632662 Новосибирская область Коченёвский район п.г.т. Чик ул. Школьная д.1 тел. (8-251) 43-628 (факс)
р.п. Чик
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить общий язык и
общие интересы с сверстниками.
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее
- владение умениями работать с информацией, использовать современные источники
- формулирование собственного мнения и позиции.
Введение в исследовательскую деятельность. Цели, задачи, содержание курса исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность и ее значимость среди обучающихся. Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, ключевое слово, метод исследования, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ: реферат, проект, курсовая работа. Реферат, как результат исследовательской деятельности школьников.
Методы поиска информации. Источники информации: книги, периодические издания, электронные ресурсы и др. Методы исследовательской деятельности и их характеристика. Наблюдение, как метод исследовательской деятельности. Эксперимент, как метод исследовательской деятельности. Опрос, как метод исследовательской деятельности. Анализ документов, как метод исследовательской деятельности. Измерение, как метод исследовательской деятельности. Анализ и синтез результатов, как метод исследовательской деятельности.
Оформление исследовательской работы. Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. Структурирование работы, ее оформление. Введение: аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования.
Основная часть: описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе.
Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.
Презентация, как визуальная форма защиты исследовательской работы. Структурирование презентации исследовательской работы. Правила оформления списка литературы. Требования к оформлению научных работ.
Представление результатов исследовательской работы в ходе ее защиты. Выступление, как защита исследовательской работы. Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Части выступления. Структура выступления. Практическое владение речевыми нормами русского языка. Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, подбор иллюстраций)
Рефлексия. Оценка результатов. Культура выступления. Обращенность речи, соотношение ее с
характером аудитории. Основы психологических знаний. Настрой на работу с аудиторией. Защита исследовательской работы
632662 Новосибирская область Коченёвский район п.г.т. Чик ул. Школьная д.1 тел. (8-251) 43-628 (факс)
Количество часов: всего 35 часов. 6 класс 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2017
№ п/п | Тема учебного занятия | Планируемые результаты | Основные виды деятельности обучающихся | Форма организации учебного процесса |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1 | Исследовательская деятельность и ее значимость среди обучающихся. | Будет сформировано осознанное отношение к исследовательской деятельности | Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Научатся раскрывать значение исследования. Смогут участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужна исследовательская деятельность | Знакомство с новым учебным предметом, его содержанием. | Вводный урок |
2 | Виды исследовательских работ: реферат, проект, курсовая работа. | Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности, осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы. | Характеризовать особенности видов исследовательских работ | Знакомство с основными видами деятельности | Учебное занятие |
3 | Реферат, как результат исследовательской деятельности школьников. Структура реферата | Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности, осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Работать с текстом реферата Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Характеризовать реферат, как результат исследовательской деятельности | Знакомство с основными видами деятельности | Учебное занятие |
4 | Методы исследовательской деятельности и их характеристика. | Формирование положительного отношения ко всем видам деятельности. Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Уметь строить диалог. Решение познавательных задач | Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. | Знакомство с основными методами исследовательской деятельности | Учебное занятие |
5 | Наблюдение, как метод исследовательской деятельности. Апробация. | Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Анализировать объекты, выделять главное. | Изучение методов исследования | Практическая работа |
6 | Эксперимент, как метод исследовательской деятельности. Апробация. | Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Характеризовать эксперимент, как метод исследовательской деятельности | Изучение методов исследования | Практическая работа |
7 | Опрос, как метод исследовательской деятельности. Апробация. | Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Аргументировать свою точку зрения, уметь строить диалог с людьми разного возраста Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Характеризовать опрос, как метод исследовательской деятельности | Изучение методов исследования | Практическая работа |
8 | Анализ документов, как метод исследовательской деятельности. Апробация | Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Решение познавательных задач. Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования. | Изучение методов исследования | Практическая работа |
9 | Измерение, как метод исследовательской деятельности. Апробация. | Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Решение познавательных задач Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Характеризовать измерение, как метод исследовательской деятельности | Изучение методов исследования | Практическая работа |
10 | Анализ и синтез результатов, как метод исследовательской деятельности. Апробация. | Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей) | Изучение методов исследования | Практическая работа |
11 | Работа с библиотечными источниками. | Формирование положительного отношения ко всем видам деятельности. | Аргументировать свою точку зрения, уметь строить диалог Работа с библиотечными источниками. | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы. | Работа в группе | Практическая работа. Работа с библиотечными источниками |
12 | Знакомство с работой и поиском информации в системе Интернет | Формирование положительного отношения ко всем видам деятельности. | Работать в системе Интернет Решение познавательных задач | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования в открытом информационном пространстве | Работа с различными информационными ресурсами | Работа с источниками сети Интернет |
13 | Поиск информации в системе Интернет. | Формирование положительного отношения ко всем видам деятельности. | Организовывать свою деятельность и оценивать результат.Работать в системе Интернет | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования в открытом информационном пространстве | Работа с различными информационными ресурсами | Работа с источниками сети Интернет |
14 | Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. | Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования в открытом информационном пространстве | Работа с различными информационными ресурсами | Практическая работа |
15 | Выбор темы, объекта, предмета исследования. | Определять собственное отношение к определённой теме | Организовывать свою деятельность и оценивать результат.Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы. | Видеть проблемы, ставить вопросы. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. | Постановки проблемы, обоснования актуальности исследования Индивидуальная работа | Практическая работа |
16 | Цели и задачи исследования. Научная гипотеза и ее проверка | Научиться оценивать свои знания, способности | Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы. | Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдение, высказывать суждения, делать умозаключения | Постановка цели и задач | Практическая работа |
17 | Выбор оптимальных методов для темы исследования | Научиться оценивать свои знания, способности | Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы. | Различать способ и результат действия | Подбор методов исследования Индивидуальная работа | Практическая работа |
18 | Подбор материалов, источников, литературы для темы исследования | Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, высказывать собственную точку зрения. | Осуществлять поиск нужной информации | Анализ и конспектирование литературы | Работа с источниками сети Интернет |
19 | Подбор материалов для темы исследования через систему Интернет | Формирование понимания, что деятельность способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность и упорство. | Уметь: работать в системе Интернет, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, высказывать собственную точку зрения. | Осуществлять поиск нужной информации | Групповая работа | Практическая работа |
20 | Структурирование работы | Научиться оценивать свои знания, способности | Решение познавательных задач | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Коллективная работа | Практическая работа |
21 | Структурирование работы, ее оформление | Научиться оценивать свои знания, способности | Организовывать свою деятельность и оценивать результат. | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Коллективная работа | Практическая работа |
22 | Презентация, как визуальная форма защиты исследовательской работы | Научиться оценивать свои знания, способности | Решение познавательных задач | Объяснять значение презентации при защите исследовательской работы | Коллективная работа | Учебное занятие |
23 | Структурирование презентации исследовательской работы | Научиться оценивать свои знания, способности | Решение познавательных задач Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Описывать структуру презентации. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Коллективная работа | Практическая работа |
24 | Правила оформления списка литературы | Научиться оценивать свои знания, способности | Решение познавательных задач | Оформлять список литературы | Коллективная работа | Учебное занятие |
25 | Выступление, как защита исследовательской работы. | Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать | Формулировать собственное мнение и позицию, уметь приводить аргументы. | Использовать речь для регуляции своего действия | Коллективная работа | Учебное занятие |
26 | Практическое владение речевыми нормами русского языка | Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать | Аргументировать свою точку зрения, уметь строить диалог с людьми разного возраста | Использовать речь для регуляции своего действия | Коллективная работа | Учебное занятие |
27 | Части выступления. | Научиться оценивать свои знания, способности | Решение познавательных задач | Установление причинно-следственных связей | Коллективная работа | Учебное занятие |
28 | Структура выступления | Научиться оценивать свои знания, способности | Решение познавательных задач | Составляют план и последовательность действий | Коллективная работа | Учебное занятие |
29 | Результаты исследования. | Научиться оценивать свои знания, способности | Организовывать свою деятельность и оценивать результат. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Коллективная работа | Учебное занятие |
30 | Обработка результатов исследования (составление диаграмм, графиков, схем, подбор иллюстраций) | Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать | Формулировать выводы. Работать в группе: учитывать различные мнения, вырабатывать навыки сотрудничества | Составляют диаграммы, графики, схемы, подбирают иллюстрации. Оценивают достигнутый результат | Работа в группе | Практическая работа |
31 | Культура выступления. Обращенность речи, соотношение ее с характером аудитории. | Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать | Работать в группе: учитывать различные мнения, вырабатывать навыки сотрудничества | Использовать речь для регуляции своего действия | Работа в группе | Учебное занятие |
32 | Критерии оценки исследовательской работы. | Научиться оценивать свои знания, способности | Решение познавательных задач Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Знать критерии оценки исследовательской работы | Фронтальная работа | Учебное занятие |
33 | Защита исследовательской работы | Научиться оценивать свои знания, способности | Уметь: выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, высказывать собственную точку зрения. | Формулировать собственное мнение и позицию | Публичная защита результатов собственного исследования | Учебное занятие |
34 | Анализ исследовательской работы, методические рекомендации | Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать | Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | Учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии | Коллективная работа | Практическая работа |
35 | Рефлексия. | Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать | Осуществлять контроль и оценку своей деятельности на уроке в ходе рефлексии. | | Рефлексия собственной поисковой, организационной деятельности | Итоговое занятие |