СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета мировая художественна культура для 10-11 класса.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета мировая художественная культура для 10-11 класса (к учебнику Л.А.Рапацкой). Курс рассчитан на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета мировая художественна культура для 10-11 класса.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубровская средняя общеобразовательная школа»

Шарлыкского района Оренбургской области





РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 15.08.2017

Руководитель ШМО

Краснова В.И._____________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Скрыпцова М.В

___________________

16.08.2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Дубровская СОШ»

Климова И.Б.
 _________________________
Приказ № 97 от 18.08.2017







Рабочая программа учебного предмета


мировая художественна культура

для 10-11 класса












Разработана

Красновой Т.В.,

учителем истории высшей

квалификационной категории












2017-2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа Мировой художественной культуры для 10-11 классов разработана основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре и авторской программы «Мировая художественная культура. 10-11 классы», (автор - Л. А. Рапацкая, М.:«ВЛАДОС», 2010).

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующей

Цели:

на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового художественного процесса.

Задачи:

  • раскрыть мировую художественную культуру, как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;

  • дать представление об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;

  • показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художествен культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;

  • сформировать у учащихся представления о художественной картине мира XX века, и месте русской национальной культуры современности.

Программа содержит примерный объём знаний за один год (10 класс) обучения. В курс 10 класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков»и «Художественная культура Ренессанса».

Учебно-методический комплект

Учебники для общеобразовательных учреждений: Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России. 10 класс: учебник / Л. А. Рапацкая. - М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. Допущено Министерством образования и науки РФ. Комплект входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.

Учебники для общеобразовательных учреждений: Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс: учебник / Л. А. Рапацкая. - М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. Допущено Министерством образования и науки РФ. Комплект входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.


Количество учебных часов

На базовом уровне Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета в 10-11х классах 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.


Формы организации учебного процесса

Основной формой организации является урок. Используются различные формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-диспут и др.


Виды контроля

Рабочая программа предусматривает проведение тематического, промежуточного и итогового контроля в форме тестирования согласно программе внутреннего мониторинга качества образовательной системы школы.

Преобладающие формы текущего и тематического контроля знаний, умений и навыков: тестирование, проведение контрольных работ, зачётов; написание сочинения (эссе). Учитываются так же участие и достижения в конкурсах, олимпиадах, выставках, викторинах и др.

Итоговый контроль качества знаний проводиться в конце учебного года по результатам тестирования и самостоятельной или коллективной исследовательской (проектной) творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для выполнения и оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу 10-11класса

Обучающиеся должны знать /понимать:

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусств;

  • основные жанры и виды искусства.

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:


  • для организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.













Календарно-тематическое планирование 10 класс



№ уро­ка

Тема урока

Кол-во

часов



Тип и вид урока



Элементы содержания



Требования к уровню подготовки



Примечания

Дата







план

факт

1

Введение в

предмет «Мировая художественная культура». Предмет, цели и задачи курса.


1

Открытие

новых

знаний

Что изучает предмет МХК. Понятия культура, художественная культура. Предметы художественной культуры.

Знать что изучает предмет МХК. Определения культуры, художественной культуры. Понятие стиля, эпохи.




РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ (10 часов)


2

Древний Египет: ху­дожествен­ная культу­ра, олице­творяющая

вечность


1

Открытие

новых

знаний

Сохранившиеся ценности худо­жественной культуры Древ­него Египта; «Книга мёрт­вых»; канон в изобразитель­ном искусстве; пирамиды, храмы




Знать хронологические за­кономерности развития ис­кусства; правила канона. Уметь назвать храмы, пи­рамиды; выражать собст­венное мнение о произве­дениях искусства и архи­тектуры






3

Египетское изобразительное искусство и музыка.

