СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Исследовательская деятельность", 6 класс

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Исследовательская деятельность", 6 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

632662 Новосибирская область Коченёвский район п.г.т. Чик ул. Школьная д.1 тел. (8-251) 43-628 (факс)



«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/_________/


Протокол № ___ от

«__»_____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Чикская СОШ №7:

Ващенко И.В./__________/


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

И.О. Директора МКОУ Чикская СОШ №7:

ПоповаН.Д. /____________/


Приказ № ___

от «31» августа 2017г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


факультативного предмета

«Исследовательская деятельность»

6 класс

ФГОС ООО



Чиркова Любовь Александровна




2017 год

р.п. Чик

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания факультативного курса

Личностные результаты:

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах

уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными

ситуациями;

- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении

поставленных целей, развитие критического и творческого мышления;

- развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои

знания;

- формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;

- заинтересованность в личном успехе;

- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить общий язык и

общие интересы с сверстниками.

Предметные результаты:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать

средства для достижения еѐ цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со

сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе

общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметные результаты:

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в

сотрудничестве с учителем;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- умение учиться отражается в освоении навыков решения творческих задач и

навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

- владение умениями работать с информацией, использовать современные источники

информации;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,

дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;

- формулирование собственного мнения и позиции.

Содержание учебного предмета

Введение в исследовательскую деятельность. Цели, задачи, содержание курса исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность и ее значимость среди обучающихся. Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, ключевое слово, метод исследования, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ: реферат, проект, курсовая работа. Реферат, как результат исследовательской деятельности школьников.

Методы поиска информации. Источники информации: книги, периодические издания, электронные ресурсы и др. Методы исследовательской деятельности и их характеристика. Наблюдение, как метод исследовательской деятельности. Эксперимент, как метод исследовательской деятельности. Опрос, как метод исследовательской деятельности. Анализ документов, как метод исследовательской деятельности. Измерение, как метод исследовательской деятельности. Анализ и синтез результатов, как метод исследовательской деятельности.

Оформление исследовательской работы. Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. Структурирование работы, ее оформление. Введение: аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования.

Основная часть: описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе.

Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.

Презентация, как визуальная форма защиты исследовательской работы. Структурирование презентации исследовательской работы. Правила оформления списка литературы. Требования к оформлению научных работ.

Представление результатов исследовательской работы в ходе ее защиты. Выступление, как защита исследовательской работы. Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Части выступления. Структура выступления. Практическое владение речевыми нормами русского языка. Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, подбор иллюстраций)

Рефлексия. Оценка результатов. Культура выступления. Обращенность речи, соотношение ее с

характером аудитории. Основы психологических знаний. Настрой на работу с аудиторией. Защита исследовательской работы




Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение в исследовательскую деятельность

общей схемы научного исследования

3

2

Методы поиска информации

7

3

Оформление исследовательской работы

14

4

Представление результатов исследовательской работы в ходе ее защиты.

9

5

Рефлексия. Оценка результатов.

2




















МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

632662 Новосибирская область Коченёвский район п.г.т. Чик ул. Школьная д.1 тел. (8-251) 43-628 (факс)



«Рассмотрено»

Руководитель МО:

Яковлева Е.И. /___________/


Протокол № ___ от

«__»_____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Чикская СОШ №7:

Ващенко И.В. /__________/


«__»____________20___г.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по факультативному курсу «Исследовательская деятельность»

Класс: 6

Учитель: Чиркова Л.А

Количество часов: всего 35 часов. 6 класс 1 час в неделю.

Учебник: Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001





Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2017


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема учебного занятия

Планируемые результаты

Основные виды деятельности обучающихся

Форма организации учебного процесса

Личностные


Метапредметные

Предметные


1

Исследовательская деятельность и ее значимость среди обучающихся.

Будет сформировано осознанное отношение к исследовательской деятельности

Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Научатся раскрывать значение исследования. Смогут участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужна исследовательская деятельность

Знакомство с новым учебным предметом, его содержанием.

Вводный урок

2

Виды исследовательских работ: реферат, проект, курсовая работа.

Формировать  положительное отношение ко всем  видам деятельности, осознавать, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы.

Характеризовать особенности видов исследовательских работ

Знакомство с основными видами деятельности

Учебное занятие

3

Реферат, как результат исследовательской деятельности школьников. Структура реферата

Формировать  положительное отношение ко всем  видам деятельности, осознавать, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Работать с текстом реферата Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Характеризовать реферат, как результат исследовательской деятельности

Знакомство с основными видами деятельности

Учебное занятие

4

Методы исследовательской деятельности и их характеристика.

Формирование  положительного отношения ко всем  видам деятельности. Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Уметь строить диалог. Решение познавательных задач

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Знакомство с основными методами исследовательской деятельности

Учебное занятие

5

Наблюдение, как метод исследовательской деятельности. Апробация.

Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Анализировать объекты, выделять главное.

Изучение методов исследования

Практическая работа

6

Эксперимент, как метод исследовательской деятельности. Апробация.

Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Характеризовать эксперимент, как метод исследовательской деятельности

Изучение методов исследования

Практическая работа

7

Опрос, как метод исследовательской деятельности. Апробация.

Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Аргументировать свою точку зрения, уметь строить диалог с людьми разного  возраста Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Характеризовать опрос, как метод исследовательской деятельности

Изучение методов исследования

Практическая работа

8

Анализ документов, как метод исследовательской деятельности. Апробация

Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Решение познавательных задач. Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования.

Изучение методов исследования

Практическая работа

9

Измерение, как метод исследовательской деятельности. Апробация.

Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Решение познавательных задач Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Характеризовать измерение, как метод исследовательской деятельности

Изучение методов исследования

Практическая работа

10

Анализ и синтез результатов, как метод исследовательской деятельности. Апробация.

Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей)

Изучение методов исследования

Практическая работа

11

Работа с библиотечными источниками.

Формирование  положительного отношения ко всем  видам деятельности.

Аргументировать свою точку зрения, уметь строить диалог Работа с библиотечными источниками.

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы.

Работа в группе

Практическая работа. Работа с библиотечными источниками

12

Знакомство с работой и поиском информации в системе Интернет

Формирование  положительного отношения ко всем  видам деятельности.

Работать в системе Интернет Решение познавательных задач

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования в открытом информационном пространстве

Работа с различными информационными ресурсами

Работа с источниками сети Интернет

13

Поиск информации в системе Интернет.

Формирование  положительного отношения ко всем  видам деятельности.

Организовывать свою деятельность и оценивать результат.Работать в системе Интернет

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования в открытом информационном пространстве

Работа с различными информационными ресурсами

Работа с источниками сети Интернет

14

Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования в открытом информационном пространстве

Работа с различными информационными ресурсами

Практическая работа

15

Выбор темы, объекта, предмета исследования.

Определять собственное отношение к определённой теме

Организовывать свою деятельность и оценивать результат.Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы.

Видеть проблемы, ставить вопросы. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Постановки проблемы, обоснования актуальности исследования Индивидуальная работа

Практическая работа

16

Цели и задачи исследования. Научная гипотеза и ее проверка

Научиться оценивать свои знания, способности

Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы.

Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдение, высказывать суждения,

делать умозаключения

Постановка цели и задач

Практическая работа

17

Выбор оптимальных методов для темы исследования

Научиться оценивать свои знания, способности

Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы.

Различать способ и результат действия

Подбор методов исследования Индивидуальная работа

Практическая работа

18

Подбор материалов, источников, литературы для темы

исследования

Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, высказывать собственную точку зрения.

Осуществлять поиск нужной информации

Анализ и конспектирование литературы

Работа с источниками сети Интернет

19

Подбор материалов для темы исследования через систему Интернет

Формирование понимания, что деятельность способствует развитию  таких качеств личности, как целеустремленность и упорство.

Уметь: работать в системе Интернет, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, высказывать собственную точку зрения.

Осуществлять поиск нужной информации

Групповая работа

Практическая работа

20

Структурирование работы

Научиться оценивать свои знания, способности

Решение познавательных задач

Строить логическое рассуждение, включающее

установление причинно-следственных связей

Коллективная работа

Практическая работа

21

Структурирование работы, ее оформление

Научиться оценивать свои знания, способности

Организовывать свою деятельность и оценивать результат.

Строить логическое рассуждение, включающее

установление причинно-следственных связей

Коллективная работа

Практическая работа

22

Презентация, как визуальная форма защиты исследовательской работы

Научиться оценивать свои знания, способности

Решение познавательных задач

Объяснять значение презентации при защите исследовательской работы

Коллективная работа

Учебное занятие

23

Структурирование презентации исследовательской работы

Научиться оценивать свои знания, способности

Решение познавательных задач Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Описывать структуру презентации. Строить логическое рассуждение, включающее

установление причинно-следственных связей

Коллективная работа

Практическая работа

24

Правила оформления списка литературы

Научиться оценивать свои знания, способности

Решение познавательных задач

Оформлять список литературы

Коллективная работа

Учебное занятие

25

Выступление, как защита исследовательской работы.

Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать

Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы.

Использовать речь для регуляции своего действия

Коллективная работа

Учебное занятие

26

Практическое владение речевыми нормами русского языка

Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать

Аргументировать свою точку зрения, уметь строить диалог с людьми разного  возраста

Использовать речь для регуляции своего действия

Коллективная работа

Учебное занятие

27

Части выступления.

Научиться оценивать свои знания, способности

Решение познавательных задач

Установление причинно-следственных связей

Коллективная работа

Учебное занятие

28

Структура выступления

Научиться оценивать свои знания, способности

Решение познавательных задач

Составляют план и последовательность действий

Коллективная работа

Учебное занятие

29

Результаты исследования.

Научиться оценивать свои знания, способности

Организовывать свою деятельность и оценивать результат.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают

достигнутый результат

Коллективная работа

Учебное занятие

30

Обработка результатов исследования (составление диаграмм, графиков, схем, подбор иллюстраций)

Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать

Формулировать выводы. Работать в группе: учитывать различные мнения, вырабатывать навыки сотрудничества

Составляют диаграммы, графики, схемы, подбирают иллюстрации. Оценивают

достигнутый результат

Работа в группе

Практическая работа

31

Культура выступления. Обращенность речи, соотношение ее с характером аудитории.

Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать

Работать в группе: учитывать различные мнения, вырабатывать навыки сотрудничества

Использовать речь для регуляции своего действия

Работа в группе

Учебное занятие

32

Критерии оценки исследовательской работы.

Научиться оценивать свои знания, способности

Решение познавательных задач Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Знать критерии оценки исследовательской работы

Фронтальная работа

Учебное занятие

33

Защита исследовательской работы

Научиться оценивать свои знания, способности

Уметь: выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, высказывать собственную точку зрения.

Формулировать собственное мнение и позицию

Публичная защита результатов собственного исследования

Учебное занятие

34

Анализ исследовательской работы, методические рекомендации

Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать

Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.

Учитывать позицию партнера в общении и

взаимодействии

Коллективная работа

Практическая работа

35

Рефлексия.

Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать

Осуществлять  контроль  и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии.


Рефлексия собственной поисковой, организационной деятельности

Итоговое занятие




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!