Содержание программы 1.Пояснительная записка
2. Содержание модуля.
3. Планируемые результаты по окончании изучения курса.
4. Список литературы.
4. Календарно-тематическое планирование.
- Введение в школьную жизнь. Пояснительная записка.
Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Десять дней школьной жизни посвящены вхождению в новый социальный статус и знакомству с новыми социальными ролями. Курс «Введение в школьную жизнь» носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но и еще не школьник.
Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» находит отражение в классном журнале. Для этого отводится первая страница журнала, о чем выполняется запись в листе «Содержание». На странице журнала оформляется список класса, и записываются темы занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Предметные курсы по обучению грамоте и математике начинаются на следующий учебный день после окончания учебного модульного курса «Введение в школьную жизнь». Работа в рамках этих предметов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).
Образовательный модуль «Введение в школьную жизнь» рассчитан на 30 часов (10 первых дней сентября, по 3 урока ежедневно).
Цели учебного модульного курса:
заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;
оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования.
создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.
Задачи модуля:
- адаптировать первоклассника к школьной жизни;
- формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;
- формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
- развитие коммуникативных умений, умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;
- воспитание интереса к обучению.
- Содержание программы (30 ч)
Противопоставление школьной и нешкольной форм поведения.
Знаки «Я», «Хор», «Вместе», «Плюс», «Минус», «Ловушка», «Вопрос»
Индивидуальная работа. Работа парами. Работа в группе. Коллективная работа.
Представление о ленте времени.
Ориентирование в пространстве (работа со схемой)
Оценивание по линеечкам. Самооценка. Внешняя оценка. Оценка работы товарища. Критерии оценивания.
Противопоставление правильности и оригинальности.
Правила ведения дискуссии. Отличие спора от ссоры. Доказательства.
Адресованность и понятность сообщения.
Толерантность как признание права на иную точку зрения.
Ситуация недоопределённого правила.
- Планируемые результаты по окончании модуля.
По окончании модуля у первоклассников:
- процесс адаптации к школьной жизни будет протекать мягко, безболезненно;
- сформируются первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках,
-сформируются представления о групповых, парных, индивидуальных и коллективных формах работы, об учебном сотрудничестве;
- сформируются первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
- сформируются первоначальные представления о критериях оценивания,
- сформируются представления о правилах ведения спора, о дискуссии.
В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами. Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
Основные разделы курса
Основными разделами данного курса являются:
«Как учить себя с помощью взрослого»;
«Сотрудничество со сверстниками»;
«Отношение ребенка с самим собой».
- Список литературы.
Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 35 - 43.
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985.
Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 68.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1994. - 33 с.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.- 268 с.
Цукерман Г.А. Предметность совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1 990. - № 6.
Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - Москва, 1994. - 96 с.
Календарно-урочное планирование по курсу «Введение в школьную жизнь. 1 б класс» на 2016-2017 учебный год
Курс рассчитан на 3х10 дней=30 ч, из них внеурочно -30 ч.
