СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по живому миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по   живому миру для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

Просмотр содержимого документа
«Программа по живому миру»

Адаптированная рабочая программа по живому миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

Пояснительная записка

Курс «Живой мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Призван обеспечить обучающихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины «Мир природы и человека или Живой мир» базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, которые были перечислены выше, создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Цель обучения: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира и условиях внешней среды;

  • закрепить представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

  • уточнить доступные обучающимсясведения о воздухе и формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;

  • формирует знания обучающихся о природе своего края;

  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит бережному отношению к природе.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика интеллектуального недоразвития обучающихся санаторной школы не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины «Живой мир» базируется на знакомых обучающимсяобъектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Четвёртый год обучения завершает работу по программе «Живой мир». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря учащихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

Необходимо обратить внимание на сознательное усвоение знаний, для чего максимально активизировать обучающихся во время учебных занятий, побуждать их к поиску ответов на вопросы, решение задач, поставленных учителем. Актуализировать ранее полученные знания и с их помощью рассуждать, доказывать свою точку зрения. Учить сравнивать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Работа по названной программе очень важна для обучения обучающихся, имеющих нарушения интеллектуального развития, так как усвоение систематических знаний о природе способствует общему развитию, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в обучающихсяинтерес и бережное отношение к живому. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствует развитию речи и мышления.

Программа «Живой мир» не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность обучающихся под руководством учителя.

Знания по программе "Живой мир" необходимо реализовывать на уроках развития устной речи, математики, чтения, рисования, ручного труда, а также найти им применение во внеурочное время.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета « Живой мир» в 4 классе выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у обучающихся формируется элементарная система знаний о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс):

Минимальный уровень:

• представления о назначении объектов изучения;

• узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

• отнесение изученных объектов к определенным группам (видородовые понятия);

• называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

• представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

• знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

• ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

• составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

• адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

• представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

• узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

• отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

• развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

• знание отличительных существенных признаков групп объектов;

• знание правил гигиены органов чувств;

• знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

• готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

• ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

• выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и 6 одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

• проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

• соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

• выполнение доступных природоохранительных действий; • готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. Система

Содержание учебного курса «Живой мир» 4 класс

В программу включены следующие разделы:

Сезонные изменения (20 ч)

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - де­ятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закре­пление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года

Завершается формирование понятий о сезонных изменениях в природе зимой, весной, летом, осенью. Фиксируется представление о Солнце как источнике света и тепла на пла­нете, в связи с деятельностью Солнца устанавливаются все признаки того или иного вре­мени года. Картина дополняется сопровождающими времена года природными явлениями. Расширяется круг знакомых растений и животных, учитель может дополнить его изучением характерных для данной местности представителей флоры и фауны. Устанавливается вза­имосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая природа (8 ч)

Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.). Дети должны видеть, осязать. Если возможно, желательно провести простейшие опыты: по­казать, как вода проникает через песок, глину, и сравнить результаты наблюдений, посмо­треть, как сыплется песок, ощутить вязкость глины.

Исходя из свойств элементов почвы, можно предположить, как растения будут расти в той или иной почве. Способы обработки земли возможно закрепить во время работы на пришкольном участке. Даже городские школы имеют хотя бы маленький участок, где можно создать экспериментальную грядку. Важно, чтобы учащиеся проделали работу сами. Формы поверхности земли также можно смоделировать на участке или в песочнице.

Живая природа (36 ч)

Растения (14 ч)

Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Организуя сравнение растений сада, леса, огорода, по мере возможности обратить внимание на их сходство и различия, показать роль человека в окультуривании растений, выведении новых полезных сортов растений. При изучении особенностей ухода за цветами, растениями поля актуализировать знания, полученные при изучении почвы и способов её обработки, закрепляя таким образом полученные ранее знания. В ходе изучения растений поля сконцентрировать внимание на значении этих растений для человека, а также на связи жизни этих растений с сезонными изменениями в природе.

Животные (14 ч)

Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека. При изучении насекомых учителю необходимо обратить внимание на те виды, которые наиболее распространены в их местности и знакомы детям. На примере пчёл показать, как знания человека о природе, о жизни данных насекомых помогают ему использовать их для своей пользы.

Человек (8 ч)

Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о пра­вильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания челове­ка, её охране.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

При изучении мозга человека невозможно показать учащимся особенности его строе­ния и работы, поэтому внимание следует направить на практические меры: предупреждение травм и организацию правильного распорядка дня с целью предупреждения перегрузок и усталости. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека. Показать важ­ность этого направления деятельности людей. Обратить внимание на то, что сами дети могут сделать для сохранения чистоты природы.

