Рассмотрено Руководитель МО _____________/Косырева Л.В./ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________2015г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «сСОШ с.Б. Чечуйка» _____Левонисова Н.В._/ ФИО «__»____________2015г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка» ______М.А. Линькова_/ ФИО Приказ № ___ от «__»____2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Клюквиной Любови Николаевны
Ф.И.О
по подготовке государственной
итоговой аттестации
9 класс
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
В настоящее время форма сдачи экзамена по географии в 9 классе совершенно изменилась. Сегодня это тестирование в форме государственной итоговой аттестации. Чтобы успешно сдать, учащимся необходимо понять принцип сдачи экзаменов за курс основной школы. Но необычная форма экзамена вызывает затруднения и опасения у учеников. Во-первых, большим разнообразием заданий разного уровня сложности, во-вторых, необычным оформлением в виде бланков, где можно допустить ошибки из-за обычной невнимательности, даже при правильном решении. И это особо пугает учеников. Поэтому нужно уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ. Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.
Программа рассчитана на 34 часа.
Цель: обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена по географии за курс основной школы.
Задачи:
повторить теоретические основы курса географии;
отработать практические навыки и умения;
познакомить учащихся с основными правилами оформления экзаменационных работ, с разными типами заданий;
повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;
научить анализировать природные, экономические и социальные явления;
учащиеся должны уметь:
выявлять причинно-следственные связи;
выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
решать практические задачи разной степени сложности;
сравнивать различные явления, территории и делать выводы;
Курс рассчитан на 1 час в неделю.
В данном курсе выделяется время на повторение теоретического материала и на выполнение практических заданий. В течение года планируется проведение пробного тренировочного тестирования.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны:
Знать и понимать:
- географические особенности природы материков и океанов, народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- специфику географического положения России;
- особенности природы России;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем;
- меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- особенности основных отраслей хозяйства России;
- особенности населения России;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем;
- особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- географические явления и процессы в геосферах;
- особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России.
Уметь:
- приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно - бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем;
- находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами;
- анализировать в разных источниках информацию, необходимую для изучения разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли;
- анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- приобретать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
чтения карт различного содержания;
- определять на карте географические координаты, расстояния, направления, высоты точек;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для чтения карт различного содержания
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени;
- выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирические;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и
явлений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества
окружающей среды, ее использованию.
Критерии оценивания.
Подготовка к государственной итоговой аттестации (консультация) не предусмотрено оценивания учащихся, но при проведении тестовых работ для предварительного выявления уровня подготовленности учащихся, использовать шкалу утвержденное Минобразования и науки РФ.
Правильное выполнение задание с выбором ответа или кратким ответом оценивается в 1 балл, за правильно выполненное задание с развернутым ответом (в зависимости от полноты) учащиеся могут получить до 2 баллов.
Перевод суммарного балла в шкалу отметок
Суммарный балл за выполнение работы | Отметка |
0 – 11 | «2» |
12 – 19 | «3» |
20 – 25 | «4» |
26 – 30 | «5» |
Содержание программы.
Введение. (1 ч.)
Особенности экзамена в 9 классе. Основные требования и особенности его проведения. Теоретические знаний и практические умений необходимые для подготовки к экзамену. Виды заданий. Психологический настрой. Правила оформления работ.
Раздел I. Основы теории и практики физической географии ( 20 ч.).
Тема 1. Источники географической информации (3 ч.)
Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. Форма и размеры Земли. План местности, географическая карта, глобус. Градусная сеть. Географические координаты. Виды карт. Чтение карт. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Тема 2. Природа Земли (5 ч)
Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.
Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Климатообразующие факторы.
Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.
Биосфера. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно – хозяйственные.
Тема 3. Природа материков (5 ч.)
Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Многообразие стран, их основные типы.
Тема 4. Природопользование и геоэкология. (2ч.)
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Тема 5. Природа России (5 ч)
Особенности и виды географического положения России. Границы России. Административно-территориальное деление РФ.
Россия на карте часовых поясов.
Природа России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса.
Внутренние воды России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России. Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы.
Раздел II. Экономическая география (13 ч.)
Тема1. Население (2 ч.)
Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения населения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.
Тема 2. Межотраслевые комплексы России (3ч.)
Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. Топливно – энергетический компекс. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Агропромышленный комплекс. Инфраструктурный комплекс.
Тема 3. Региональная Россия (8ч.)
Экономические районы России. Характеристика по районам: Центральный, Волго – Вятский, Центрально – Чернозёмный, Поволжский, Северо – Кавказский, Уральский, Западно – Сибирский, Восточно – Сибирский, Дальневосточный. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Хозяйство района, его специализация и крупные центры производства. Региональные различия внутри района. Проблемы района.
Учебно-тематический план.
