2
Алтайский край, Локтевский район Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
Проект по математике
«Геометрические формы вокруг нас»
Проект осуществили: учащиеся 6 класса. Научный руководитель:
Левченко Ольга Вячеславна, учитель математики.
с. Покровка
Содержание.
Введение…………………..………….…………….……………………………..3 Основная часть работы
Глава 1. Происхождение геометрии …………………………………………..4 1.1 Как возникла геометрия? 4
Что изучает геометрия? 5
Происхождение геометрических фигур…………………………………..…6
Глава 2. Практическая работа.
2.1 Геометрия вокруг нас…...……………………………………………………8 2.2 Геометрия у нас дома…………………………………………………………8
Геометрия на улице, в космосе……………………………………………...8
Построение чертежей развёрток геометрических фигур……………….….9
Изготовление объемных геометрических фигур…………………………...9 2.6 Выставка…………………………………………………………………… 9
Заключение……………………………………………………………………...10 Список использованной литературы……………………..…………………10 Приложение …………………………………………………………………….11
Введение
Математику называют Царицей наук, и мы с этим полностью согласны!
С самого первого класса на уроках математики мы стали знакомиться с различными геометрическими фигурами. Нас это очень заинтересовало. Рассматривая предметы в каждом из них, мы начали видеть различные фигуры.
Каждого человека в повседневной жизни окружают геометрические фигуры, но мы их не замечаем. Это наблюдение нам показалось очень интересным, и мы решила исследовать тему: «Геометрические фигуры вокруг нас», появились вопросы: «Какие предметы и почему имеют геометрическую форму?»
В данной работе мы решили заняться изучением и исследованием геометрических фигур в природе, быту, строительстве, решили сами сконструировать модели объёмных фигур.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что уже с рождения все мы видим вокруг геометрической фигуры. Каждая фигура имеет свое название и форму.
Цель: научиться узнавать геометрические фигуры в обыденных предметах и уяснить их роль и место в повседневной жизни. Конструировать геометрические модели.
Задачи работы
Исследовать историю о происхождении геометрии;
Систематизировать теоретические сведения о науке геометрия и геометрических фигурах: плоских и объемных;
Исследование природных объектов с целью определения их геометрической формы;
Выполнить практическую работу:
Моделирование объемных геометрических фигур при помощи конструктора «ТИКО».
Построение чертежей развёрток простых геометрических фигур.
Изготовлению объемных геометрических фигур по готовым чертежам.
Сборка гирлянды из объемных геометрических фигур.
Сборка снеговика.
Гипотеза: исследование геометрических фигур и тел позволяет развивать не только математические и логические навыки, но и оттачивает ассоциативное, пространственное и образное мышление.
Объект исследования: виды геометрических фигур на плоскости и в пространстве, геометрические фигуры в природе.
Предмет исследования: Развёртки геометрических фигур.
Новизна исследования заключается в наблюдении за проявлением ассоциативного и пространственного мышления школьников в процессе поиска геометрических фигур и тел вокруг себя, в том числе в быту.
Методы исследования:
Изучение литературы.
Моделирование фигур.
Анализ предметов в доме, на улице, в космосе.
Обобщение собранного материала.
Сравнение.
Основная часть работы.
Глава 1. Происхождение геометрии
Как возникла геометрия?
Геометрия – одна из древнейших наук. Геометрия (греч. geometria, от geо — Земля и metreo — мерю), раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. Происхождение термина "Геометрия", что буквально означает "землемерие", можно объяснить следующими словами, древнегреческого учёного Евдема Родосского (4 в. до н. э.): "Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития реки Нила, постоянно смывавшего границы». Она зародилась в Древнем Египте
В этом государстве плодородные земли были расположены на очень узком участке земли – в долине реки Нил. Каждую весну Нил разливался и удобрял землю плодородным илом. Но при разливе реки смывались границы участков, менялись их площади. Тогда пострадавшие обращались к фараону, он посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь и установить размер налога. Восстанавливали границы участков особые чиновники – гарпедонапты - натягиватели верёвок.
Что изучает геометрия?
Уже у древних греков геометрия означала математическую науку, в то время как для науки об измерении Земли был введён термин геодезия. Судя по сохранившимся отрывкам древнеегипетских сочинений, геометрия развилась не только из измерений Земли, но также из измерений объёмов и поверхностей при земляных и строительных работах.
Ремесленникам необходимо было изготавливать посуду, строителям - подбирать камни различной формы для строительства храмов и пирамид, астрономам – измерять углы для определения положения звезд.