1

Углубление в тему




4

Художест­венная куль­тура Древ­ней и Сред­невековой Индии


1

Комбинированный

Древнеиндий­ский эпос; заро­ждение буддизма и храмовое зод­чество; А. Ники­тин




Понимать специфику раз­вития индийской культуры. Знать названия главных храмов; истоки культурных связей России и Индии. Уметь пользоваться раз­личными источниками ин­формации о мировой худо­жественной культуре; выполнять учебные и твор­ческие задания.




5

Храмовое зодчество Индии.

1

Углубление в тему




6

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений

1

Комбинированный

Философичность искусства; Вели­кая китайская стена.




Поэзия и музыка Древнего и Сред­невекового Китая.

Знать и понимать основы учения Лао-цзы и Конфуция; историю возведения Великой китайской стены; имена поэтов и названия музы­кальных инструментов. Уметь пользоваться раз­личными источниками ин­формации о мировой худо­жественной культуре.




7

Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.

1

Углубление в тему




8

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой

1

Углубление в тему

Художественные традиции. Народный и профессио­нальный театр. Нетрадиционные виды искусства.

Понимать влияние китай­ской культуры на станов­ление японской. Знать названия и специфи­ку театра Но и Кабуки; особенности чайной цере­монии и искусство икебаны. Уметь пользоваться раз­личными источниками ин­формации о мировой худо­жественной. культуре; вы­полнять учебные и творче­ские задания







9

Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.

1

Комбинированный





10

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

1

Закрепление изученного материала

Ислам и его влияние на ху­дожественную культуру Вос­тока

Архитектура му­сульманского Востока. Памят­ники архитек­туры

Восточная по­эзия и сказки

Знать и понимать специ­фику нравственных законов ислама; особенности архи­тектуры мечети, её ориен­тацию на Мекку; имена по­этов, названия сказок из «Тысячи и одной ночи». Уметь пользоваться раз­личными источниками ин­формации о мировой худо­жественной культуре; вы­полнять учебные и творче­ские задания.







11

Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.


1

Обобщение и систематизация знаний по разделу




РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (14 часов)


12

Контрольное тестирование по I разделу.

Античность -колыбель европейской художест­венной культуры


1

Комбинированный

Основные этапы развития. Искусство театра.

Античные идеа­лы красоты



Знать хронологические за­кономерности развития ис­кусства; истоки зарождения театра, первые театральные жанры; имена выдающихся мастеров и их творения. Уметь пользоваться раз­личными источниками ин­формации о мировой худо­жественной культуре; вы­полнять учебные и творче­ские задания.






13

Римская художественная культура.

1

Углубление в тему




14

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия

1

Систематизация полученных знаний

Христианская художественная культура, её ис­токи; Ветхий За­вет; Новый Завет.




Знать историю Библии как памятника культуры; структуру Ветхого Завета; структуру Нового Завета. Уметь пользоваться раз­личными источниками ин­формации о мировой худо­жественной культуре; вы­ражать собственные сужде­ния о произведениях искус­ства.







15

Новый Завет.

Промежуточный контроль знаний

1





16

Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности

1

Открытие новых знаний

Христианские основы европей­ского искусства.

Знать особенности станов­ления новых средств худо­жественной выразительно­сти, жанры искусства. Уметь излагать необходи­мый фактический материал в рамках данного раздела.




17

«Пламенеющая готика» европейских соборов.

1

Урок-путешествие

Разделение церкви, два типа христианской культуры.

Понимать специфику за­падного католического ис­кусства и восточного ви­зантийского.

Уметь излагать необходи­мый фактический материал в рамках данного раздела.




18

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

1

Открытие новых знаний

Мастера Высо­кого Возрожде­ния.

Знать имена великих худож­ников и их произведения. Уметь излагать необходи­мый фактический материал в рамках данного раздела




19

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

1

Углубление в тему

Урок-вернисаж.




