СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программирование линейных алгоритмов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программирование линейных алгоритмов. Начала программирования

Просмотр содержимого документа
«Программирование линейных алгоритмов»

Программирование линейных алгоритмов

Планируемые образовательные результаты:

- предметные – первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных;

- метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) познакомить учащихся со стандартными функциями, применимыми к основным типам данных;

2) продемонстрировать работу функций div и mod;

3) рассмотреть основные возможности работы с символьными и строковыми типами данных;

4) продемонстрировать работу с данными логического типа.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- вещественный тип данных;

- целочисленный тип данных;

- символьный тип данных;

- строковый тип данных;

- логический тип данных.

Используемые на уроке средства ИКТ:

- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

- ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы

- презентация «Программирование линейных алгоритмов».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)

Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)

1) проверка изученного материала по вопросам (1-12) к §4.3;

2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 180;

3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (20 минут)

Новый материал излагается в сопровождении презентации «Программирование линейных алгоритмов».

ключевые слова:

- вещественный тип данных

- целочисленный тип данных

- символьный тип данных

- строковый тип данных

- логический тип данных

Стандартные функции языка Паскаль:

Функция

Назначение

Тип аргумента

Тип результата

abs (x)

Модуль x

integer, real

Такой же, как у аргумента

sqr (x)

Квадрат x

integer, real

Такой же, как у аргумента

sqrt (x)

Квадратный корень из x

integer, real

real

round (x)

Округление х до ближайшего целого

real


frac (x)

Целая часть x

real


int (x)

Дробная часть x

real


random

Случайное число от 0 до 1

-

real

random (x)

Случайное число от 0 до x

integer

integer

Исследуем работу функций round, int и frас, применив их к некоторому вещественному х. Соответствующая программа будет иметь вид:

program n_3;

var x: real;

begin

writeln ('Исследование функций round, int, frac');

write ('Введите x');

readln (x);

writeln ('Округление - ', round(x));

writeln ('Целая часть - ', int(x));

writeln ('Дробная часть - ', frac(x))

end.

Выполните программу несколько раз для

x {10,2; 10,8; –10,2; –10,8}.

Какой будет тип результата каждой из этих функций?

Операции над целыми числами в языке Паскаль:

Операция

Обозначение

Тип результата

Сложение

+

integer

Вычитание

-

integer

Умножение

*

integer

Получение целого частного

div

integer

Получение целого остатка деления

mod

integer

Деление

/

real

Трёхзначное число можно представить в виде следующей суммы: x = a·100 + b·10 + c, где а, b, с - цифры числа.

Программа нахождения суммы цифр вводимого с клавиатуры целого трёхзначного числа.

program n_4;

var x, a, b, c, s: integer;

begin

writeln ('Нахождение суммы цифр трёхзначного числа');

write ('Введите исходное число');

readln (x);

a:=x div 100;

b:=x mod 100 div 10;

c:=x mod 10;

s:=a+b+c;

writeln ('s= ', s)

end.

Символы – это все буквы и значки, которые есть на клавиатуре. Для ввода в программу символьных переменных необходимо указать для них символьный тип данных char.

Функция ord преобразовывает букву в её числовой код.

Функция chr преобразовывает числовой код символа в сам символ.

Значением строковой величины (тип string) является произвольная последовательность символов, заключенная в апострофы.

Пример. Запишем на языке Паскаль программу, в которой для введённой с клавиатуры буквы на экран выводится её код. Затем на экран выводится строка, представляющая собой последовательность из трёх букв используемой кодовой таблицы: буквы, предшествующей исходной; исходной буквы; буквы, следующей за исходной.

program n_5;

var a: char; kod: integer; b: string;

begin

writeln ('Код и строка');

write ('Введите исходную букву');

readln (a);

kod:=ord(a);

b:=chr(kod–1)+a+chr(kod+1);

writeln ('Код буквы ', a, '-', kod);

writeln ('Строка: ', b)

end.

Величины логического типа принимают всего два значения: false и true;

false .

Логические значения получаются в результате выполнения операций сравнения числовых, символьных, строковых и логических выражений.

В Паскале логической переменной можно присваивать результат операции сравнения.

Пример. Напишем программу, определяющую истинность высказывания «Число n является чётным» для произвольного целого числа n.

Пусть ans — логическая переменная, а n — целая переменная. Тогда в результате выполнения оператора присваивания

ans:=n mod 2=0

переменной ans будет присвоено значение true при любом четном n

и false в противном случае.

program n_6;

var n: integer; ans: boolean;

begin

writeln ('Определение истинности высказывания о чётности числа');

write ('Введите исходное число');

readln (n);

ans:=n mod 2=0;

writeln ('Число ', n,' является четным - ', ans)

end.

Пример. Напишем программу, определяющую истинность высказывания «Треугольник с длинами сторон а, b, с является равнобедренным» для произвольных целых чисел а, b, с.

program n_7;

var a, b, c: integer; ans: boolean;

begin

writeln ('Определение истинности высказывания о равнобедренном треугольнике');

write ('Введите значения a, b, c');

readln (a, b, c);

ans:=(a=b) or (a=c) or (b=c);

writeln ('Треугольник с длинами сторон ', a, ',', b, ',', c, ' является равнобедренным - ', ans)

end.

Вопросы и задания

Вопросы 1-15 к параграфу 4.4

4. Практическая часть (15 минут)

Задание 3. (задание №6 в учебнике)

Исследуйте работу функции random, запустив многократно на выполнение программу:

program n_8;

var х, n: integer;

begin

writeln ('Исследование функции random');

randomize (*для генерации различных случайных чисел при каждом запуске программы *);

write ('Введите х');

readln (x);

write ('Введите n');

readln (n);

writeln ('random(', х, ') = ', random(x));

writeln ('random(', x, ')+', n, ' = ', random(x)+n)

end.

Как можно получить случайное число из промежутка (0; х)?

Как можно получить случайное число из промежутка (0; х]?

Как можно получить случайное число из промежутка (n; х + n)?

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)

Домашнее задание. §3.3.3., вопросы № 5-8 к параграфу;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей