М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пржевальская средняя школа
Демидовского района Смоленской области
Центр естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании пед. совета | Руководитель Центра | директор школы |
Протокол № 1 от 31.08.21 г. | ______ (О.А. Иванова) | Приказ № 230-о/д от 31.08.21 г. |
| 31.08. 2021 г. | _______ (С.М. Турбаев) | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«физика в задачах»
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Свистунова Галина Тимофеевна,
педагог дополнительного образования
Пржевальское 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Физика в задачах» для 8- 9 классов составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник и А.В.Перышкина «Физика 7-9 классы», программа опубликована в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2008г., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике. Москва, «Дрофа», 2004 г
Одной из важнейших целей обучения физике является овладение учащимися методами решения практических задач, так как сам процесс человеческого познания можно определить как непрекращающееся разрешение всё новых и новых задач. Содержание образования становится предметом обучения лишь тогда, когда оно принимает для ученика вид определённой задачи, направляющей и стимулирующей его учебную деятельность. Таким образом, решение задач становится и целью, и средством обучения.
В современный период развития нашей страны и человечества в целом умение ставить и решать практические задачи особенно ценны. При их анализе и решении используются знания о конкретных объектах и физических явлениях, создаются и разрешаются проблемные ситуации, формируются практические интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники. Решение задач способствует формированию таких качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, внимательность.
Цель курса – углубить и расширить знания и умения обучающихся по физике.
Задачи:
1) создать организационные условия для успешной реализации программы кружка;
2) актуализировать знания по темам и разделам школьного курса, последовательно систематизировать ранее изученный теоретический материал;
3) сформировать умения решать задачи с выбором ответа, задачи со свободным ответом и задачи с подробным оформлением (последовательно по всем темам курса физики);
4) научить оценивать собственные возможности школьников при выполнении заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности;
5) развивать мотивацию для самостоятельной работы учащихся по выполнению тренировочных работ в домашних условиях;
6) развивать личностные качества школьников: ответственность, аккуратность, активность, потребность в саморазвитии.
Реализация рабочей программы кружка «Физика в задачах» будет осуществляться в течение одного года обучения. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 учебный час в неделю). Учебный год - 34 учебных недели без учета государственной итоговой аттестации.
Успешная реализация цели и задач программы позволит членам кружка добиваться более высоких результатов на уроках физики, тем самым будет оказывать влияние на повышение качества образования.
В процессе работы в кружке ребята обучаются правилам проведения исследовательских работ, составлению кроссвордов, поиску необходимой литературы, с использованием ИКТ. Все это способствует развитию научного кругозора учащихся, познавательного интереса к предмету и науки в целом, открывает широкие возможности для творчества.
Средствами реализации программы является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование обучающихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
- проведение исследовательских работ на занятиях, занимательных опытов, что значительно усиливает интерес учеников.
Формы занятий: эвристическая беседа, дискуссии, практические работы исследовательского характера.
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач;
- Занимательные опыты по разным разделам физики;
- Применение ИКТ;
- Применение физики в практической жизни.
Ожидаемый результат:
- Навыки к выполнению работ исследовательского характера;
- Навыки решения разных типов задач;
- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет.