20

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке

1

Углубление в тему

Северное Воз­рождение. Германия и Ни­дерланды Северное Воз­рождение. Франция и Ис­пания

Знать и понимать специ­фику развития Возрожде­ния в Германии, Нидерлан­дах, Франции и Испании; имена мастеров искусств и их основные произведения

Уметь пользоваться различ­ными источниками инфор­мации о мировой художест­венной культуре; выражать собственные суждения о произведениях искусства




21

Художественная культура Франции

1

Обобщение и закрепление





22

Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей

1

Открытие новых знаний

Художественная культура Европы XVII века: лите­ратура и драма­тургия. Стиль ба­рокко в искусст­ве архитектуры, в литературе, живописи и музыке



Знать особенности станов­ления новых средств худо­жественной выразительно­сти. Творчество Сервантеса, В. Шекспира, Лопе де Вега, П. Кальдерона, Ж.-Б. Мольера

Уметь излагать необходи­мый фактический материал в рамках данного раздела, охарактеризовать творчество и произведения искусства.






23

Художественная культура Италии и Франции XVII века.

1

Углубление в тему





24

Художест­венная куль­тура евро­пейского Просвеще­ния: утвер­ждение куль­та разума


1

Обобщение и систематизация знаий

Этапы обновления художественной культуры Европы, изобразительное искусство. Расцвет литературы.

Знать даты, персоналии, основные произведения Д. Дефо, Дж. Свифта, И. Гёте, Ф. Шиллера;

Композиторов К.-В. Глюка, Ф. Гайдна, В. Моцарта и др.




25

Венская классическая школа

Контрольное тестирование по разделу

1

Тематический контроль знаний

Венский музы­кальный класси­цизм

Уметь анализировать и отличать особенности художественной культуры Европы, охарактеризовать эстетику стиля рококо.






РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (10 часов)


26

Величие рус­ской средне­вековой ху­дожествен­ной культу­ры: приори­тет духовных ценностей


1

Открытие новых знаний

Культура языче­ской Руси. Основные этапы развития худо­жественной культуры Древ­ней Руси. Памятники, обрядовый фольклор, былинный эпос.



Знать особенности станов­ления новых средств худо­жественной выразительно­сти.

Уметьохарактеризовать культуру Древней языческой и Киевской Руси. Храмостроение, литературные произведения, живопись, музыка.

Пониматьсмысл «обмирщения» литературы, специфику стиля в сочетании русских и византийских традиций, различие между иконой и парсуной. Уметь осуществлять поиск необходимой информации. Работать с источниками интернет






27

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

1

Углубление в тему

Восхождение русской художественной культуры от язычества к христианству. Символика православного храма

Традиции и самобытность художественной культуры русских княжеств. Объединённая Русь. Иконописные шедевры. Облик Московского Кремля.




28

Новгородская Русь: утверждение самобытнойкрасоты

1

Углубление в тему




29

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусскогохудожественного стиля

1

Углубление в тему




30

Храмовое искусство Московской Руси XVI века.

1

Обобщение и систематизация

Творческие школы в храмовом пении, храмовой живописи XVI века.




31

Художественная культура XVII века: смена духовных ориентиров

1

Открытие новых знаний

Искусство «бунташного века». Церковная реформа

Знать особенности развития ХК переходного периода.

Уметь выполнить анализ произведений данной эпохи. Выполнять поисковые задания, работать с большими объёмами информации.




32

Музыка и изобразительное искусство XVII века.

1

Углубление в тему.






33

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

1

Обобщение и систематизация знаний

Литература Про­свещения; гума­нистические идеалы и «кре­стьянский во­прос».

Человеческая личность в изо­бразительном искусстве




Знать особенности литера­туры эпохи Просвещения. Уметь выявить специфику художественной культуры XVIII века на основе смены духовных ориентиров. Раскрыть особенности вос­приятия и развития идей эпохи Просвещения в Рос­сии, ее гуманистических идеалов.







34

Итоги VIII века: на Олимпе мастерства.

