Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя общеобразовательная школа»
Шарлыкского района Оренбургской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от 15.08.2017 Руководитель ШМО Краснова В.И._____________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Скрыпцова М.В ___________________ 16.08.2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Дубровская СОШ» Климова И.Б. _________________________ Приказ № 97 от 18.08.2017 |
Рабочая программа учебного предмета
мировая художественна культура
для 10-11 класса
Разработана
Красновой Т.В.,
учителем истории высшей
квалификационной категории
2017-2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа Мировой художественной культуры для 10-11 классов разработана основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре и авторской программы «Мировая художественная культура. 10-11 классы», (автор - Л. А. Рапацкая, М.:«ВЛАДОС», 2010).
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующей
Цели:
на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового художественного процесса.
Задачи:
раскрыть мировую художественную культуру, как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;
дать представление об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;
показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художествен культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;
сформировать у учащихся представления о художественной картине мира XX века, и месте русской национальной культуры современности.
Программа содержит примерный объём знаний за один год (10 класс) обучения. В курс 10 класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков»и «Художественная культура Ренессанса».
Учебно-методический комплект
Учебники для общеобразовательных учреждений: Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России. 10 класс: учебник / Л. А. Рапацкая. - М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. Допущено Министерством образования и науки РФ. Комплект входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.
Учебники для общеобразовательных учреждений: Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс: учебник / Л. А. Рапацкая. - М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. Допущено Министерством образования и науки РФ. Комплект входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.
Количество учебных часов
На базовом уровне Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета в 10-11х классах 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации является урок. Используются различные формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-диспут и др.
Виды контроля
Рабочая программа предусматривает проведение тематического, промежуточного и итогового контроля в форме тестирования согласно программе внутреннего мониторинга качества образовательной системы школы.
Преобладающие формы текущего и тематического контроля знаний, умений и навыков: тестирование, проведение контрольных работ, зачётов; написание сочинения (эссе). Учитываются так же участие и достижения в конкурсах, олимпиадах, выставках, викторинах и др.
Итоговый контроль качества знаний проводиться в конце учебного года по результатам тестирования и самостоятельной или коллективной исследовательской (проектной) творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для выполнения и оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
к концу 10-11класса
Обучающиеся должны знать /понимать:
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусств;
основные жанры и виды искусства.
Обучающиеся должны уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
для организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип и вид урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Примечания | Дата |
| | | план | факт |
1 | Введение в предмет «Мировая художественная культура». Предмет, цели и задачи курса. | 1 | Открытие новых знаний | Что изучает предмет МХК. Понятия культура, художественная культура. Предметы художественной культуры. | Знать что изучает предмет МХК. Определения культуры, художественной культуры. Понятие стиля, эпохи. | | | |
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ (10 часов) |
