Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ухта
(МОУ «СОШ № 20»)
Принято решением педагогического совета от «31»августа 2020 г Протокол № 1 | Утверждено Приказом директора МОУ «СОШ №20» от «31»августа 2020 г № 01-13/113 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Направление: общеинтеллектуальное
Адресат программы: 1 класс
Срок освоения программы : 1 год
Составитель: учитель Гасанова Р.С.
г. Ухта, Республика Коми, 2021 г.
Пояснительная записка.
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: познавательная деятельность
Актуальность программы определена следующими факторами:
Программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Адресат программы: 1 класс, набор в группу осуществляется на добровольной основе.
Объем программы: 33часа (33 недели,1 раз в неделю по 1ч)
Срок освоения программы:1 год обучения
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
\
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Формы контроля: стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О.А., текущий: прогностический; рефлексивный контроль по результату,
Формы промежуточной аттестации: турнир
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Вводное занятие.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты. Загадки веселого карандаша.
Тема 2. Город закономерностей.
Классификация признаков. Порядковый счет. Правила волшебного квадрата. Загадки веселого карандаша. Нахождение закономерностей.
Тема 3. Город загадочных чисел.
Загадки для ума. Математические знаки. Знакомство с цифрами для написания цифр индекса. Знакомство с римской нумерацией. Загадки веселого карандаша. Лесные примеры. Магические рамки. Числовые дорожки. Знакомство с косточками домино.
Тема 4. Город логических рассуждений.
Установление причинно-следственных связей. Определение истинных и ложных высказываний. Работа по образцу. Заполнение схем. Загадки для ума. Заполнение таблиц.
Тема 5. Город занимательных задач.
Знакомство с понятием величина. Масса. Время. Числа в сказках. Нахождение отличий. Задачки для ума. Графический диктант.
Тема 6. Город геометрических превращений.
Знакомство с геометрическими телами::шар, пирамида, конус, цилиндр, параллелепипед. Нахождение отличий. Понятие «симметрии» Турнир.
Формы организации: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах; беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа.
Виды деятельности: практико-ориентированные учебные занятия, тематические конкурсы, занятия-испытания.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение в школьную жизнь. Удивительная страна. | 1 | 1 | |
2 | Город закономерностей | 7 | | 7 |
3 | Город загадочных чисел | 9 | | 9 |
4 | Город логических рассуждений | 8 | | 8 |
5 | Город занимательных задач | 6 | | 6 |
6 | Город геометрических превращений | 2 | | 2 |
| ИТОГО | 33 | 1 | 32 |
Поурочное планирование
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Удивительная страна. | 1 | 0,5 | 0,5 | Стартовая работа |
Город закономерностей |
2 | Аллея Признаков | 1 | | 1 | |
3 | Порядковый проспект | 1 | | 1 | |
4 | Порядковый проспект | 1 | | 1 | Самостоятельная работа |
5 | Улица Волшебного квадрата | 1 | | 1 | |
6 | В космической лаборатории | 1 | | 1 | |
7 | Художественная площадь | 1 | | 1 | |
8 | Испытание в городе Закономерностей | 1 | | 1 | Прогностический контроль |
Город загадочных чисел. |
9 | Улица Загадальная | 1 | | 1 | |
10 | Цифровой проезд | 1 | | 1 | |
11 | Числовая улица | 1 | | 1 | Творческий проект |
12 | Заколдованный переулок | 1 | | 1 | |
13 | Улица Магическая | 1 | | 1 | |
14 | Вычислительный проезд | 1 | | 1 | |
15 | Переулок Доминошек | 1 | | 1 | Фронтальный опрос |
16 | Переулок Доминошек | 1 | | 1 | |
17 | Испытание в городе Загадочных чисел | 1 | | 1 | |
Город логических рассуждений |
18 | Улица высказываний | 1 | | 1 | Рефлексивный контроль |
19 | Улица Правдолюбов и Лжецов | 1 | | 1 | |
20 | Отрицательный переулок | 1 | | 1 | |
21 | Проспект Логических задач | 1 | | 1 | |
22 | Проспект Логических задач | 1 | | 1 | |
23 | Проспект Логических задач | 1 | | 1 | презентация |
24 | Проспект Логических задач | 1 | | 1 | |
25 | Испытание в городе Логических рассуждений | 1 | | 1 | Графический диктант |
Город занимательных задач |
26 | Улица Величинская | 1 | | 1 | |
27 | Временной переулок | 1 | | 1 | |
28 | Улица Сказочная | 1 | | 1 | |
29 | Хитровский переулок | 1 | | 1 | |
30 | Смекалистая улица | 1 | | 1 | Контроль по результату |
31 | Испытание в городе Занимательных задач | 1 | | 1 | |
Город геометрических превращений |
32 | Фигурный проспект. Турнир. | 1 | | 1 | Промежуточная аттестация. |
33 | Зеркальный переулок | 1 | | 1 | |
| Итого | 33 | 0,5 | 32,5 | |