Планирование занятий
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата План | Факт |
1 | Механическое движение. | 1 | 08.09 | |
2 | Скорость. | 1 | 08.09 | |
3 | Ускорение, скорость равноускоренного прямолинейного движения. | 1 | 15.09 | |
4 | Ускорение, скорость равноускоренного прямолинейного движения. | 1 | 15.09 | |
5 | График скорости. | 1 | 22.09 | |
6 | График скорости. Решение задач. | 1 | 22.09 | |
7 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | 29.09 | |
8 | Решение задач по теме «Относительность механического движения» | 1 | 29.09 | |
9 | Плотность. | 1 | 06.10 | |
10 | Масса. Сила. | 1 | 06.10 | |
11 | Решение задач по теме «Плотность, масса, сила» | 1 | 13.10 | |
12 | Давление. | 1 | 13.10 | |
13 | Решение задач по теме «Давление» | 1 | 20.10 | |
14 | Атмосферное давление. | 1 | 20.10 | |
15 | Работа. Энергия. | 1 | 27.10 | |
16 | Решение задач по теме «Работа» | 1 | 27.10 | |
17 | Виды механической энергии. | 1 | 10.11 | |
18 | Внутренняя энергия. | 1 | 10.11 | |
19 | Виды теплопередачи. | 1 | 17.11 | |
20 | Количество теплоты. | 1 | 17.11 | |
21 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела. | 1 | 24.11 | |
22 | Расчет количества теплоты выделяемого при охлаждении тела. | 1 | 24.11 | |
23 | Решение задач по теме «Количество теплоты». | 1 | 01.12 | |
24 | Решение задач по теме «Количество теплоты». | 1 | 01.12 | |
25 | Электрические явления. | 1 | 08.12 | |
26 | Электрические явления. | 1 | 08.12 | |
27 | Электрический ток. | 1 | 15.12 | |
28 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | 15.12 | |
29 | Решение задач по теме «Закон Ома» | 1 | 22.12 | |
30 | Решение задач по теме «Закон Ома» | 1 | 22.12 | |
31 | Соединения проводников. | 1 | 29.12 | |
32 | Нагревание проводников электрическим током | 1 | 29.12 | |
33 | Закон Джоуля - Ленца. | 1 | 12.01 | |
34 | Решение задач по теме «Закон Джоуля – Ленца» | 1 | 12.01 | |
35 | Закон сохранения энергии в электрической цепи. | 1 | 19.01 | |
36 | Законы распространения света. | 1 | 19.01 | |
37 | Линзы. | 1 | 26.01 | |
38 | Законы Ньютона. | 1 | 26.01 | |
39 | Решение задач по теме «Законы Ньютона» | 1 | 02.02 | |
40 | Решение задач на движение тел под действием нескольких сил. | 1 | 02.02 | |
41 | Решение задач на движение тел под действием нескольких сил. | 1 | 09.02 | |
42 | Закон сохранения импульса. | 1 | 09.02 | |
43 | Закон сохранения импульса. Решение задач. | 1 | 16.02 | |
44 | Реактивное движение. | 1 | 16.02 | |
45 | Механические колебания и волны. | 1 | 02.03 | |
46 | Звук. Распространение звука. | 1 | 02.03 | |
47 | Электромагнитное поле. | 1 | 09.03 | |
48 | Магнитный поток электромагнитная индукция. | 1 | 09.03 | |
49 | Строение атома и атомного ядра. | 1 | 16.03 | |
50 | Радиоактивность. | 1 | 16.03 | |
51 | Решение уравнений ядерных реакций. Энергия связи. | 1 | 23.03 | |
52 | Решение уравнений ядерных реакций. | 1 | 23.03 | |
53 | Установление соответствий между физическими величинами и единицами измерения этих величин. | 1 | 06.04 | |
54 | Установление соответствий между физическими величинами и единицами измерения этих величин. | 1 | 06.04 | |
55 | Экспериментальные задания по теме «Механика» | 1 | 13.04 | |
56 | Экспериментальные задания по теме «Механика» | 1 | 13.04 | |
57 | Экспериментальные задания по теме «Механические колебания» | 1 | 20.04 | |
58 | Экспериментальные задания по теме «Механические колебания» | 1 | 20.04 | |
59 | Экспериментальные задания по теме «Электрический ток» | 1 | 27.04 | |
60 | Экспериментальные задания по теме «Электрический ток» | 1 | 27.04 | |
61 | Решение задач по теме «Тепловые явления.» | 1 | 04.05 | |
62 | Решение задач по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | 04.05 | |
63 | Решение задач по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | 11.05 | |
64 | Решение задач по теме «Законы сохранения энергии» | 1 | 11.05 | |
65 | Решение задач по теме «Законы сохранения энергии» | 1 | 18.05 | |
66 | Решение задач по теме «Электрический ток» | 1 | 18.05 | |
67 | Решение задач по теме «Электрический ток» | 1 | 25.05 | |
68 | Обобщающее занятие | 1 | 35.05 | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
– умение демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
– умение демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
– умение устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
– умение использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
– умение различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
– умение проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
– умение проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
– умение использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
– умение использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
– умение решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
– умение решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
– умение учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
– умение использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристикахизученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
– умение использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.
Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 1995г.
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2008г.
Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр, 2010г.
О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994
Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11