Итоговый контроль знаний.

1

Итоговый контроль знаний




35

Итоговый урок.

Защита проектных работ

1



Уметь отобрать, структурировать информационный материал, аргументировать свою точку зрения














Календарно-тематическое планирование 11 класс


п/п

уро­ка



Тема урока



Кол-во часов



Тип и вид урока



Элементы содержания



Уровень подготовки (результат)



Вид контроля. Измерители



Приме­чания



Дата

план

факт

Основные течения в европейской ХК ХIХ - начала ХХ века (9 часов)

1

Романтизм в ху­дожественной культуре Евро­пы XIX века: открытие «внут­реннего» чело­века

1

Откры­тие новых знаний

Художественная картина мира в романтическом ис­кусстве разных видов; про­никновение во внутренний мир личности; лирическая образность в произведени­ях



романтиков

Понимать специфику ро­мантизма как несовпадение личного и общественного, усиление психологического начала

Индивиду­альный опрос

Презентация



2

Романтические и реалистиче­ские образы в европейской литературе XIX века

1

Урок-верни­саж

Романтическое направле­ние в творчестве Д. Бай­рона, В. Гюго, В. Скотта, Г. Гейне

Знать названия основных произведений писателей и поэтов

«Летучка» на номенкла­туру и пер­соналии

Презентация



3

Входная контрольная работа

Импрессионизм: поиск усколь­зающей красоты


1

Урок-пре-зента-ция, контроль знаний

Рождение импрессиониз­ма во французской живо­писи; новые средства ху­дожественной вырази­тельности; музыкальный импрессионизм К. Де­бюсси и М. Равеля

Знать и понимать эстетику импрессионизма, специфику выразительных средств, про­изведения художников и му­зыкантов

Фронталь­ный опрос; анализ худо­жественных произведе­ний

Мультимедийное учебное пособие. CD



4

Действитель­ность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессио­низм)

1

Ком-бини-рован-ный

Сущность экспрессиони­стической образности; символика; экспрессио­низм в музыке и театре

Знать и понимать эстетику экспрессионизма, специфику выразительных средств, про­изведения художников, му­зыкантов, драматургов

Анализ ху­дожествен­ных и музы­кальных произведе­ний

Мультимедийное учебное пособие. CD



5

Мир реально­сти и мир «но­вой реально­сти». Реализм и символизм в литературе

1

Ком-бини-рован-ный

Символизм как философ­ская «сверхидея» искус­ства; многожанровая ли­тература

Знать основные произведе­ния литераторов, художни­ков; понимать специфику новых средств выразительно­сти

Опрос, ана­лиз художе­ственных произведе­ний

Презен­тация



6

Постимпрессио­низм. Винсент ван Гог

1

Ком-бини-рован-ный

«Новая реальность» и по­иски радикальных средств выразительности

Знать и понимать особен­ность произведений худож­ников; разбираться в технике почерка

Анализ ху­дожествен­ных произве­дений

Презен­тация



7

Кубизм. Пабло Пикассо

1

Урок-верни­саж

Кубизм как принципи­ально новое направление в живописи и скульптуре

Знать и понимать особен­ность произведений худож­ников; разбираться в технике почерка

Анализ ху­дожествен­ных произве­дений

Мульти­медийное учебное пособие. CD



8

Сюрреализм. Сальвадор Дали

1

Ком-бини-рован-ный

Сверхреальность в интел­лектуальных ребусах ху­дожника

Знать и понимать особен­ность произведений худож­ников; разбираться в технике почерка

Анализ ху­дожествен­ных произве­дений

Презен­тация



9

Контрольное тестирова­ние по теме:«Европейская культура XIX - начала XX

века»


века»

1

Кон­троль усвое­ния знаний


Знать даты, персоналии, произведения

Проверка знания но­менклатуры и периодики




Художественная культура России XIX - начала XX века (16 ч)

