СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному ( татарскому) языку для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 4 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской Программы по татарскому языку и литературе 1- 11 классы Ч.М.Харисов и др. Татарское книжное издательстве г.Казань, 2011г.


Учебный предмет родной язык (татарский) имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одной из важных целей преподавания татарского языка - это выработка умений и навыков у учащихся активного использования языка как средства коммуникации.


Цели обучения

Изучение татарского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике татарского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений татарского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, - пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

- формирование специальных умений и навыков по разделам программы.


Общая характеристика учебного предмета

Отличительной особенностью курса татарского  языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом родной литературы. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;

  2. познавательного;

  3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Изучение курса  обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям татарского языка и культуры.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой и формальной сторон речи. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).


Место курса в учебном плане

По учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение родного языка и литературного чтения на родном в 4 классе выделено 3ч. в неделю. Исходя из этого, была разработана рабочая программа по родному языку, рассчитанная на 64 часов (2часа в неделю), соответствующая базисному учебному плану по ФГОС НОО для школ с преподаванием родного языка и литературы.






Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

 Одним из результатов обучения татарскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

  Ценность добра – осознание себя как части  мира, в котором люди соединены  бесчисленными  связями,  в  том  числе  с  помощью  языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей  жизни  общества,  как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

  Ценность  природы  основывается  на  общечеловеческой  ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это  и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,  гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного  отношения к природе через  тексты  художественных и научно-популярных произведений литературы.

 Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

  Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества,  проникновения  в  суть  явлений,  понимания закономерностей, лежащих в основе социальных  явлений;  приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  Ценность  семьи.  Понимание  важности  семьи  в  жизни  человека; осознание  своих  корней;  формирование  эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека,  развитие  организованности,  целеустремлённости,  ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

  Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности  за  настоящее  и  будущее  своего  языка;  интерес  к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Результаты изучения курса:

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным татарским языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.





Предметные результаты


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Содержание учебного предмета

Повторение –

Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.


Части речи.        Общее  представление о  частях  речи.                                                                   

Имя  существительное                                                                                                                            

Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).
      Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного.
      Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Имя прилагательное

      Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.
      Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.
      Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).

Имя числительное

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Местоимение                                                                                                                                          

Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Глагол   -

Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов     по     числам.
      Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
      Частица         не.     Правописание     глаголов    с        частицей    не.
      Роль глаголов в предложении (сказуемое).

      Предложение

Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение (общее представление).
      Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения по членам предложения.
      Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.     

Повторение изученного за год


ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

4класс

1. Умение образовывать мн. число имен существительных с помощью окончаний -лар. -лэр; -нар, -нэр.

2. Умение отвечать на вопрос чей? с помощью аффиксов принадлежности -ныкы, -неке.

3.Употребление в диалогах слов эйе. юк, бар, кирэк и отрицания при именах тугел.

4. Умение использовать вопросительный аффикс -мы, -ме.

5. Усвоение на образцах порядка слов в простом предложении (определение - определяемое: матур кыз; дополнение глагол: китап укый; подлежащее - сказуемое: су ага).

6. Практическое усвоение местно-временнoгo, направительного и винительного падежей мэктэптэ,
мэктэпкэ, мэктэпне.

7. Умение отвечать на вопросы кем?нэрсэ? нuшлu? нинди? кайда? кайчан? нuчек?

8. Правильное употребление в речи указательных местоимений бу, ул, шул. .

9. Активное усвоение числительных до 20 (количественные и порядковые числительные; отрицание при
числительных).

10. Умение употреблять личные местоимения мин, син, ул и вопросительные местоимения кем?нэрсэ? ни? в
местновременном, направительном, винительном падежах.

11. Понимание повелительного наклонения (П лицо ед. и мн. числа: бар - барыгыз, эйт - эйтегез).

12. Употребление наречий места и времени бyген, иртэгэ , кичэ, монда, биредэ, остэ, аста, якында, еракта,
уртада.

13. Употребление глагола в настоящем времени (спряжение по лицам и числам).

14. Усвоение категории принадлежности (1, П лица ед., мн. числа: китабым, дэфтэрем, китабыгыз
дэфтэрегез).

15.Выражение принадлежности чего-то (кого-то), кому-то чему-то):.
а) категорией принадлежности;

б) аффиксом -ныкы, -неке;

в) местоимениями минем, синец, аныy, безнеy, сезнеy,аларныy.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Программа по татарскому языку Ч.М.Харисова, К.С.Фятхуллова, З.Н.Хабибуллиной, Казань 2011г.

  2. Учебник: Татарский язык. 4класс.Ф.Ф. Харисов,Ч.М. Харисова и др.: Казань. Магариф – 2014.

  3. Уроки татарского языка. 1-4 классы: методическое пособие. Ч.М. Харисова. Казань, 2015 г.

  4. Сборник диктантов. 1-4 классы.Я.Х.Абдряхимова.: Казань. Магариф – 2009.

  5. «Сами пишем». Сочинения для младших школьников. Казань, 2008г.