Знания постепенно накапливались и систематизировались. Так около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерении расстояний, площадей и объемов, о свойствах различных фигур – геометрия.
Изучением фигур занимаются разные разделы геометрии
Геометрические фигуры, точки которых лежат в одной плоскости, изучает планиметрия.
Геометрические фигуры, точки которых лежат в разных плоскостях, изучает стереометрия.
В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета и так далее. Если взять во внимание только форму и размеры предметов, мы приходим к понятию геометрической фигуры.
Название «фигура» происходит отлатинского слова figura, означающего
«внешний вид», «образ». Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия. Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.
Происхождение геометрических фигур.
А простейшими в геометрии являются три фигуры: — точка, прямая, плоскость. Конечно, самая главная – это точка. Древнегреческий геометр Евклид говорил, что «точка – это то, что не имеет частей». Слово точка по латыни означает результат мгновенного касания, укол. Так, точкой является отверстие, оставленное иглой в листе бумаги. Точка – в русском языкеозначало конец заточенного гусиного пера. Линия – льняная нить. Луч света также представляет собой модель прямой линии. Натянутая линия – также модель прямой. Плоскость —поверхность. Квадрат – термин образовался как буквальный перевод соответствующего греческого слова "квадратус" — "четырехугольный", фигура с четырьмя сторонами.
Прямоугольник— это четырехугольник, у которого все углы прямые. Термин образован путем соединения двух слов: "прямой" и "угол".
Треугольник— это многоугольник с тремя сторонами.
Термин образован путем соединения двух слов: "три" и "угол". Слово "три" общеславянское, индоевропейского характера. Общеславянское слово, имеющее соответствия в германских языках: в древнегерманском "кригер" — "кольцо", "круг", в греческом - "колесо", "круг"). Круг— это множество всех
точек плоскости, расстояние от каждой из которой до данной точки этой плоскости не больше данного расстояния. В переводе с греческого это слово означает "периферия". Окружность — это множество точек плоскости, находящихся на данном расстоянии от данной точки, лежащей в той же плоскости и называемой ее центром. Окружность — это граница круга.
Французское слово "оваль" — "овальный" произошло от латинского "овум" -
"яйцо". Овал— замкнутая выпуклая гладкая плоская кривая.
Одни считают, что этот термин произошел от греческого слова "ромбос", означающего ''бубен", т.к. ромб похож на четырехугольный бубен, другие — что от греческого слова "ромб", которое означает «вращающееся тело»,
«веретено», т.к. сечение в обмотанном веретене имеет форму ромба. Греческое слово "трапедзион" переводится как "столик" (сравним со словом "трапеза"). Трапеция — это выпуклый четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны, а две другие не параллельны.
Термин "куб" происходит от греческого слова в переводе означающего - "игральная кость". Она имела форму кубика, и название это перешло на любое тело той же формы. Этот термин впервые встречался у пифагорейцев (VI-IV вв. дон. э.). Термин образован путем соединения двух греческих слов: "параллелос" — "параллельный" и "эпипедос" — "плоскость".
Параллелепипед — призма, основанием котopoй является параллелограмм. Конус - от греческого слова "конос" (сосновая шишка, остроконечная верхушка шлема). Пирамида - от греческого слова "пюрамис", которым греки называли египетские пирамиды. А это слово происходит от древнеегипетского слова "пурама", которым эти пирамиды называли сами египтяне. Призма - от слова «присма» ("опиленная", "отпиленная часть").
Цилиндр сфера - от латинского слова "цилиндрус" (валик, каток).
Глава 2. Практическая работа.
Геометрия вокруг нас
Однако стоит внимательно осмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры. Оказывается, их очень иного. Просто мы их раньше не замечали, и какую важную роль в нашей жизни играет геометрия.
Геометрия у нас дома.