2 | Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность | 1 | Открытие новых знаний | Сохранившиеся ценности художественной культуры Древнего Египта; «Книга мёртвых»; канон в изобразительном искусстве; пирамиды, храмы | Знать хронологические закономерности развития искусства; правила канона. Уметь назвать храмы, пирамиды; выражать собственное мнение о произведениях искусства и архитектуры | | | |
3 | Египетское изобразительное искусство и музыка. | 1 | Углубление в тему | | | |
4 | Художественная культура Древней и Средневековой Индии | 1 | Комбинированный | Древнеиндийский эпос; зарождение буддизма и храмовое зодчество; А. Никитин | Понимать специфику развития индийской культуры. Знать названия главных храмов; истоки культурных связей России и Индии. Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания. | | | |
5 | Храмовое зодчество Индии. | 1 | Углубление в тему | | | |
6 | Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений | 1 | Комбинированный | Философичность искусства; Великая китайская стена. Поэзия и музыка Древнего и Средневекового Китая. | Знать и понимать основы учения Лао-цзы и Конфуция; историю возведения Великой китайской стены; имена поэтов и названия музыкальных инструментов. Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре. | | | |
7 | Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая. | 1 | Углубление в тему | | | |
8 | Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой | 1 | Углубление в тему | Художественные традиции. Народный и профессиональный театр. Нетрадиционные виды искусства. | Понимать влияние китайской культуры на становление японской. Знать названия и специфику театра Но и Кабуки; особенности чайной церемонии и искусство икебаны. Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной. культуре; выполнять учебные и творческие задания | | | |
9 | Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства. | 1 | Комбинированный | | | | |
10 | Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты | 1 | Закрепление изученного материала | Ислам и его влияние на художественную культуру Востока Архитектура мусульманского Востока. Памятники архитектуры Восточная поэзия и сказки | Знать и понимать специфику нравственных законов ислама; особенности архитектуры мечети, её ориентацию на Мекку; имена поэтов, названия сказок из «Тысячи и одной ночи». Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания. | | | |
11 | Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра. | 1 | Обобщение и систематизация знаний по разделу | | | |
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (14 часов) |
12 | Контрольное тестирование по I разделу. Античность -колыбель европейской художественной культуры | 1 | Комбинированный | Основные этапы развития. Искусство театра. Античные идеалы красоты | Знать хронологические закономерности развития искусства; истоки зарождения театра, первые театральные жанры; имена выдающихся мастеров и их творения. Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания. | | | |
13 | Римская художественная культура. | 1 | Углубление в тему | | | |
14 | От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия | 1 | Систематизация полученных знаний | Христианская художественная культура, её истоки; Ветхий Завет; Новый Завет. | Знать историю Библии как памятника культуры; структуру Ветхого Завета; структуру Нового Завета. Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выражать собственные суждения о произведениях искусства. | | | |
15 | Новый Завет. Промежуточный контроль знаний | 1 | | | | |
16 | Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности | 1 | Открытие новых знаний | Христианские основы европейского искусства. | Знать особенности становления новых средств художественной выразительности, жанры искусства. Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела. | | | |
17 | «Пламенеющая готика» европейских соборов. | 1 | Урок-путешествие | Разделение церкви, два типа христианской культуры. | Понимать специфику западного католического искусства и восточного византийского. Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела. | | | |
18 | Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма | 1 | Открытие новых знаний | Мастера Высокого Возрождения. | Знать имена великих художников и их произведения. Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела | | | |
19 | Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио. | 1 | Углубление в тему Урок-вернисаж. | | | |