  6. Учебный комплект «Татарский язык – язык души моей». К.С.Фетхуллова и др.: Казань.Мир без границ, 2013.

  7. Аудиокурс учебного комплекта «Татарский язык – язык души моей». К.С.Фетхуллова и др.: Казань.Мир без границ, 2013.

Оборудование:

- Ноутбук

- Мульмедийный проектор

- DVD проектор

- экран

- портреты писателей


Интернет - ресурсы


Таткнигафонд. Электронно-библиотечная система. Книги на татарском языке

Татарское книжное издательство

Tatar.info — Энциклопедия о татарах

Татар телендә Интернет-белем үзәге

Поэма-сказка Шурале с параллельным переводом и иллюстрациями

Татарские MP3


Календарно-тематическое планирование

п/п


Дата

план

Дата факт

Название раздела

Тема урока

Колич

час


Тип урока

Вид контроля

1


02.09


Повторение

Алфавит.

1

Повторение

Текущий

2

06.09



Звуки ибуквы

1

Повторение

Текущий

3

09.09



Гласные и согласные звуки.

1

Повторение

Текущий

4

13.09



Характерные звуки татарского языка

1

Повторение

Текущий

5

16.09



Ударение

1

Комбиниров.

Текущий

6

20.09



Словари

1

Комбиниров.

Текущий

7

23.09



Корень и суффикс

1

Комбиниров.

Текущий

8

27.09



Повторение по теме Морфология

1

Повторение

Текущий

9

30.09



Повторение по теме Синтаксис

1

Повторение

Текущий

10

04.10



Диктант

1

Контроль знаний умений и навыков

Диктант


11

07.10


Имя существительное

Имя существительное

1

Комбинированн.

Текущий

12-14

11.10

14.10

18.10



Склонение имен существительных

3

Комбинированн.

Текущий

15-16

21.10 25.10




Принадлежность предмета к какому-то лицу

2

Комбиниров.

Текущий

17

28.10



Диктант

1

Контроль знаний умений и навыков

Диктант

18

08.11


Имя прилагательное

Имя прилагательное

1

Комбинированн.

Текущий

19

11.11



Степень сравнения имен прилагательных

1

Комбинированн.

Текущий

20

15.11



Превосходная степень имен прилагательных

1

Комбинированн.

Текущий

21

18.11



Степень сравнения имен прилагательных

1

Комбинированн.

Текущий

22

22.11



Закрепление по теме Имя прилагательное

1

Комбинированн.

Тест

23-24

25.11 29.11


Имя числительное

Имя числительное

2

Комбинированн.

Текущий

25-26

02.12 06.12



Количественные и порядковые числительные

2

Комбинированн.

Текущий

27

09.12



Диктант

1

Контроль знаний умений и навыков

Диктант

28

13.12


Местоимение

Местоимение

1

Комбинированн.

Текущий

29

16.12 20.12



Притяжательные местоимения

1

Комбинированн.

Текущий

30

23.12



Указательные местоимения

1

Комбинированн.

Текущий

31

27.12



Закрепление по теме Местимение

1

Комбинированн.

Тест

32


13.01


Глагол

Глагол

1

Комбинированн.

Текущий

33-34

17.01 20.01



Глаголы повелительного наклонения

2

Комбинированн.

Текущий

35

24.01



Изменение глаголов по временам

1

Комбинированн.

Текущий

36


27.01



Изменение глаголов прошедшего времени

1

Кмбинированн.

Текущий

37-38

31.01 3.02



Изменение глаголов будущего времени

2

Комбинированн.

Текущий

39

07.02



Диктант

1

Контроль знаний умений и навыков

Диктант

40-42

10.02 14.02 17.02


Главные члены предложения

Подлежащее

3

Комбинированн.

Текущий

43-44

21.02

24.02



Сказуемое

2

Комбинированн.

Текущий

45-46

28.02 3.03


Второстепенные члены предложения

Дополнение

2

Комбинированн.

Текущий

47

07.03



Простые и распространенные предложения

1

Комбинированн.

Текущий

48-49

10.03



Однородные члены предложения

1

Кмбинированн.

Текущий

50

14.03



Контрольный диктант

1

Контроль знаний умений и навыков

Диктант

51-52

17.03

21.03




Повторение

Повторение

2

Урок повторения

Тест

53-54

24.03

04.04






Повторение. Звуки и буквы

2

Урок повторения

Текущий

55-56

4.04

11.04



Повторение. Ударение

2

Урок повторения

Текущий

57-58

14.04

18.04



Повторение. Имя существительное

2

Урок повторения

Текущий

59-60


21.04

25.04



Повторение. Склонение имен существительных

2

Урок повторения

Текущий

61

28.04



Повторение. Имя прилагательное

1

Урок повторения

Текущий

62-63

12.05

19.05



Повторение. Местоимение

2

Урок повторения

Текущий

64

26.05



Повторение. Числительные

1

Урок повторения

Текущий


30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!