Планируемые предметные результаты освоения предмета
«Родной язык (татарский)»
Освоение программы 11 класса предусматривает формирование у них следующих личностных результатов:
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; знание истории, своего края, основ культурного наследия народов России;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Освоение программы 11 класса предусматривает формирование у них следующих метапредметных результатов обучения:
умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
– умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения татарскому языку по каждой изучаемой теме приводятся в тематическом планировании в графе характеристика основных видов деятельности учащихся.
Планируется, что при завершении программы учащийся должен владеть следующими умениями по видам речевой деятельности:
в диалогической речи
умение строить диалогическую речь в пределах тем, предусмотренных программой: диалог – расспрос, диалог – предложение, диалог – обмен мнениями, смешанные диалоги;
умение начать, продолжить и закончить разговор; умение расспрашивать с целью уточнения событий;
умение выражать просьбу помочь, сделать что-либо;
умение выражать несогласие, отвергать просьбу;
умение предлагать сотрудничество;
умение составлять модели общения с собеседником с использованием этикетных выражений;
умение проводить беседу по предложенной ситуации с помощью опорной схемы.
Объём диалогической речи: каждый участник диалога должен произнести не менее 10 – 12 реплик.
в монологической речи
умение точно выражать свои мысли в монологической речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы, используя вводные слова;
умение пересказывать содержание прочитанного текста своими словами с помощью вопросов, плана или самостоятельно;
умение продолжить пересказ текста;
умение рассказывать, видоизменив текст;
умение составлять рассказ по предложенной теме, соблюдая последовательность;
умение выразительно рассказывать наизусть стихотворения;
умение подготовить сообщение о новостях;
умение защитить проект по предложенной теме;
умение подготовить презентацию.
Объём монологической речи: не менее 13 – 15 фраз. Продолжительность речи по времени: 2 – 2,5 минуты.
в аудировании
понимать на слух речь учителя и одноклассников при участии в беседе, объяснять им свое мнение;
прослушивать небольшие аутентичные тексты или адаптированные отрывки из литературных произведений, тексты информационного характера и выражать свое мнение по их содержанию.
Продолжительность текстов для аудирования по времени звучания: 1,5 – 2 минуты.
в чтении
владение навыками чтения научно-популярных, официальных текстов в пределах тем, предусмотренных программой, с полным пониманием их содержания;
умение работать с текстами, в которых содержатся таблицы, иллюстрации, наглядная символика;
умение при чтении текста выделять нужную информацию, систематизировать, сравнивать, анализировать, обобщать, интерпретировать и изменять его содержание.
Объём текста для чтения: 500 слов (11 класс)
в письме
-умение правильно писать слова активного пользования, указанные в программе;
- умение письменно составлять диалоги различных моделей и рассказы по предложенной теме, прагматические тексты (рецепты, объявления, афишы и т.д.), тексты эпистолярного жанра (личные и официальные письма, поздравления и т.д.);
- умение письменно выражать свои мысли по данной проблеме;
- умение продолжить предложенный текст или видоизменить его.
Объём письменной работы: 100 – 120 слов.
Содержание учебного предмета «Родной язык (татарский)» с указанием основных видов и форм учебной деятельности
Содержание учебного предмета отбирается с учетом интересов учащихся в соответствии с их возрастными особенностями. Оно состоит из следующих тем:
Знание и жизнь. Выбор жизненного пути. Желания и возможности. Высшие учебные заведения и выбранные профессии. Проблемы с выбором профессии. Роль изучения языков в современной экономической жизни.
Национальная библиотека Республики Татарстан. Научная библиотека имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета.
В мире профессий. Экономическая жизнь, новые профессии. Требования к выбранным профессиям. Проблемы, волнующие молодежь.
Республика Татарстан. Достижения Татарстана в области экономики, культуры и искусства, образования. Межнациональное и межконфессиональное согласие и мир в Республике Татарстан. Выдающиеся личности татарского народа (композиторы, художники, певцы, артисты, поэты, писатели, просветители). Казань – политический, культурный и исторический центр. Вклад Татарстана в развитие мирового спорта. Международные связи Республики Татарстан.
Дружба. Общение. Положительные и отрицательные качества друзей. Умение дружить, секреты общения с друзьями. Первые искренние чувства, бережное отношение к ним.
Семейные ценности. Нормы взаимоотношений среди молодёжи. Ответственное отношение к созданию семьи. Современные проблемы в семейных отношениях. Обязанности родителей перед детьми, детей – перед родителями.
Лингвистические знания и навыки
Грамматика.
Соответствие-несоответствие отдельных грамматических форм в татарском и русском языках: отсутствие в татарском языке категории рода имен существительных и выражение значения рода с помощью лексем; присутствие в татарском языке категории принадлежности существительных и выражение ее в русском языке; особенности временных форм глаголов изъявительного наклонения в татарском языке; отсутствие в татарском языке категории вида у глаголов и выражение этой категории с помощью аналитических форм; несогласованность прилагательных с определяемым словом; употребление послелогов и послеложных слов после слов; употребление частиц в татарском языке; несклоняемость числительных и прилагательных при употреблении с существительными в татарском языке (өч малайда - у трех мальчиков; бишенче сыйныфта — в пятом классе; җиде баланың — у семи детей, матур бинада — в красивом здании); несклоняемость существительных при употреблении с количественными числительными.
Синтаксис. Пунктуация.