Дневник наблюдений:
Проблемный вопрос: Предмет. Фигуры, из которых состоит предмет
№ | Предмет | Фигуры, из которых состоит предмет |
геометрия на кухне |
1. | Холодильник | Прямоугольный параллелепипед |
2. | Кастрюля | Цилиндр |
3. | тарелка | Круг, окружность |
4. | Микроволновая печь | Прямоугольный параллелепипед |
5. | Кухонный шкаф | Прямоугольный параллелепипед |
геометрия в спальне |
1. | Шифоньер | Прямоугольный параллелепипед |
2. | Кровать | Прямоугольный параллелепипед |
3. | Трельяж | Прямоугольный параллелепипед |
4. | Стол | Прямоугольник |
5. | Лампа | Усечённый конус |
геометрия в холодильнике |
1. | Банка сгущенки | Цилиндр |
2. | Банка молока | Цилиндр |
3. | Пакет сливок | Треугольная пирамида |
4. | Колбаса | Цилиндр |
5. | Сыр | Круг, круговой сектор |
6. | Банка йогурта | Усеченный конус |
геометрия на улице |
1. | Дом | Прямоугольный параллелепипед |
2. | Столб, столбы с проводами | Цилиндр, параллельные прямые |
3. | Баня | Прямоугольный параллелепипед |
4. | Бочка | Цилиндр |
5. | Провода электрические | Параллельные прямые |
6. | Дорога | Кривая линия |
7. | Фонарь | Овал |
геометрия на огороде и в саду |
1. | Морковь | Конус |
2. | Бочка | Цилиндр |
3. | Теплица | Прямоугольный параллелепипед |
4. | Капуста | Шар |
5. | Грядка | Прямоугольный параллелепипед |
6. | Ведро | Усеченный конус |
7. | Лейка | Цилиндр |
геометрия жилища |
1. | Крыша | Пирамида, угол |
2. | Дом | Прямоугольный параллелепипед |
3. | Дверь | Прямоугольник |
4. | Окна | Прямоугольник |
5. | Труба дома | Цилиндр |
Геометрия в природе (Слайды 12,13,14)
Геометрия в космосе (Слайды 15,16, 17).
Планеты: Имеют шарообразную форму. Доказано, что все планеты солнечной системы своей формой напоминают шар. Звёзды: являясь космическими объектами, также как и планеты имеют форму шара. Солнце напоминает огромный шар.
Орбиты планет: Планеты движутся вокруг солнца по траекториям, имеющим форму эллипса. Известно, что смена времён года на Земле происходит именно потому, что орбита Земли – эллипс.
Галактики: Учёные установили, что галактики очень часто имеют форму геометрической фигуры, которая называется спираль
Из всего этого видно, что окружающие нас предметы, сделанные руками человека имеют разные формы поверхности, в космическом пространстве так же, как и в природе находятся объекты только округлой формы и почти отсутствуют прямолинейные объекты.
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса и почётный кандидат «новых семи чудес света» — Пирамиды Гизы. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид
Если древние египтяне смогли с помощью несложных инструментов построить такие «чудеса света», то стоит попробовать построить модель пирамиды и нам.
Для начала мы воспользовались конструктором «Тико» и собрали несколько объёмных фигур. (Слайд 18)
Затем, приступили к моделям из бумаги.
Приготовили линейки с делениями, карандаши разной мягкости, угольник, резинку циркуль и на всякий случай транспортир.
В начале работы внимательно изучили стереометрические фигуры в кабинете математики, готовый чертёж с размерами (Слайд 19, 20) и приступили к работе.
3. Затем клеили фигуры по готовым чертежам. (Слайды 21, 22, 23)
4. В завершении проекта организовали выставку наших работ. (Слайды
24, 25, 26, 27)
Заключение.
Таким образом, названия геометрических фигур первоначально были названием конкретных предметов, имеющих форму более или менее близкую к форме фигуры.
В своей работе мы исследовали, какие геометрические фигуры и тела окружают нас, и убедились, сколько самых разнообразных геометрических форм и поверхностей использует человек в своей жизни – при строительстве различных сооружений и просто в повседневной жизни.
Поняли, что проявляют люди свой интерес к геометрическим фигурам не просто из-за любви к их форме, а потому что свойства этих фигур позволяют с наибольшей простотой решать сложные задачи.
Теперь, мы не просто смотрим на предметы, а пытаемся логически объяснить выбор формы. Знаем, что геометрические фигуры играют очень важную роль в жизни человека, а знания их свойств может существенно её облегчить.
Геометрия часть математики. Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. Так говорил выдающийся российский учёный- Михаил Васильевич Ломоносов.
На следующий год мы будем изучать новый раздел математики- геометрия, надеемся, что работа над проектом поможет привести наш ум в порядок и успешно освоить предмет.
Литература
Клепа. Альманах. №46, 1998г;
Минковский В.Л. За страницами учебника математики. М.: Просвещение, 1966г;
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. “За страницами учебника математики” Дрофа 2003г;
Линнет Лонг «Отличная геометрия»;
Яков Перельман «Занимательная геометрия»;
Интернет ресурсы. Сайт «Википедия».