№ урока п/п | Содержание тем, разделов | Кол-во часов (по разделу, по теме) | Практические, контрольные работы | ИКТ | Дата |
1 | Введение. Основные требования и особенности его проведения. | 1 | | презентация | |
| Раздел I. Основы теории и практики физической географии. | 20 | | | |
| Тема 1. Источники географической информации. | 3 | | | |
2 | Основные источники географической информации. Форма и размеры Земли. | 1 | | презентация | |
3 | Географическая карта. | 1 | Пр.р. Чтение карт. Определение масштаба, географические координаты. | | |
4 | План местности. Работа по топографической карте. | 1 | Пр.р. Работа по топографической карте. Чтение карты. Определение азимута. | Презентация. | |
| Природа Земли | 5 | | | |
5 | Литосфера. | 1 | Тесты | Презентация | |
6 | Атмосфера. | 1 | Тесты | Презентация | |
7 | Гидросфера | 1 | Тесты | Презентация | |
8 | Биосфера. | 1 | Тесты | Презентация | |
9 | Географическая оболочка Земли. | 1 | | Презентация | |
| Природа материков | 5 | | | |
10 | Африка - самай жаркий материк. | 1 | Пр.р. Описание материка по плану. | Презентация | |
11 | Австралия – самый сухой материк. | 1 | Пр.р. Описание материка по плану. | Презентация | |
12 | Антарктида – самый холодный материк. | 1 | Пр.р. Описание материка по плану. | Презентация | |
13 | Южная Америка – материк многих природных рекордов. | 1 | Пр.р. Описание материка по плану. | Презентация | |
14 | Северная Америка, Евразия – северные материки. | 1 | Пр.р. Описание материка по плану. | | |
| Природопользование и геоэкология. | 2 | | | |
15 | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. | 1 | | | |
16 | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | 1 | Тесты | Презентация | |
| Природа России | 5 | | | |
17 | Особенности и виды географического положения России. | 1 | Пр.р. Описание страны по плану. | | |
18 | Россия на карте часовых поясов. | 1 | Пр.р. Решение задач. Тесты | | |
19 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | | | |
20 | Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. | 1 | | Презентация | |
21 | Размещение основных типов почв России. Растительный и животный мир России. | 1 | Тесты | | |
| Раздел II. Экономическая география. | 13 | | | |
| Население. | 2 | | | |
22 | Население России. | 1 | | | |
23 | Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. | 1 | Тесты | Презентация | |
| Межотраслевые комплексы России. | 3 | | | |
24 | Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. | 1 | | | |
25 | Топливно – энергетический компекс.Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. | 1 | | Презентация | |
26 | Агропромышленный комплекс. Инфраструктурный комплекс. | 1 | | | |
| Региональная Россия | 8 | | | |
27 | Экономические районы России. Центральный. | 1 | Пр.р. Характеристика района по плану. | Презентация | |
28 | Волго – Вятский, Центрально – Чернозёмный. | 1 | Пр.р. Характеристика района по плану. | | |
29 | Поволжский, Уральский. | 1 | Пр.р. Характеристика района по плану. | Презентация | |
30 | Северо – Кавказский. | 1 | Пр.р. Характеристика района по плану. | Презентация | |
31 | Западно – Сибирский. | 1 | Пр.р. Характеристика района по плану. | | |
32 | Восточно – Сибирский. | 1 | Пр.р. Характеристика района по плану. | | |
33 | Дальневосточный. | 1 | Пр.р. Характеристика района по плану. | | |
34 | Тесты | 1 | Тесты «Определение региона, области по описанию» | | |
Формы и средства контроля:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
тесты;
практическая работа;
работа по картам.
Литература:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии М. «Дрофа» 2001.
Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 классы. –М. Дрофа, 2002.
Экономическая география России. Под. Ред. А.Родионова. – М. МГУ, 2002.
Энциклопедия: Физическая и экономическая география России. М.: Аванта-Плюс, 2000.
Справочники по географии для поступающих.
Государственная итоговая аттестация по новой форме ГИА 2012 Сборник заданий.- М.:ЭКСМО
Государственная итоговая аттестация по новой форме ГИА 2013 ФИПИ
Андриянова А.К.. Тестовые задания по географии для подготовки к экзаменам. М: АСТ Астрель, 2005
CD-ROM. География. Шпаргалки для старшеклассников. М.: «Новая школа», 2006
CD-ROM. Репетитор по географии Кирилла и Мефодия. 2007. М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.
.
Приложение
Практические работы.
Тема «Источники географической информации».
1. Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.
Тема «Природа Земли».
1. Описание по карте географического положения гор и равнин, морей, рек, природных зон. Описание рельефа, климата, природных комплексов.
2. Описание элементов погоды и климата, их зависимость друг от друга, и их влияние на природные комплексы и хозяйственную деятельность человека.
Тема «Природа материков».
1. Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».
2. Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.
Тема «Природа России».
1.выявление зависимости между тектоническими структурами, рельефом и размещением полезных ископаемых.
2. Оценка основных климатических показателей и почвы одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема «Население и хозяйство России».
1. анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
2.оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
3. выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, их влияние на специализацию.
Тесты - сборник заданий по ГИА 2015.
16