Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской Программы по татарскому языку и литературе 1- 11 классы Ч.М.Харисов и др. Татарское книжное издательстве г.Казань, 2011г.
Учебный предмет родной язык (татарский) имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одной из важных целей преподавания татарского языка - это выработка умений и навыков у учащихся активного использования языка как средства коммуникации.
Цели обучения
Изучение татарского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике татарского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений татарского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, - пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Общая характеристика учебного предмета
Отличительной особенностью курса татарского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом родной литературы. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка за счёт реализации трех принципов:
коммуникативного;
познавательного;
принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Изучение курса обеспечивает:
сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям татарского языка и культуры.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой и формальной сторон речи. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
Место курса в учебном плане
По учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение родного языка и литературного чтения на родном в 4 классе выделено 3ч. в неделю. Исходя из этого, была разработана рабочая программа по родному языку, рассчитанная на 64 часов (2часа в неделю), соответствующая базисному учебному плану по ФГОС НОО для школ с преподаванием родного языка и литературы.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения татарскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Результаты изучения курса:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным татарским языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета
Повторение –
Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.
Части речи. Общее представление о частях речи.
Имя существительное
Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).
Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного.
Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Имя прилагательное
Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.
Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.
Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).
Имя числительное
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Местоимение
Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Глагол -
Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.
Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Частица не. Правописание глаголов с частицей не.
Роль глаголов в предложении (сказуемое).
Предложение
Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение (общее представление).
Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения по членам предложения.
Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.
Повторение изученного за год –
ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
4класс
1. Умение образовывать мн. число имен существительных с помощью окончаний -лар. -лэр; -нар, -нэр.
2. Умение отвечать на вопрос чей? с помощью аффиксов принадлежности -ныкы, -неке.
3.Употребление в диалогах слов эйе. юк, бар, кирэк и отрицания при именах тугел.
4. Умение использовать вопросительный аффикс -мы, -ме.
5. Усвоение на образцах порядка слов в простом предложении (определение - определяемое: матур кыз; дополнение глагол: китап укый; подлежащее - сказуемое: су ага).
6. Практическое усвоение местно-временнoгo, направительного и винительного падежей мэктэптэ,
мэктэпкэ, мэктэпне.
7. Умение отвечать на вопросы кем?нэрсэ? нuшлu? нинди? кайда? кайчан? нuчек?
8. Правильное употребление в речи указательных местоимений бу, ул, шул. .
9. Активное усвоение числительных до 20 (количественные и порядковые числительные; отрицание при
числительных).
10. Умение употреблять личные местоимения мин, син, ул и вопросительные местоимения кем?нэрсэ? ни? в
местновременном, направительном, винительном падежах.
11. Понимание повелительного наклонения (П лицо ед. и мн. числа: бар - барыгыз, эйт - эйтегез).
12. Употребление наречий места и времени бyген, иртэгэ , кичэ, монда, биредэ, остэ, аста, якында, еракта,
уртада.
13. Употребление глагола в настоящем времени (спряжение по лицам и числам).
14. Усвоение категории принадлежности (1, П лица ед., мн. числа: китабым, дэфтэрем, китабыгыз
дэфтэрегез).
15.Выражение принадлежности чего-то (кого-то), кому-то чему-то):.
а) категорией принадлежности;
б) аффиксом -ныкы, -неке;
в) местоимениями минем, синец, аныy, безнеy, сезнеy,аларныy.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа по татарскому языку Ч.М.Харисова, К.С.Фятхуллова, З.Н.Хабибуллиной, Казань 2011г.
Учебник: Татарский язык. 4класс.Ф.Ф. Харисов,Ч.М. Харисова и др.: Казань. Магариф – 2014.
Уроки татарского языка. 1-4 классы: методическое пособие. Ч.М. Харисова. Казань, 2015 г.
Сборник диктантов. 1-4 классы.Я.Х.Абдряхимова.: Казань. Магариф – 2009.
«Сами пишем». Сочинения для младших школьников. Казань, 2008г.
Учебный комплект «Татарский язык – язык души моей». К.С.Фетхуллова и др.: Казань.Мир без границ, 2013.
Аудиокурс учебного комплекта «Татарский язык – язык души моей». К.С.Фетхуллова и др.: Казань.Мир без границ, 2013.