20 | Северное Возрождение: в поисках правды о человеке | 1 | Углубление в тему | Северное Возрождение. Германия и Нидерланды Северное Возрождение. Франция и Испания | Знать и понимать специфику развития Возрождения в Германии, Нидерландах, Франции и Испании; имена мастеров искусств и их основные произведения Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выражать собственные суждения о произведениях искусства | | | |
21 | Художественная культура Франции | 1 | Обобщение и закрепление | | | | |
22 | Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей | 1 | Открытие новых знаний | Художественная культура Европы XVII века: литература и драматургия. Стиль барокко в искусстве архитектуры, в литературе, живописи и музыке | Знать особенности становления новых средств художественной выразительности. Творчество Сервантеса, В. Шекспира, Лопе де Вега, П. Кальдерона, Ж.-Б. Мольера Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела, охарактеризовать творчество и произведения искусства. | | | |
23 | Художественная культура Италии и Франции XVII века. | 1 | Углубление в тему | | | | |
24 | Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума | 1 | Обобщение и систематизация знаий | Этапы обновления художественной культуры Европы, изобразительное искусство. Расцвет литературы. | Знать даты, персоналии, основные произведения Д. Дефо, Дж. Свифта, И. Гёте, Ф. Шиллера; Композиторов К.-В. Глюка, Ф. Гайдна, В. Моцарта и др. | | | |
25 | Венская классическая школа Контрольное тестирование по разделу | 1 | Тематический контроль знаний | Венский музыкальный классицизм | Уметь анализировать и отличать особенности художественной культуры Европы, охарактеризовать эстетику стиля рококо. | | | |
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (10 часов) |
26 | Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей | 1 | Открытие новых знаний | Культура языческой Руси. Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. Памятники, обрядовый фольклор, былинный эпос. | Знать особенности становления новых средств художественной выразительности. Уметьохарактеризовать культуру Древней языческой и Киевской Руси. Храмостроение, литературные произведения, живопись, музыка. Пониматьсмысл «обмирщения» литературы, специфику стиля в сочетании русских и византийских традиций, различие между иконой и парсуной. Уметь осуществлять поиск необходимой информации. Работать с источниками интернет | | | |
27 | Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства | 1 | Углубление в тему | Восхождение русской художественной культуры от язычества к христианству. Символика православного храма Традиции и самобытность художественной культуры русских княжеств. Объединённая Русь. Иконописные шедевры. Облик Московского Кремля. | | | |
28 | Новгородская Русь: утверждение самобытнойкрасоты | 1 | Углубление в тему | | | |
29 | От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусскогохудожественного стиля | 1 | Углубление в тему | | | |
30 | Храмовое искусство Московской Руси XVI века. | 1 | Обобщение и систематизация | Творческие школы в храмовом пении, храмовой живописи XVI века. | | | |
31 | Художественная культура XVII века: смена духовных ориентиров | 1 | Открытие новых знаний | Искусство «бунташного века». Церковная реформа | Знать особенности развития ХК переходного периода. Уметь выполнить анализ произведений данной эпохи. Выполнять поисковые задания, работать с большими объёмами информации. | | | |
32 | Музыка и изобразительное искусство XVII века. | 1 | Углубление в тему. | | | | | |
33 | Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Литература Просвещения; гуманистические идеалы и «крестьянский вопрос». Человеческая личность в изобразительном искусстве | Знать особенности литературы эпохи Просвещения. Уметь выявить специфику художественной культуры XVIII века на основе смены духовных ориентиров. Раскрыть особенности восприятия и развития идей эпохи Просвещения в России, ее гуманистических идеалов. | | | |
34 | Итоги VIII века: на Олимпе мастерства. Итоговый контроль знаний. | 1 | Итоговый контроль знаний | | | |
35 | Итоговый урок. Защита проектных работ | 1 | | | Уметь отобрать, структурировать информационный материал, аргументировать свою точку зрения | | | |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип и вид урока | Элементы содержания | Уровень подготовки (результат) | Вид контроля. Измерители | Примечания | Дата |
