложения:
- Благодаря болезни я не был в театре. Согласно графика мы управились во время. Вопреки предсказаний прогноз погоды не оправдался. Полет был отменен благодаря сильным ливням. Команда была выполнена вопреки приказа командира.