Дата |
Тема урока | Цель (цели) урока | Формирование УУД (основных на занятии) |
| 1 | Давайте познакомимся | Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
2 | Режим дня школьника | Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел. Введение знак «Звонок». | Познавательные: моделирование; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
3 | Я и мои товарищи | Ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы. | Познавательные: Моделирование; составление схемы; использование знаково-символических средств. |
| 4 | Приветствие друг друга. | Познакомить с разными формами приветствия. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом. Личностные: формирование основ нравственно-этической ориентации; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
5 | Введение знак «Хор», противопоставление знаку «Я». | Познакомить с новым знаком «Хор». Учить отличать форму ответа от содержания ответа, оценивать собственные возможности. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; самооценка |
6 | Оценка. | Ввести различение оценок за красоту и за правильность. Познакомить с критерием оценки. | Регулятивные: оценка с помощью моделей или знаков; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; |
| 7 | Учимся работать вместе. | Начать формирование представления о совместной детской работе. Ввести знак «Мы». | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
8 | Детское сотрудничество. | Формировать умение у учащихся слушать друг-друга, адресоваться друг к другу, ждать реакции на свои ответы. Ввести знаки «+» и «-«. | Коммуникативные: Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
9 | Внешняя оценка и самооценка. | Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно. | Регулятивные: оценка и взаимооценка, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
| 10 | Отработка введенных ранее знаков. | Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. Познакомить с ситуацией несогласия при работе в группе. | Регулятивные: оценка Коммуникативные. формирование основ общения друг с другом при работе в группе; формулирование собственного мнения и позиции; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
11 | Как надо и как не надо спорить? | Познакомить с ситуацией, когда люди делают одно дело по-разному. Ввести отличие ссоры от спора. Формировать умение спорить. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом при работе в паре и группе; формулирование собственного мнения и позиции; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
12 | Диагностика и отработка разных критериев оценки. | Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной отрибутики. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
| 13 | Введение знака «Вопрос». | Познакомить с ситуацией обращения к учителю. Формировать умение брать на себя инициативу. Способствовать изменению ученической роли с реактивной на активную. | Коммуникативные: выстраивание общения с учителем; формирование умения задавать вопросы. |
14 | «Я хочу задать вопрос учителю!» | Формировать умение обращаться с вопросом к учителю, правильно его формулировать. | Коммуникативные: выстраивание общения с учителем; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
15 | Работаем вместе. | Сформировать знание о совместном труде как о труде каждого. | Регулятивные: Самоценка и взаимооценка. Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться, в том числе в ситуациях согласия и несогласия. Познавательные: использование знаково-символических средств; обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, действие моделирования, выполняющее функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; |
| 16 | Дискуссия. «Говорить не страшно!» | Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий. Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться; построение понятных для партнера высказываний; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
17 | «Я хочу задать вопрос товарищу!» | Перевести адресованность к учителю в адресованность к одноклассникам. Вырабатывать умение договариваться, «содействовать» | Коммуникативные: выстраивание общения с одноклассниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
18 | «Понятно ли мы говорим?» | Формировать умение высказываться точно и понятно. Учить оцениванию индивидуальному и коллективному. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться; построение понятных для партнера высказываний. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; взаимооценка. |
| 19 | «Понятно ли мы говорим?» | Отрабатывать требования к высказыванию, сообщению, реплике. Учить различать содержательное сообщение и бессмысленное. Учить задавать вопросы. Продолжить формировать умение договариваться друг с другом. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться; построение понятных для партнера высказываний; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
20 | Ловушки. | Учить основам рефлексии.. Формировать умение «внимательно слушать говорящего». Познакомить с новым знаком «Л» | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, её анализ. Регулятивные: осуществление контроля высказываний; самоценка. |
21 | Оценивание и самооценивание. | Отрабатывать умение оценивать себя и одноклассников. | Регулятивные: взаимооценка, самооценка. Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий |
| 22 | Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. | Упражнять в умении аргументировать, доказывать свои суждения. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний; формулирование собственного мнения и позиции. |
23 | Решение практических задач. | Учить анализировать достаточность и недостаточность условий и средств для решения задачи. Учить обращаться за помощью. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: анализ предложенных условий; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль. |
24 | Учимся работать вдвоем. | Актуализировать навыки содержательного взаимодействия применительно к парной работе. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом при работе в паре, построение понятных высказываний. |
| 25 | Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. | Анализировать успешность освоения способов действий каждым учеником при работе в парах и группах. Упражнять в употреблении изученных знаков. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний; формулирование собственного мнения и позиции. |
26 | Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. | Отрабатывать умение оценивать друг друга, находить оптимальное решение. Вырабатывать стремление и потребность оказания помощи одноклассникам. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Регулятивные: оценка; контроль. |
27 | Подготовка к празднику «Посвящение в ученики». | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом. Регулятивные: Взаимооценка, самооценка. |
| 28 | Праздник «Посвящение в ученики» | Создать радостную праздничную атмосферу. Организовать взаимодействие с родителями учащихся. Закрепить изученные способы взаимодействия уч-ся | Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом. Регулятивные: самооценка. |
29 |
30 |