план | факт |
Основные течения в европейской ХК ХIХ - начала ХХ века (9 часов) |
1 | Романтизм в художественной культуре Европы XIX века: открытие «внутреннего» человека | 1 | Открытие новых знаний | Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов; проникновение во внутренний мир личности; лирическая образность в произведениях романтиков | Понимать специфику романтизма как несовпадение личного и общественного, усиление психологического начала | Индивидуальный опрос | Презентация | | |
2 | Романтические и реалистические образы в европейской литературе XIX века | 1 | Урок-вернисаж | Романтическое направление в творчестве Д. Байрона, В. Гюго, В. Скотта, Г. Гейне | Знать названия основных произведений писателей и поэтов | «Летучка» на номенклатуру и персоналии | Презентация | | |
3 | Входная контрольная работа Импрессионизм: поиск ускользающей красоты | 1 | Урок-пре-зента-ция, контроль знаний | Рождение импрессионизма во французской живописи; новые средства художественной выразительности; музыкальный импрессионизм К. Дебюсси и М. Равеля | Знать и понимать эстетику импрессионизма, специфику выразительных средств, произведения художников и музыкантов | Фронтальный опрос; анализ художественных произведений | Мультимедийное учебное пособие. CD | | |
4 | Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм) | 1 | Ком-бини-рован-ный | Сущность экспрессионистической образности; символика; экспрессионизм в музыке и театре | Знать и понимать эстетику экспрессионизма, специфику выразительных средств, произведения художников, музыкантов, драматургов | Анализ художественных и музыкальных произведений | Мультимедийное учебное пособие. CD | | |
5 | Мир реальности и мир «новой реальности». Реализм и символизм в литературе | 1 | Ком-бини-рован-ный | Символизм как философская «сверхидея» искусства; многожанровая литература | Знать основные произведения литераторов, художников; понимать специфику новых средств выразительности | Опрос, анализ художественных произведений | Презентация | | |
6 | Постимпрессионизм. Винсент ван Гог | 1 | Ком-бини-рован-ный | «Новая реальность» и поиски радикальных средств выразительности | Знать и понимать особенность произведений художников; разбираться в технике почерка | Анализ художественных произведений | Презентация | | |
7 | Кубизм. Пабло Пикассо | 1 | Урок-вернисаж | Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре | Знать и понимать особенность произведений художников; разбираться в технике почерка | Анализ художественных произведений | Мультимедийное учебное пособие. CD | | |
8 | Сюрреализм. Сальвадор Дали | 1 | Ком-бини-рован-ный | Сверхреальность в интеллектуальных ребусах художника | Знать и понимать особенность произведений художников; разбираться в технике почерка | Анализ художественных произведений | Презентация | | |
9 | Контрольное тестирование по теме:«Европейская культура XIX - начала XX века» века» | 1 | Контроль усвоения знаний | | Знать даты, персоналии, произведения | Проверка знания номенклатуры и периодики | | | |
Художественная культура России XIX - начала XX века (16 ч) |
10 | Фундамент национальной классической музыки. М. И. Глинка | 1 | Урок-вернисаж | Роль композитора в становлении русского музыкального классического искусства | Знать и понимать произведения композитора, его значимость в искусстве | Анализ произведений композитора | | | |
11 | Живопись первой половины XIX века. О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов | 1 | Ком-бини-рован-ный | Обращение к внутреннему миру человека, развитие жанровой живописи | Знать и понимать особенность произведений художников; разбираться в технике почерка | Индивидуальный опрос | Презентация | | |
12 | Живопись первой половины XIX века. К. П. Брюллов | 1 | Ком-бини-рован-ный | Высокий профессионализм, чувство формы, динамизм и красочность | Знать и понимать особенность произведений художников; разбираться в технике почерка | Анализ художественных произведений | Мультимедийное учебное пособие. CD | | |
13 | Культура пореформенной эпохи. «Могучая кучка» Гуманистические идеалы П. И. Чайковского | 1 | Урок-концерт | Идеи национального музыкального самовыражения. Композиторы, входившие в состав «Могучей кучки» Реалистическая образность произведений | Уметь раскрыть тематику и специфику художественных приёмов композиторов Знать названия основных произведений композитора | Анализ произведений композиторов Индивидуальный и фронтальный опрос | Мультимедийное учебное пособие. CD | | |