10

Фундамент на­циональной классической музыки. М. И. Глинка














1

Урок-верни­саж

Роль композитора в ста­новлении русского музы­кального классического искусства

Знать и понимать произве­дения композитора, его зна­чимость в искусстве

Анализ про­изведений композитора




11





Живопись пер­вой половины


XIX века. О. А. Кипрен­ский, В. А. Тропинин, А. Г. Ве­нецианов

1

Ком-бини-рован-ный

Обращение к внутренне­му миру

человека, разви­тие жанровой живописи

Знать и понимать особен­ность произведений худож­ников; разбираться в технике почерка

Индивиду­альный оп­рос

Презен­тация



12

Живопись пер­вой половины XIX века. К. П. Брюллов

1

Ком-бини-рован-ный

Высокий профессиона­лизм, чувство формы, ди­намизм и красочность

Знать и понимать особен­ность произведений худож­ников; разбираться в технике почерка

Анализ ху­дожественных произве­дений

Мульти­медийное учебное пособие. CD



13

Культура поре­форменной эпо­хи. «Могучая кучка» Гуманистиче­ские идеалы П. И. Чайков­ского

1

Урок-кон­церт

Идеи национального му­зыкального самовыраже­ния. Композиторы, вхо­дившие в состав «Могу­чей кучки» Реалистическая образ­ность произведений

Уметь раскрыть тематику и специфику художествен­ных приёмов композиторов Знать названия основных произведений композитора

Анализ про­изведений композито­ров Индивиду­альный и фрон­тальный опрос

Мульти­медийное учебное пособие. CD



14

«Передвижни­ки».

И. Н. Крамской, И. И. Шишкин,

A. К. Саврасов,

B. Д. Поленов

Промежуточный контроль (тест)


1

Урок-верни­саж

Реалистическая образность произведений художни­ков-передвижников. Лю­бовь к родным местам, высокий профессиона­лизм.

Знать и понимать просвети­тельский характер живописи художников, их основные произведения. Уметь раскрыть тематику и специфику художествен­ных приёмов



Анализ про-изведений

Мульти­медийное учебное пособие. C

D



15

Портретная жи­вопись И. Е. Репина, историческая живопись

В. И. Сурикова,

«былинная»

живопись

В. М. Васнецова


1

Урок-верни­саж

Реалистическая образ­ность произведений,вер­шинные достижения русской живописи в творче­стве художников

Знать основные произведе­ния И. Е. Репина, В. И. Сури­кова, В. М. Васнецова.Уметь раскрыть тематику и специфику художествен­ных приёмов мастеров порт­ретной живописи

Анализ художествен­ных произведений

Мульти­медийное учебноепособие. CD



16

Обобщение знаний по теме:«Фундамент национальной классики»

1

Кон­троль усвое­ния знаний


Знать даты, персоналии, произведения

Проверка знания но­менклатуры и периодики




17

Художесвенная культура России пореформенной эпохи


1

Комбинирован-ный

Новое в русской архитек­туре

Знать названия и имена авторов памятников архитек­туры

Анализ эле­ментов архи­тектурных сооружений

Презен­тация



18







Архитектура России конца

XIX - начала

XX века.

Ф. О. Шехтель




















1










19

Переоценка ценностей в ХК «серебряного века».

1

Усвоение новых знаний

Серебряный век, периодизация.


Знать даты, персоналии, произведения

Индивиду­альный оп­рос и груп­повой опрос

Мульти­медийное учебное пособие. CD



20

Открытия символизма. Творчество М. А. Врубеля

1

Урок-верни­саж

Символичность в искусстве.

Эмоциональность поло­тен художника, символи­ка цвета

Знать и понимать особен­ность произведений худож­ников; разбираться в технике почерка





21

Русский аван­гард.