Средства связи в предложении. Постпозиция сказуемого в повествовательном предложении. Наиболее активные типы сложноподчиненных предложений. Особенности расположения синтетических придаточных предложений перед главным предложением.
Знаки препинания в письменной речи: тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания между обособленными членами предложения, при модальных словах, между однородными членами предложения, в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в диалоге и в прямой речи.
Примерное тематическое планирование
11 класс (34 часов)
Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему. | Характеристика основных видов деятельности учащихся (коммуникативные умения) |
В мире профессий. (11 часов) Экономическая жизнь, новые профессии. Требования к выбранным профессиям. Проблемы, волнующие молодежь. | Вести диалог об экономической жизни страны, о новых профессиях. Рассказывать о требованиях к выбранным профессиям. Аргументировать свои доводы об ответственности за выбор профессии. Дискутировать, высказывать своё отношение по проблемам, волнующим молодежь. |
Республика Татарстан. (12 часов) Достижения Татарстана в области экономики, культуры и искусства, образования. Межнациональное и межконфессиональное согласие и мир в Республике Татарстан. Выдающиеся личности татарского народа (композиторы, художники, певцы, артисты, поэты, писатели, просветители). Казань – культурный и исторический центр. Вклад Татарстана в развитие мирового спорта. Международные связи Республики Татарстан. | Сообщать, вести диалог о достижениях Татарстана в области экономики, культуры и искусства, образования. Рассуждать и высказывать свое мнение о межнациональном и межконфессиональном согласии в Республике Татарстан. Вести диалоги о выдающихся личностях татарского народа (композиторах, художниках, певцах, артистах, поэтах, писателях, просветителях). Охарактеризовать Казань как культурную и спортивную столицу России. Донести информацию через диалог о международных отношениях РТ. |
Семейные ценности. (11 часа) Нормы взаимоотношений среди молодёжи. Совместный отдых. Ответственное отношение к созданию семьи. Современные проблемы в семейных отношениях. Обязанности родителей перед детьми, детей – перед родителями. Сироты. Детские дома. | Вести беседу о пробуждении первых чувств, о бережном отношении к ним, об ответственности каждого за сохранность чувств. Обсуждать проблему настоящей любви, семейных ценностей. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата | Примечение |
план | факт |
Республика Татарстан. (12 часов) |
1 | Изъявительное наклонение. Вежливые слова. | 7.09 | | |
2 | Формы единственного и множественного числа существительного. | 14.09 | | |
3 | Республика Татарстан. | 21.09 | | |
4 | Монологическая речь : «Национальный состав Республики Татарстан». | 28.09 | | |
5 | Ударение в татарском языке. | 5.10 | | |
6 | Достижения Татарстана в области экономики. | 12.10 | | |
7 | Достижения Татарстана в области культуры и искусства. | 19.10 | | |
8 | Достижения Татарстана в области образования. | 26.10 | | |
9 | Монологическая речь «Выдающиеся личности татарского народа (композиторы, художники, певцы, артисты)». | 9.11 | | |
10 | Выдающиеся личности татарского народа (поэты, писатели, просветители) Проект. | 16.11 | | |
11 | Казань – культурный и исторический центр. | 23.11 | | |
12 | Международные связи Республики Татарстан. | 30.11 | | |
В мире профессий. (11 часов) |
13 | Монологическая речь «В мире профессий». | 7.12 | | |
14 | Диктант. Диалогическая речь: “Устройство на работу” | 14.12 | | |
15 | “Самый прекрасный человек” Работа с лексико-грамматическим материалом в тексте Ф.Яруллина. | 21.12 | | |
16 | Требования к выбранным профессиям. | 28.12 | | |
17 | Работа с лексико-грамматическим материалом в тексте “ЕГЭ”. Имя действия | 18.01 | | |
18 | Экономическая жизнь. | 25.01 | | |
19 | Новые профессии. | 1.02 | | |
20 | Проблемы, волнующие молодежь. | 8.02 | | |
21 | Работа с лексико-грамматическим материалом в тексте “Вы знаете ?” | 15.02 | | |
22 | Диалогическая речь: “Высшие учебные заведения” | 22.02 | | |
23 | Аффиксы однородных членов предложений | 1.03 | | |
Семейные ценности. (11 часа) |
24 | Работа с лексико-грамматическим материалом в рассказе Р.Файзуллина “Любовь”.Категория принадлежности. | 8.03 | | |
25 | Нормы взаимоотношений среди молодёжи.Работа с лексико-грамматическим материалом в рассказе “Любовь 21 века” | 15.03 | | |
26 | Организация монологической и диалогической речи на тему “Проблема настоящей любви” | 22.03 | | |
27 | Работа с лексико-грамматическим материалом в стихотворении Р.Гаташа “Будем мужчинами” | 12.04 | | |
28 | Диалогическая речь: “Совместный отдых”. | 19.04 | | |
29 | Монологическая речь :Ответственное отношение к созданию семьи. | 26.04 | | |
30 | Организация монологической и диалогической речи на тему : “Современные проблемы в семейных отношениях». | 3.05 | | |
31 | Итоговая контрольная работа | 10.05 | | |
32 | Обязанности родителей перед детьми, детей – перед родителями | 17.05 | | |
33 | Сироты. Детские дома | 24.05 | | |
34 | Организация монологической и диалогической речи на тему “Семейные ценности” | 24.05 | | |