Повторение (4 ч)

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

  • о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;

  • о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;

  • о домашних животных и птицах их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

  • о насекомых, их роли в жизни природы;

  • о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;

  • о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.

тематическое планирование уроков живого мира



№ п/п

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности




Инновационные педагогические технологии.

I ЧЕТВЕРТЬ 

Сезонные изменения в природе (20 часов)

1.

Сезонные изменения в природе. Осень.

Различать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.


Элементы проблемного обучения. Элементы разно

уровневого и дифференцированного обучения.

2.

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью. Направление солнечных лучей. Количество тепла и света. Экскурсия.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.


Элементы компьютерной технологии.

Игровые технологии.

3.

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища.


Элементы разно

уровневого и дифференцированного обучения.

4.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища.


Игровые технологии. Элементы проблемного обучения.

5.

Состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь.

Правильно называть изученные объекты и явления.

Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.


Элементы компьютерной технологии.

Элементы проблемного обучения.

6.

Наблюдение за погодой. Устное описание погоды.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.


Элементы проблемного обучения.

7.

Календарь. Знакомство с календарём. Элементы погоды.

Пользоваться календарем. Читать показатели времени по часам.


Игровые технологии.

8.

Наблюдения за растениями сада, леса осенью. Экскурсия.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.


Элементы проблемного обучения.

9.

Наблюдения за растениями сада, леса осенью. (Яблоня, вишня, липа, орешник.)

Правильно называть наблюдаемые объекты. Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.


Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

10.

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы. Экскурсия.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.


Элементы компьютерной технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.


11.

Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью.


Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

12.

Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью.


Элементы компьютерной технологии.


13.

Дикие животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких животных осенью.


Элементы проблемного обучения. Игровые технологии.

14.

Дикие животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких животных осенью.


Игровые технологии.

15.

Осенние работы в саду, огороде.

Описывать сезонные ра­боты в саду, в огороде, в осеннее время года.


Элементы компьютерной технологии.


16.

Труд людей осенью.

Грамотно и логически строить свой рассказ, опираясь на таблицу - опору.


Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.


II ЧЕТВЕРТЬ

17.

Осенние работы людей на селе

Просмотр сюжетных картинок по серии: труд людей на селе. Беседа


Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.


18.

Осенние работы людей в городе

Просмотр сюжетных картинок по серии: труд людей в городе. Беседа


Элементы компьютерной технологии.


19.

Чередование времен года.

Правильно соотносить сезонные изменение в неживой природе со сменой времен года


Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

20.

Закрепление знаний о названиях месяцев.


Закрепление очередности чередования месяцев в году


Элементы проблемного обучения.

Неживая природа (8 часов)

21.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Экскурсия


Правильно называть составляющие компоненты почвы. Практическое исследование участка земли


Элементы проблемного обучения.

22.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Правильно называть составляющие компоненты почвы


Игровые технологии.

23.

Простейшие составы почвы, их значение для растений.

Запись и зарисовка в тетрадях составляющие компоненты почвы


Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.

24.

Простейшие составы почвы, их значение для растений.

Запись и зарисовка в тетрадях составляющие компоненты почвы


Элементы проблемного обучения.

25.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.


Составление коротких рассказов с использованием сюжетных картинок


Элементы технологии коллективного способа обучения.


26.

Формы поверхности Земли: равнины


Просматривание серии фотографий с изображением форм поверхности Земли из космоса и на земле. Зарисовки в тетрадях всех форм поверхности Земли


Элементы компьютерной технологии.







Элементы проблемного обучения.

Игровые технологии.

27.

Формы поверхности Земли: низменности


28.

Формы поверхности Земли: холмы, горы.


Живая природа (36 часов)

I. Живая природа. Растения. (14 часов)

29.

Деревья сада, леса в зимнее время года.

Экскурсия

Наблюдение за деревьями сада и леса


Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

30.

Растения. Части растений (корень, стебель, ствол, ветки, почки, листья, цветки).

Обозначь части растений. Сравнивать строение дерева и кустарника.


Элементы компьютерной технологии.


III ЧЕТВЕРТЬ

31.

Сравнение и распознавание растений по их признакам (деревья, кустарники, травы).

Сравнивать и различать, классифицировать: деревья, кустарники, травы. Устанавливать причинно-следственные связи.