14 | «Передвижники». И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, A. К. Саврасов, B. Д. Поленов Промежуточный контроль (тест) | 1 | Урок-вернисаж | Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Любовь к родным местам, высокий профессионализм. | Знать и понимать просветительский характер живописи художников, их основные произведения. Уметь раскрыть тематику и специфику художественных приёмов | Анализ про-изведений | Мультимедийное учебное пособие. C D | | |
15 | Портретная живопись И. Е. Репина, историческая живопись В. И. Сурикова, «былинная» живопись В. М. Васнецова | 1 | Урок-вернисаж | Реалистическая образность произведений,вершинные достижения русской живописи в творчестве художников | Знать основные произведения И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова.Уметь раскрыть тематику и специфику художественных приёмов мастеров портретной живописи | Анализ художественных произведений | Мультимедийное учебноепособие. CD | | |
16 | Обобщение знаний по теме:«Фундамент национальной классики» | 1 | Контроль усвоения знаний | | Знать даты, персоналии, произведения | Проверка знания номенклатуры и периодики | | | |
17 | Художесвенная культура России пореформенной эпохи | 1 | Комбинирован-ный | Новое в русской архитектуре | Знать названия и имена авторов памятников архитектуры | Анализ элементов архитектурных сооружений | Презентация | | |
18 | Архитектура России конца XIX - начала XX века. Ф. О. Шехтель | 1 | | | |
19 | Переоценка ценностей в ХК «серебряного века». | 1 | Усвоение новых знаний | Серебряный век, периодизация. | Знать даты, персоналии, произведения | Индивидуальный опрос и групповой опрос | Мультимедийное учебное пособие. CD | | |
20 | Открытия символизма. Творчество М. А. Врубеля | 1 | Урок-вернисаж | Символичность в искусстве. Эмоциональность полотен художника, символика цвета | Знать и понимать особенность произведений художников; разбираться в технике почерка | | | | |
21 | Русский авангард. В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Н. Филонов | 1 | Урок-вернисаж | Абстракционизм, супрематизм и «аналитическое искусство» в творчестве художников | Знать и понимать особенность произведений художников; разбираться в технике почерка | Анализ живописных произведений по плану | | | |
22 | Неоклассицизм и поздний романтизм. «Мир искусства» | 1 | Ком-бинированный | Специфика эстетики художников | Знать и понимать особенность произведений художников; разбираться в технике почерка | «Летучка» на номенклатуру и персоналии | Мультимедийное учебное пособие. CD | | |
23 | Творчество художников неоклассицизма и позднего романтизма. Н. Рерих. И. Левитан, М. Нестеров | 1 | Урок-вернисаж | Образный мир художника, увлеченность древнерусским искусством Романтическая образность, лирико-психологические настроения полотен | Знать и понимать особенность произведений художника; разбираться в технике почерка | Анализ живописных произведений по плану | | | |
24 | Музыка периода романтизма. С. В. Рахманинов. | 1 | Обобщение и систематизация | Развитие музыкального искусства, специфика творчества С. В. Рахманинова | Понимать специфику творческого почерка композитора | Анализ музыкальных произведений | | | |
25 | Обобщение темы раздела. Контрольное тестирование по теме «Художественная культура России XIX - начала XX века» | 1 | Контроль усвоения знаний | | Знать даты, персоналии, произведения русских художников, композиторов XIX - начала XX века | Проверка знания номенклатуры и периодики | | | |
Европа и Америка: художественная культура ХХ века (2 часа) |
26 | Музыкальное искусство в нотах и без нот | 1 | Откры-тиеи первичное закрепление новых знаний | Традиционные американские ценности в образах литературы, музыки. Облик ХК США в представлениях людей, живущих в России. | Знать и пониматьособенности американской национальной культуры Уметь охарактеризовать представление авторов произведений искусств о нравственных категориях | Анализ произведений | | | |
27 | Художественная культура Америки: обаяние молодости | 1 | Обобщение систематизация знаний | Опрос индивидуальный, фронтальный | | | |
.