Оборудование:
- Ноутбук
- Мульмедийный проектор
- DVD проектор
- экран
- портреты писателей
Интернет - ресурсы
Таткнигафонд. Электронно-библиотечная система. Книги на татарском языке
Татарское книжное издательство
Tatar.info — Энциклопедия о татарах
Татар телендә Интернет-белем үзәге
Поэма-сказка Шурале с параллельным переводом и иллюстрациями
Татарские MP3
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Название раздела | Тема урока | Колич час | Тип урока | Вид контроля |
1 | 02.09 | | Повторение | Алфавит. | 1 | Повторение | Текущий |
2 | 06.09 | | | Звуки ибуквы | 1 | Повторение | Текущий |
3 | 09.09 | | | Гласные и согласные звуки. | 1 | Повторение | Текущий |
4 | 13.09 | | | Характерные звуки татарского языка | 1 | Повторение | Текущий |
5 | 16.09 | | | Ударение | 1 | Комбиниров. | Текущий |
6 | 20.09 | | | Словари | 1 | Комбиниров. | Текущий |
7 | 23.09 | | | Корень и суффикс | 1 | Комбиниров. | Текущий |
8 | 27.09 | | | Повторение по теме Морфология | 1 | Повторение | Текущий |
9 | 30.09 | | | Повторение по теме Синтаксис | 1 | Повторение | Текущий |
10 | 04.10 | | | Диктант | 1 | Контроль знаний умений и навыков | Диктант |
11 | 07.10 | | Имя существительное | Имя существительное | 1 | Комбинированн. | Текущий |
12-14 | 11.10 14.10 18.10 | | | Склонение имен существительных | 3 | Комбинированн. | Текущий |
15-16 | 21.10 25.10 | | | Принадлежность предмета к какому-то лицу | 2 | Комбиниров. | Текущий |
17 | 28.10 | | | Диктант | 1 | Контроль знаний умений и навыков | Диктант |
18 | 08.11 | | Имя прилагательное | Имя прилагательное | 1 | Комбинированн. | Текущий |
19 | 11.11 | | | Степень сравнения имен прилагательных | 1 | Комбинированн. | Текущий |
20 | 15.11 | | | Превосходная степень имен прилагательных | 1 | Комбинированн. | Текущий |
21 | 18.11 | | | Степень сравнения имен прилагательных | 1 | Комбинированн. | Текущий |
22 | 22.11 | | | Закрепление по теме Имя прилагательное | 1 | Комбинированн. | Тест |
23-24 | 25.11 29.11 | | Имя числительное | Имя числительное | 2 | Комбинированн. | Текущий |
25-26 | 02.12 06.12 | | | Количественные и порядковые числительные | 2 | Комбинированн. | Текущий |
27 | 09.12 | | | Диктант | 1 | Контроль знаний умений и навыков | Диктант |
28 | 13.12 | | Местоимение | Местоимение | 1 | Комбинированн. | Текущий |
29 | 16.12 20.12 | | | Притяжательные местоимения | 1 | Комбинированн. | Текущий |
30 | 23.12 | | | Указательные местоимения | 1 | Комбинированн. | Текущий |
31 | 27.12 | | | Закрепление по теме Местимение | 1 | Комбинированн. | Тест |
32 | 13.01 | | Глагол | Глагол | 1 | Комбинированн. | Текущий |
33-34 | 17.01 20.01 | | | Глаголы повелительного наклонения | 2 | Комбинированн. | Текущий |
35 | 24.01 | | | Изменение глаголов по временам | 1 | Комбинированн. | Текущий |
36 | 27.01 | | | Изменение глаголов прошедшего времени | 1 | Кмбинированн. | Текущий |
37-38 | 31.01 3.02 | | | Изменение глаголов будущего времени | 2 | Комбинированн. | Текущий |
39 | 07.02 | | | Диктант | 1 | Контроль знаний умений и навыков | Диктант |
40-42 | 10.02 14.02 17.02 | | Главные члены предложения | Подлежащее | 3 | Комбинированн. | Текущий |
43-44 | 21.02 24.02 | | | Сказуемое | 2 | Комбинированн. | Текущий |
45-46 | 28.02 3.03 | | Второстепенные члены предложения | Дополнение | 2 | Комбинированн. | Текущий |
47 | 07.03 | | | Простые и распространенные предложения | 1 | Комбинированн. | Текущий |
48-49 | 10.03 | | | Однородные члены предложения | 1 | Кмбинированн. | Текущий |
50 | 14.03 | | | Контрольный диктант | 1 | Контроль знаний умений и навыков | Диктант |
51-52 | 17.03 21.03 | | Повторение | Повторение | 2 | Урок повторения | Тест |
53-54 | 24.03 04.04 | | | Повторение. Звуки и буквы | 2 | Урок повторения | Текущий |
55-56 | 4.04 11.04 | | | Повторение. Ударение | 2 | Урок повторения | Текущий |
57-58 | 14.04 18.04 | | | Повторение. Имя существительное | 2 | Урок повторения | Текущий |
59-60 | 21.04 25.04 | | | Повторение. Склонение имен существительных | 2 | Урок повторения | Текущий |
61 | 28.04 | | | Повторение. Имя прилагательное | 1 | Урок повторения | Текущий |
62-63 | 12.05 19.05 | | | Повторение. Местоимение | 2 | Урок повторения | Текущий |
64 | 26.05 | | | Повторение. Числительные | 1 | Урок повторения | Текущий |
30