В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Н. Филонов

1

Урок-верни­саж

Абстракционизм, супре­матизм и «аналитическое искусство» в творчестве художников

Знать и понимать особен­ность произведений худож­ников; разбираться в технике почерка

Анализ жи­вописных произведе­ний по плану




22

Неоклассицизм и поздний романтизм. «Мир искусства»

1

Ком-бинированный

Специфика эстетики ху­дожников

Знать и понимать особен­ность произведений худож­ников; разбираться в технике почерка

«Летучка» на номенкла­туру и пер­соналии

Мульти­медийное учебное пособие. CD



23

Творчество художников неоклассицизма и позднего романтизма. Н. Рерих. И. Левитан, М. Нестеров


1

Урок-верни­саж

Образный мир художни­ка, увлеченность древне­русским искусством Романтическая образность, лирико-психологические настроения полотен

Знать и понимать особен­ность произведений худож­ника; разбираться в технике почерка

Анализ жи­вописных произведе­ний по плану




24

Музыка периода романтизма. С. В. Рахмани­нов.

1

Обобщение и систематизация

Развитие музыкального искусства, специфика творчества С. В. Рахма­нинова

Понимать специфику твор­ческого почерка композитора

Анализ му­зыкальных произведе­ний




25

Обобщение темы раздела. Контрольное тестирова­ние по теме «Художест­венная культура России XIX - начала XX века»

1

Кон­троль усвое­ния знаний


Знать даты, персоналии, произведения русских ху­дожников, композиторов XIX - начала XX века

Проверка знания но­менклатуры и периодики




Европа и Америка: художественная культура ХХ века (2 часа)

26

Музыкальное искусство в нотах и без нот

1

Откры-тиеи первичное закрепление новых знаний

Традиционные американские ценности в образах литературы, музыки.

Облик ХК США в представлениях людей, живущих в России.


Знать и пониматьособенности американской национальной культуры

Уметь охарактеризовать представление авторов произведений искусств о нравственных категориях

Анализ произведений




27

Художественная культура Америки: обаяние молодости

1

Обобщение систематизация знаний

Опрос индивидуальный, фронтальный




.



Художественная культура XX века (8 ч)

28

Социалистический реализм: политизация культуры 20-30-хх гг.

Архитектура. К. С. Мельников

1

Комбинирован-ный

«Новая» Россия глазами архитектора, художника, музыканта, поэта. Конструктивизм.

Знать основные архетипы современного искусства; о полифонии стилей как об основной тенденции современного искусства

Анализ элементов архи-тектурных сооружений

Мульти-медийное учебное пособие. CD



29

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.

1


Образы противостояния фашизму во всех жанрах художественной культуры.

Уметь анализировать систему ценностей в военные и послевоенные годы отечественной культуры

Знать наиболее выдающиеся произведения

Индивидуальный, фронтальный

CD



30

Общечеловеческие ценности и «русская» тема в советском искусстве

1

Ком-бини-рован-ный

Киноискусство как созда­тель легенд «о стране Со­ветов»

Знать символы современного искусства, его роль, специфи­ку и направления, понимание различных концепций куль­тур: массовой и элитарной

«Летучка» на номенкла­туру и пер­соналии

Мульти­медийное учебное пособие. CD



31

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий ХХ века

1

Комби­ниро­ванный

Творчество А. А. Тарков­ского, Т. Е. Абуладзе, Э. А. Рязанова, М. А. За­харова

Знать имена и наиболее яр­кие произведения киноре­жиссёров

Индивиду­альный опрос и групповой опрос

Презен­тация



32

Авторская песня Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий

1

Урок-кон­церт

Традиция русской «книж­ной песни» и «авторская песня» поэтов-шести­десятников

Знать и понимать духовные искания поэтов-бардов; тра­диции русской «книжной песни»

Индивиду­альный опрос

CD



33

Итоговое

контрольное тестирова­ние по теме «Художест­венная культура XX века»





1

Кон­троль усвое­ния знаний


Знать даты, персоналии, произведения художествен­ной культуры XX века

Проверка знания но­менклатуры и периодики




34

Итоговый урок. Защита проектных работ.

