Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №3
Приложение к ООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
направление: социальное
«Школа добрых дел»
2 класс
2020-2021 учебный год
Составитель: Артюх О.С..
(Ф.И.О.)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
г. Калининград
2020
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
направление: социальное
«Школа добрых дел»
2 класс
2020-2021 учебный год
Программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 2 классов на основе Закона об образовании РФ № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Основная цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 2020-2021 учебный год. Общее количество часов – 68, из расчета 2 часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Школа добрых дел» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность разносторонне раскрыть индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке;
-развить у детей интерес к различным видам деятельности;
-желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;
-умению самостоятельно организовать своё свободное время;
- создание условий для развития познавательных способностей школьников, их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности;
- создание условий для формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
Выпускник получит возможность научиться:
- навыкам общественно-полезной деятельности;
-формированию способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;
-развитию организационных и коммуникативных компетенций, механизмам эмоционально-волевого регулирования поведения, основам личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
Выпускник получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
Метапредметные результаты:
-приобретение школьником социальных знаний;
-понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-приобретение навыков групповой работы;
- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
-поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения: о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
-способность регулировать собственную деятельность;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
-приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях слышать себя и других;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Выпускник получит возможность научиться:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-донести свою позицию до других;
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема № 1 Учимся жить вместе. (8ч)
Учимся жить вместе. - 2ч
Беседа об индивидуальности и неповторимости каждого человека. Умение понимать и уважать окружающих людей. Игры на сплочение коллектива.
О чём я мечтаю. - 2ч
Беседа о планах на будущее, способах реализации этих планов. Конкурс рисунков о мечте. Выставка рисунков.
Что мне интересно. - 2ч
Подготовка к защите своего проекта. Хобби, мои увлечения. Презентация своих увлечений.
Знать формы и правила защиты проекта.
4. Проект «Я умею, я могу, я хочу». - 2ч
Защита проекта. Защищать проект. Отвечать на вопросы.
Тема № 2 О добром отношении к людям - (24ч)
5. День рождения нашей семьи. - 2ч
Беседа о ценностях семьи. Изображение своей семьи (рисунок, поделка).
Выставка рисунков.
6. Моя семья – это… - 2ч
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Составление генеалогического древа.
7. Красные даты нашего календаря. - 2ч
Семейные традиции, праздники. Обсуждение семейных дат, чем они важны. Составление классного календаря. Проект «Моя семья».
8. Мир вокруг меня. - 2ч
Беседа об окружающем мире (людях, животных, растениях), о бережном отношении к тому, что тебя окружает.
9. Правила поведения в обществе. - 2ч
Правила поведения в общественных местах. Разыгрывание ситуации «Мы в автобусе» .Моделирование ситуации «Покупатель - продавец».
10. О невежах и вежливости. - 2ч.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.
11. Что значит быть ответственным. - 2ч
Рассмотрение понятия «ответственность» и способах развития у себя этого качества. Учение как основной труд и обязанность школьника. Прилежание и старательность в учении и труде.
12. О лени и лентяях. - 2ч
Понятия «труд», «дело», «безделье», «лень». Значение труда в жизни людей. Труд и лень в сказках. Сказка «Сказка про лентяя Ваню».
13. Об аккуратности. - 2ч
Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе.
14. Об обидах и причинах обид.- 2ч.
Обсуждение жизненных ситуаций, их инсценировка.
15. Эгоисты. Кто они такие? - 2ч
Понятие «эгоизм». Беседа об эгоизме. Обсуждение жизненных ситуаций.
16. Правда и ложь – кто они? - 2ч
Правда и ложь в отношениях между людьми. Игра «Правда – ложь».
Тема № 3 Как стать хорошим человеком- (14ч)
17. Что такое характер? - 2ч
Беседа о том, что такое характер. Упражнения в развитии у себя тех или иных черт характера.
18. Что значит в жизни похвала. - 2ч
Беседа на тему «Как и за что меня можно похвалить».
19. О жадности и жадных. - 2ч
Беседа о жадности. Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка».
20. Что такое дружба? Друг в моей жизни. - 2ч
Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Стихотворение «Дружный класс». Кластер «Правила крепкой дружбы».
.
21. Душевность и бездушность. - 2ч
Душевность и бездушность в отношениях между людьми. Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…».
22. Школа добра. - 2ч.
Доброе, терпимое отношение к старшим. Помощь и забота по отношению к старшему поколению. Изготовление сувениров и подарков бабушкам и дедушкам.
23. Проект «Доброе дело». - 2ч
Выбор полезной поделки, которая может помочь кому-нибудь. Изготовление данной поделки. Презентация.
Тема №4 Добрые дела .- (10ч_)
24. Помощь младшим товарищам. -2ч
Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по отношению к младшим. Изготовление поделок первоклассникам.
25. Наши руки не знают скуки. -2ч
Труд – полезная деятельность, безделье – предмет осуждения. Умение рационально распределять время для труда и отдыха. Изготовление полезных приспособлений для удобства.
26. Спешите делать добрые дела. -2ч
Доброе, терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями. Помощь и забота по отношению к ним.
Беседа о помощи людям с ограниченными возможностями.
27. Операция «Сувенир». - 2ч
Доброе, терпимое отношение к ветеранам ВОВ . Помощь и забота по отношению к ним.
Изготовление сувениров ветеранам.
28. Акция «Гнездовье птиц». - 2ч
Встречаем весну. Беседа о весне. О признаках наступления весны. О том, как помочь животным и растениям после зимы.
Помощь людей птицам. Значимость соблюдения правил поведения в лесу, на реке.
Изготовление гнёзд. Встречаем весну
Тема №5 Школьный этикет.- (12ч)
29. Правила поведения в школе. - 2ч
Беседа о правильном поведении в школе. Выставка рисунков о правильном поведении.
30. Операция «Чистый класс». - 2ч
Соблюдение чистоты и порядка в классе. Дежурство.
31. Уход за комнатными растениями в классе. - 2ч
Соблюдение чистоты и порядка в классе. Уход за растениями, находящимися в классе.
32. Книжкина больница. - 2ч
Ремонт книг. Роль книги в жизни человека. Правила бережного отношения к книгам. Стихотворение « Как мы жили бы без книг?». Ремонт книг.
33. Поделка для будущих первоклассников.- 2ч.
Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по отношению к младшим. Изготовление поделок для будущих первоклассников. Выставка поделок.
34.Чему мы научились в «Школе добрых дел»?- 2ч
Моральные нормы и правила поведения. Итоговое занятие. Игры. Тест на знание правил поведения в общественных местах. Конкурс рисунков.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Учимся жить вместе. | 8 |
2 | О добром отношении к людям. | 24 |
3 | Как стать хорошим человеком. | 14 |
4 | Добрые дела | 10 |
5 | Школьный этикет. | 12 |
| Итого | 68 |