Элементы проблемного обучения.

32.

Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных).

Классифицировать растения по внешним признакам


Элементы компьютерной технологии.


33.

Уход за цветами в саду.

Записи в дневниках наблюдений


Элементы компьютерной технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.




34.

Лекарственные растения: календула, зверобой.

Зарисовки лекарственных растений


Элементы проблемного обучения.

35.

Редкие растения и их охрана

Знакомство с красной книгой


Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

36.

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др.

Просмотр предметных картинок с изображением полевых растений


Элементы проблемного обучения.

37.

Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка.

Зарисовки в тетради частей растения


Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения.


38.

Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.


Составление коротких рассказов о жизни полевых растений


Элементы проблемного обучения.

39.

Растения сада. Фруктовые деревья (внешний вид, плоды).

Сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья.


Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

40.

Растения сада. Ягодные кустарники (внешний вид, плоды).

Сравнивать и различать растения сада: ягодные кустарники.


Игровые технологии. Элементы проблемного обучения.

41.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные.

Выделять общее и различие. Слушать рассказ и выделять главное. Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.


Элементы компьютерной технологии.

Элементы проблемного обучения.

42.

Лес. Растения леса. Кустарники.

Сравнивать и различать кустарники.


Элементы проблемного обучения.

II. Живая природа. Животные. (14 часов)

43.

Домашнее животное: свинья (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.


Элементы компьютерной технологии.

44.

Домашнее животное: корова (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.


Элементы проблемного обучения. Игровые технологии.

45.

Домашние животные: лошади и овца

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.


Элементы компьютерной технологии.

46.

Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Экскурсия

Наблюдение за домашними животными и беседа.


Элементы разно уровневого и дифференцированного обучения.

47.

Домашние птицы: курица, гусь, утка.

Описывать по плану и картинке домашних птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.


Элементы компьютерной технологии. Игровые технологии.

48.

Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.


Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.


Элементы проблемного обучения.

49.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь.

Описывать по плану и картинке диких птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.


Элементы компьютерной технологии.


50.

Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.


Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.


Игровые технологии.

51.

Птицы. Разнообразие птиц.

Экскурсия



Элементы проблемного обучения.

52.

Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Отражение результатов экскурсии в рисунках детей


Элементы технологии коллективного способа обучения.


53.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Иметь представление о внешнем виде насекомых используя картинный материал и набор слайдов


Элементы проблемного обучения.Игровые технологии.

54.

Полезные насекомые.

55.

Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

56.

Насекомые-вредители.


III. Живая природа. Человек (8 часов)

57.

Голова и мозг человека.


Описывать по плану строение головного мозга


Элементы компьютерной технологии.


58.

Профилактика травматизма головного мозга.


Беседа по профилактике травматизма


Элементы технологии коллективного способа обучения.


59.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.


Соблюдение режима дня из серии сюжетных картинок


Элементы проблемного обучения.

60.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.



Игровые технологии.

61.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека.

Экскурсия

Строить монологическое высказывание по схеме об окружающей среде и о здоровье человека.


Элементы проблемного обучения.

62.

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.

Беседа по экологии


Элементы технологии коллективного способа обучения.


63.

Охрана редких растений и исчезающих животных.

Работа с Красной книгой


Элементы компьютерной технологии.


64.

Зоопарк. Заповедник. Лесничество

Использовать серию предметных картинок


Игровые технологии.

Повторение (4 часа)

65.

Растения поля, сада (цветковых растений), их строение, использование человеком

Обобщать и систематизировать знания о растениях поля, сада


Элементы компьютерной технологии.

Игровые технологии.

66.

Взаимосвязь сезонных изменений в неживой и живой природе.

Экскурсия.

Обобщать и систематизировать

знания о взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе


Элементы компьютерной технологии.


67.

Домашние животные и птицы, их повадки, образ жизни, роль человека в жизни домашних животных. Насекомые.

Обобщать и систематизировать

знания о домашних животных, птицах и насекомых


Элементы технологии коллективного способа обучения. Игровые технологии.


68.

Взаимодействие человека и природы, значение состояния природы в жизнедеятельности человека

Обобщать и систематизировать

знания о взаимодействии человека и природы


Элементы проблемного обучения. Элементы компьютерной технологии.


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Настенные таблицы.

2. Натуральные предметы.

3. Предметные и сюжетные картинки.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Учебник Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.

Тетрадь для обучающихся по предмету «Живой мир».

Технические средства обучения:

1. Магнитная доска.
2. Компьютер, принтер, проектор














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!