СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Что такое хорошо и что такое плохо" 4 класс (духовно - нравственное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе авторской программы Л.Мищенковой "Уроки нравственности"

Просмотр содержимого документа
«Программа "Что такое хорошо и что такое плохо" 4 класс (духовно - нравственное направление)»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области



Утверждаю.

Директор школы __________В. С. Солоницына

«___»_____________2019 г

Приказ №_________

Приказ №________ «Согласовано

на заседании методического совета

«___»_________2019 г

протокол № ___


с заместителем директора по УВР


_____________Л.Н.Кожевниковой


Рабочая программа

внеурочной деятельности

Курс

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Духовно – нравственное направление


Возраст – 10-11 лет

Сроки реализации – 1 год

2019 - 2020 учебный год


Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории







с. Филиппово

2019 г




Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Что такое хорошо и что такое плохо» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – М.: Изд.: РОСТкнига, 2014.

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2019-2020 учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2019-2020 учебный год.


ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи курса:

  • Сформировать систему нравственных ценностей;

  • Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

  • Формировать экологически воспитанную личность;

  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

  • Формировать интерес к чтению художественной литературы;

  • Развивать познавательную активность;

  • Развивать творческие способности.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

  • Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

  • Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

  • Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

  • Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.

  • Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.


Основные направления и ценностные ориентиры программы

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлѐнность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально -психологическое.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Место курса в учебном плане

Программой курса «Что такое хорошо и что такое плохо» в 4 классе предусмотрено проведение 34 занятий. Продолжительность - 40 минут.

Методическое обеспечение программы


Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

Методы

Теоретические занятия:

• беседы;

• прочтение и обсуждение художественных книг.

Практические занятия:

• творческие мастерские;

• коллективные творческие дела;

• викторины;

• тренинги;

• наблюдение учащихся;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции;

• проведение выставок;

• сюжетно-ролевые игры.

Виды деятельности: чтение и дальнейшее обсуждение, рисование, художественный труд; слушание музыки и размышления о ней, пение.



Планируемые результаты

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
Систему нравственных качеств и этическое сознание;
Потребность в самовоспитании и саморазвитии;
Чувство уважения к правам и обязанностям человека;
Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
Потребность в чтении художественной литературы.

В результате изучения данного курса в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

• умения (на пропедевтическом уровне) при помощи полученных знаний самостоятельно решать задания на развитие абстрактного и логического мышления, продумывать решение, прогнозировать результат своей работы, анализировать свою работу;

• умения (элементарные) принимать участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах;

• способности задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам.

Коммуникативные:

• умение работать в паре и в группе, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

• знать элементарные термины предмета, осознанно оперировать ими;

• уметь обмениваться собственным наблюдением, умозаключением.

Учебно-познавательные:

• умения и навыки планирования учебной деятельности (на первоначальном уровне): самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность – ставить цель, выбирать оптимальные пути решения этих задач;

• умения и навыки организации деятельности: организация рабочего места;

• умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, обобщение, предвидение результатов своей деятельности, формулирование выводов;

• умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само – и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения гигиенических правил;

- бережного отношения к природе;

- развития чувства ответственности, самостоятельности;

- формирования стремления быть полезным окружающим;

- стремления к здоровому образу жизни.


В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трѐм уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися
социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.).

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;


Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.


Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

  • самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

  • понимает такие понятия, как «патриотизм», «любовь к Родине» и готов реализовывать их в социальной жизни через действия.



С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте
жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков;
-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В четвертом классе, как правило, набрал силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья.

Система отслеживания и оценивания результатов

Измерители (см. Приложение)

1.Тест «Сформированность моральных норм и правил поведения»

2.Диагностика нравственной воспитанности:

- диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

- диагностика нравственной мотивации.

3. Анкетирование (Анкета №1 и №2)








Содержание курса

4 класс
«Я и школа»
С Днем знаний.
«Я и окружающие»
Расскажи нам о себе. И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который
раз о дружбе. Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О
рыцарстве. День рождения старой елки. О совести. Учимся быть щедрыми.
Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игры в
самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды. Покуда сердца
стучатся…
«Я и семья»
Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.
«Я и природа»
Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы.
Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает…
«Я и книга»
Берегите книгу! Сказки Г.-Х.Андерсена. Сказочная путаница.
«Я и животные»
Кошки.
«Я и здоровье»
Мы – за здоровый образ жизни! О режиме дня. Будь здоров! Секреты
здоровья. О вреде курения.



Учебно – тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Я и школа

1

2.

Я и окружающие

17

3.

Я и семья

2

4.

Я и природа

5

5.

Я и книга

3

6.

Я и животные

1

7.

Я и здоровье

5


ИТОГО

34 часа











Календарно – тематическое планирование


Тема

Часы

Дата




1




С Днём знаний. Входная диагностическая работа.

Всего



1

Теория



Практ



1


2

Осенняя сказка

1


1


3

О режиме дня

1

0,5

0,5


4

Станем друзьями природы

1


1


5

Наши бабушки

1


1


6

Расскажи нам о себе

1


1


7

И это тоже я!

1


1


8

В который раз о дружбе.

1


1


9

Как выбирать друзей

1


1


10

Сказки Г.-Х.Андерсена.

1


1


11

Сказочная путаница.

1


1


12

Берегите книгу!

1


1


13

Семейный калейдоскоп

1


1


14

О профессии и трудолюбии

1

0,5

0,5


15

О совести

1


1


16

Учимся быть щедрыми

1


1


17

Накануне новогодних праздников

1


1


18

День рождения старой ёлки.

1


1


19

Будь здоров!

1


1


20

Приглашение к разговору.

1

1


21

Игры в самих себя.

1


1


22

Кошки

1


1


23

Секреты здоровья

1


1


24

На экономической волне

1

0,5

0,5


25

О рыцарстве

1


1


26

О вреде курения

1

0,5

0,5


27

Полюбуйся, весна наступает…

1


1


28

Настроение

1


1


29

Путешествие капельки

1


1


30

Учимся шутить

1


1


31

Экологическая карусель

1


1


32

Живи, не требуя награды

1


1


33

Покуда сердца стучатся…

1


1


34

Мы – за здоровый образ жизни! Итоговая диагностическая работа

1


1



Всего


34


2


32











Материально-техническое обеспечение программы


п\п

1.Методическая литература для учителя

2.Литература для учащихся

1.

Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или
"Что такое хорошо и что такое плохо".
Методическое пособие. 1, 2, 3, 4 класс.
/Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ.
- 208с.,2012

Мищенкова Л.В. Уроки
нравственности, или "Что такое
хорошо и что такое плохо". Рабочая
тетрадь. 2 части.1, 2, 3, 4 класс.
/Л.В.Мищенкова. -М.:РОСТ.208с.

2.

Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова –М.:Изд. «Глобус», 2009.


3.

Технические средства обучения



Интерактивная доска.

1шт


Настенная доска.

1шт


Персональный компьютер.

1шт


Мультимедийный проектор.

1шт




4.

Компьютерные и информационно -коммуникативные средства



Диски с музыкальными произведениями, аудиокассеты видеофильмы, презентации, произведения фольклора.


5.

Интернет - ресурсы








1.ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

2. Сайт uroki.net для классного руководителя
http://www.uroki.net/docklruk.htm

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.
http://festival.1september.ru/subjects/20/

4. Журнал «Начальная школа» http://www.n-shkola.ru

5.Газета «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/index.ph


Приложение 1

Тест «Сформированность моральных норм и правил поведения»


Этот тест покажет, насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно себя ведете.

Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) легкую декольтированную одежду

3) нарядную одежду по сезону

4) желательно брючный костюм

Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет, платье может иметь декольте только спереди

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и мальчику, и девочке обязательно

2) на усмотрение людей

3) мальчику — обязательно, девочке — если у нее высокая прическа или большая шапка

4) девочке — обязательно, мальчику только меховую шапку (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

Может ли девочка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) сколько угодно

3) в любом, кроме меховой шапки

4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма

Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно — в знак одобрения декораций

Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.


Методика №2: Диагностика этики поведения.


Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...


Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.


Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.


Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.


2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.


3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.


4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.


Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень


Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

  3. Как тебя поощряют, за что?

  4. Как тебя наказывают, за что?

  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?


Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?

  3. Каких поощрений ждешь от родителей?

  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

  5. Хватает ли тебе общения с родителями?

  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!