Художественная культура XX века (8 ч) |
28 | Социалистический реализм: политизация культуры 20-30-хх гг. Архитектура. К. С. Мельников | 1 | Комбинирован-ный | «Новая» Россия глазами архитектора, художника, музыканта, поэта. Конструктивизм. | Знать основные архетипы современного искусства; о полифонии стилей как об основной тенденции современного искусства | Анализ элементов архи-тектурных сооружений | Мульти-медийное учебное пособие. CD | | |
29 | Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет. | 1 | | Образы противостояния фашизму во всех жанрах художественной культуры. | Уметь анализировать систему ценностей в военные и послевоенные годы отечественной культуры Знать наиболее выдающиеся произведения | Индивидуальный, фронтальный | CD | | |
30 | Общечеловеческие ценности и «русская» тема в советском искусстве | 1 | Ком-бини-рован-ный | Киноискусство как создатель легенд «о стране Советов» | Знать символы современного искусства, его роль, специфику и направления, понимание различных концепций культур: массовой и элитарной | «Летучка» на номенклатуру и персоналии | Мультимедийное учебное пособие. CD | | |
31 | Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий ХХ века | 1 | Комбинированный | Творчество А. А. Тарковского, Т. Е. Абуладзе, Э. А. Рязанова, М. А. Захарова | Знать имена и наиболее яркие произведения кинорежиссёров | Индивидуальный опрос и групповой опрос | Презентация | | |
32 | Авторская песня Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий | 1 | Урок-концерт | Традиция русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов-шестидесятников | Знать и понимать духовные искания поэтов-бардов; традиции русской «книжной песни» | Индивидуальный опрос | CD | | |
33 | Итоговое контрольное тестирование по теме «Художественная культура XX века» | 1 | Контроль усвоения знаний | | Знать даты, персоналии, произведения художественной культуры XX века | Проверка знания номенклатуры и периодики | | | |
34 | Итоговый урок. Защита проектных работ. | 1 | Ком-бини-рован-ный | Творческие отчеты обучающихся в форме мультимедийных презентаций, творческих рефератов и личных отзывов | Уметь изложить фактический материал, делать обобщения и выводы, оригинальный, творческий подход к выполнению задания | Художественный анализ произведений, понимание стиля, знание основных дат событий | | | |
содержание программы учебного предмета
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 10 класс
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ
Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.(2). Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.(2) Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.(2) Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.(2)Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(1) Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
Тема 7. От мудрости Востокакевропейскойхудожественной культуре: Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.
Тема 8. Художественная культураевропейского Средневековье и Возрождение:освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.
Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.
Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона.Творчество Феофана Грека.
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова
Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Шедевры храмовой музыки.
Содержание программы 11класс
Программа содержит примерный объём знаний за один год (11 класс) обучения. Основная тема года «Художественные культуры мира XIX-XX веков: взгляд из России»раскрывается в трехразделах:
Основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX века.
Художественная культура России XIX - начала XX века.
Художественная культура XX века.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3) Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Сообщение о творчестве Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О. Ренуара.
Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(2) Сообщение о творчестве Э.Мунка, Г.Тракля, А.Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4) Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчествеЭ.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К.Брюллова, А.Воронихина,П.Федотова,Д.Захарова,И.Мартоса, П.Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского,М.Мусорского,Бородина, Н.Римского-Корсакова.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Сообщение о творчестве В.Перова, И.Крамсакого В. Сурикова, Шишкина,Васнецова
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.(2) Сообщение о творчестве М. Врубеля, А.Скрябина, В.Брюсова,А.Блока.К.Бальмонта..
Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И.Северянина,А.Маяковского, Ахматовой
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В.Серова,Ф.Стравинского. Художественноеобьедмнение «Мир искусств».
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Жанр «иптеллектуальныйроман».Постмодернизм.
Тема12.Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурнаядополняемость. Рождение и первые шаги кинемато¬графа. Великий немой. Ч. С. Чап¬лин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение наци-онального кинематографа.
Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т.Драйзера, Д.Стайнбека,Э.Хеменгуэля. Американская музыка.
Искусство Латинской Америки. Творчество Р.Кента и А.Сикейроса.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А.А.Пластова,П.Д.Корина,И.Грабаря,Н.Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячилетия. Музыкальное искусство и театр.
Формы и средства контроля
Рабочая программа предусматривает проведение промежуточного и итогового контроля в форме тестирования (приложение 1) согласно программе внутреннего мониторинга качества образовательной системы школы.
Преобладающие формы текущего и тематического контроля знаний, умений и навыков: тестирование, проведение контрольных работ, зачётов; написание сочинения (эссе), контрольные художественно-практические задания. Учитываются так же участие и достижения в конкурсах, олимпиадах, выставках, викторинах и др.
Входной контроль проводится в сентябре, промежуточный контроль проводится в конце I полугодия в форме тестирования.
Итоговый контроль качества знаний проводится в конце учебного года по результатам тестирования и самостоятельной или коллективной исследовательской (проектной) творческой деятельности.