СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «мировая художественная культура» 10 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

10 КЛАСС

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «мировая художественная культура» 10 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛОБАНОВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


РАССМОТРЕНО

на заседание методического объединения предметов социально-гуманитарного и эстетического циклов

Протокол № _____

от «30» августа 2016 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

_______А.Н. Бушманова

от «31» августа 2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Лобановская школа»

.____________С.В.Костыря Приказ № ___________

от «31» августа 2016 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

10 КЛАСС









Составила:

Анисимова Л.Ю.

учитель изобразительного искусства













с. Лобаново, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для обучающихся 10 классов МОУ «Лобановская школа» составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1089 от 05.03.2004 г. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69)

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования № 413 от 17.05.2012 г.

  • Рапацкая Л.А. Программы курса 10-11 классы. Мировая художественная культура, допущен Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва. 2010 год;

  • учебника: Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. 1 часть: МХК [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;

  • Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Республики Крым о преподавании предметов «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», «МУЗЫКА», «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» в 2016/2017 учебном году;

  • Образовательной программы среднего общего образования по ФКГОС МОУ «Лобановская школа» (2015 г.);

  • учебного плана МОУ «Лобановская школа» на 2016-2017 учебный год.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные задачи:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.













































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.













СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА (10 часов)

Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство. Буддисткие храмы. Появление в Индии мировой религии – буддизма. Будда Ситхартха Гаутама.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.

Учение Лао – цзы и Конфуция. Великая китайская стена. Жанры китайской живописи. Шелкография. Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.

Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.

Религия Синтоизм. Храмы древней Японии. Японская поэзия танка; икебана, чайная церемония, Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

«Коран» - главная книга религии ислам. Поэзия Фиордуси, Низами, Саади ,Омар Хаям. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехерезады.

ЗУН:

Уметь давать характеристику художественной культуры Древнего и средневекового Востока.

Знать и уметь обобщать особенности данных культур.

Владеть навыком анализа и синтеза полученных знаний по данному разделу.

Уметь оперировать историко-культурными понятиями.



Раздел II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (14 часов)

Тема 6. Античность: колыбель европейской художественной культуры.

Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции. Римская художественная культура. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.

Ветхий завет. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности.

Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Пламенеющая готика» европейских соборов. Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

Художественная культура Франции. Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей.

Художественная культура Италии и Франции XVII в. «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.

«Венская классическая школа» Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

ЗУН:

Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела.

Уметь анализировать и отличать особенности художественной культуры Европы.

Знать хронологические рамки и уметь ориентироваться в историческом и культурном пространстве данных культур.

Уметь на основе изложенного материала делать обобщения и выводы.

Раздел III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (X  XVIII вв.) (10 часов)

Тема 13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства.

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.

Новгородская живопись и музыкальное искусство. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского.

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема 16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры храмовой музыки.

ЗУН:

Иметь представление об историко-культурных фактах, явлениях и процессах культуры Киевской Руси.

Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках предложенного задания.

Уметь оперировать историко -культурными понятиями.

Уметь анализировать историко -культурные процессы, выделять причинно-следственные связи.

Знать историческую хронологию.

Уметь на основе изложенного материала делать обобщения и выводы.

































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 час в неделю, всего 34 часа)

раздела

Наименование раздела.

Количество часов

1 раздел. Художественная культура Древнего и Средневекового Востока

10

1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

2

2

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.

2

3

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.

2

4

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.

2

5

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

2

2 раздел. Художественная культура Европы: становление христианской традиции


14

6

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

2

7

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.

2

8

Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности.

2

9

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.

2

10

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

2

11

Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей.

2

12

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.

2

3 раздел. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции

10

13

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства.

2

14

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.

1

15

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского.

2

16

Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.

2

17

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

2

18

Резерв

1


Итого:


34




Основные виды оценивания

(ОВО)

Кол-во


1

Теория

4

2

Интерпретация произведений искусства

4

3

Художественно-практическая деятельность

4


Всего

12




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!