1

Ком-бини-рован-ный

Творческие отчеты обу­чающихся в форме муль­тимедийных презентаций, творческих рефератов и личных отзывов

Уметь изложить фактиче­ский материал, делать обоб­щения и выводы, оригиналь­ный, творческий подход к выполнению задания

Художест­венный ана­лиз произве­дений, пони­мание стиля, знание ос­новных дат событий




содержание программы учебного предмета

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 10 класс

РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.(2). Художественная картина мира, воссоздан­ная египетским искусством, отражающая представления о жиз­ни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитекту­ры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.(2) Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху сред­невековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.(2) Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культу­ре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музы­кальные инструменты.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.(2)Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский на­родный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верова­ний. Влияние европейского и русского ис­кусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(1) Нравственные зако­ны ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухам­мед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Обра­зы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в фило­софии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной куль­туры. Древнегреческая архитектура. Памят­ники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятни­ки «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема 7. От мудрости Востокакевропейскойхудожественной культуре: Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Вет­хий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

Тема 8. Художественная культураевропейского Средневековье и Возрождение:освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусст­ва. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительнос­ти, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архи­тектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культу­ре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона.Творчество Феофана Грека.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княже­ства. Хра­мы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направ­лениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Шедевры храмовой музыки.


Содержание программы 11класс

Программа содержит примерный объём знаний за один год (11 класс) обучения. Основная тема года «Худо­жественные культуры мира XIX-XX веков: взгляд из России»раскрывается в трехраз­делах:

  1. Основные течения в европейской художественной культуре XIX - начала XX века.

  2. Художественная культура России XIX - начала XX века.

  3. Художественная культура XX века.


Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3) Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.

Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Сообщение о творчестве Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О. Ренуара.

Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(2) Сообщение о творчестве Э.Мунка, Г.Тракля, А.Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.

Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4) Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчествеЭ.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К.Брюллова, А.Воронихина,П.Федотова,Д.Захарова,И.Мартоса, П.Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского,М.Мусорского,Бородина, Н.Римского-Корсакова.

Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Сообщение о творчестве В.Перова, И.Крамсакого В. Сурикова, Шишкина,Васнецова

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.(2) Сообщение о творчестве М. Врубеля, А.Скрябина, В.Брюсова,А.Блока.К.Бальмонта..

Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И.Северянина,А.Маяковского, Ахматовой

Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В.Серова,Ф.Стравинского. Художественноеобьедмнение «Мир искусств».

Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Жанр «иптеллектуальныйроман».Постмодернизм.

Тема12.Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века

Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурнаядополняемость. Рождение и первые шаги кинемато¬графа. Великий немой. Ч. С. Чап¬лин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение наци-онального кинематографа.

Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т.Драйзера, Д.Стайнбека,Э.Хеменгуэля. Американская музыка.

Искусство Латинской Америки. Творчество Р.Кента и А.Сикейроса.

Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова.

Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А.А.Пластова,П.Д.Корина,И.Грабаря,Н.Крымова.

Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского

Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячилетия. Музыкальное искусство и театр.


Формы и средства контроля


Рабочая программа предусматривает проведение промежуточного и итогового контроля в форме тестирования (приложение 1) согласно программе внутреннего мониторинга качества образовательной системы школы.

Преобладающие формы текущего и тематического контроля знаний, умений и навыков: тестирование, проведение контрольных работ, зачётов; написание сочинения (эссе), контрольные художественно-практические задания. Учитываются так же участие и достижения в конкурсах, олимпиадах, выставках, викторинах и др.

Входной контроль проводится в сентябре, промежуточный контроль проводится в конце I полугодия в форме тестирования.

Итоговый контроль качества знаний проводится в конце учебного года по результатам тестирования и самостоятельной или коллективной исследовательской (проектной) творческой деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!