СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета чтение»

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

УТВЕРЖДЕНА

Директор

_________/Л.Г.Марченко/

Приказ

от «01» сентября 2023 г.

№__1-__________

СОГЛАСОВАНА

Заместитель

директора по УВР

_______/ О.В.Королева/

«__01_»_сентября___2023 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Руководитель МО

__________ /О.С.Дюльдина/

Протокол

от «_01_»__сентября_ 2023 г.

№__1_________________




























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Чтение»


ученика Цыганова Сергея

6 «Б» класс

(индивидуальное обучение)


на 2023 – 2024 учебный год


Составитель: Учитель – дефектолог

Новикова Ульяна Игоревна





г. Железногорск

2023 г.




1. Пояснительная записка

Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся данной категории.

Нормативно-правовая основа рабочей программы:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант, приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Учебный план образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант ФГОС) 5-7 класс на 2023-2024 учебный год, приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2023-2024 учебный год, приказ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1-261 от 26.05.2021 г.

  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ № 1-254 от 31.08.2017 г.

  • Приказ «Об индивидуальном обучении на дому Цыганова Сергея № 1- от 01.09.2023г.

  • Индивидуальное обучение организовано на основе заключения ПМПК от 11.04.2016 г., протокол № С 140/65.

Основная цель обучения учебного предмета чтение - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются:

- воспитание у обучающихся интереса к чтению;

- формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

- формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

- развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.

Программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, овладение профессионально-трудовыми знаниями и навыками, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общественных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

  • Коррекционные задачи, решаемые в ходе уроков чтения:

  1. Коррекция и развитие связной устной речи;

  2. Коррекция и развитие памяти;

  3. Обогащение словаря;

  4. Коррекцию нарушений эмоционально-личностной сферы;

  5. Развитие слухового восприятия;

  6. Коррекция и развитие мыслительной деятельности;

  7. Коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы;

  8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях и навыках.

  • Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока чтение:

  1. Сообщение учащимся определенных знаний о профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;

  2. Информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями- об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах прфессионального роста и др.;

  3. Формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно- к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;

  4. Формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, базирующихся на осознании социально-экономических потребностей общества.

Инвариантный модуль «Школьный урок» реализуется через потенциал урока с учётом возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся.


Инвариантный модуль «Школьный урок»


В рамках Модуля воспитательный потенциал урока реализуется через следующие составляющие:


Воспитательное воздействие через содержание урока.


Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя

С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей использование специальных форм проведения уроков:

игра «Волшебный конверт»;

урок-конкурс;

урок творчества;

Урок-игра «Следствие ведут знатоки»;

аукцион знаний; урок фантазирования;

урок-игра;

урок-диалог





и технологий обучения:

технология личностно ориентированного обучения; технология развития критического мышления через чтение и письмо; технология сотрудничества; здоровьесберегающие технологии; ИКТ


Использование случайно возникающих и специально созданных воспитывающих ситуаций:

  • авансирования доверием А.С.Макаренко),

  • свободного выбора (О.С.Богданова, Л.П.Катаева и др.),

  • непринужденной принудительности (Т.Е.Конникова),

  • эмоционального заражении (А.Н.Лутошкин),

  • соревновательная (А.Н.Лутошкин),

  • соотнесения (Х.Й.Лийметс),

  • успеха (В.А.Караковский, О.С Газман, А.С.Белкин),

  • творчества (В.А.Караковсвий) и другие.

Воздействие личным примером самого учителя


Реализация воспитательного потенциала на уроке реализуется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно -историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

1.2 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

1.3 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

1.4 опыт социальной и межкультурной коммуникации;

1.5 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.1 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

2.2 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

2.3 уважительное отношение к традиционным религиям;

2.4 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

2.5 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

2.6 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

2.7 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

3.1 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

3.2 ценностное и творческое отношение к учебному труду;

3.3 элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

3.4 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

3.5 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

3.6 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

3.7 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

4.1 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

4.2 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально -психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

4.3 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

4.4 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

4.5 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1 ценностное отношение к природе;

5.2 первоначальный опыт эстетического, эмоционально -нравственного отношения к природе;

5.3 элементарные знания о традициях нравственно -этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

5.4 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

5.5 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

6.3 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

6.4 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

6.5 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

6.6 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.:


Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина «Чтение»: учебник для 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы – М., Просвещение, 2021 г;


2. Общая характеристика учебного предмета


Для чтения в учебнике подобраны доступные для детей произведения устного народного творчества, небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах поведения.

Рассказы содержат практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания, прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического чтения к синтетическому.

При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивируя к творческому труду и работе на результат.


Межпредметные связи. 

Прохождение программного материала по чтению тесно связано с другими учебными предметами историей, русским языком и другими предметами.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., в учебном плане ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» который является частью адаптированной основной общеобразовательной (АООП), для освоения учащимися курса «Чтение», в 5 - 9 классах выделяется в неделю 4 часа (35 недель). Всего часов за учебный год 136 часов.

Индивидуальная учебная программа рассчитана 2 урока в неделю 68 часов


Образовательная область –Язык и речевая практика



4. Личностные, предметные результаты освоения

учебного предмета «Чтение»


Личностные результаты освоения программы

Осознание себя как гражданина России осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающихся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»

Минимальный уровень:
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами и по слогам ;
• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
• заучивать стихотворения наизусть 5-10 (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту (с помощью учителя).

Достаточный уровень:
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словам вслух и про себя;
• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;

• делить текст на смысловые части;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;

• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст;
• учить стихотворения наизусть 8-10 (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

• совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока и для самостоятельного чтения)
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами и по слогам ;
• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
• заучивать стихотворения наизусть 5-10 (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту (с помощью учителя).

  1. Содержание учебного предмета

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

  • присказка, зачин, диалог, произведение.

  • герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

  • стихотворение, рифма, строка, строфа.

  • средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

  • элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.

Моя Родина

3

2.

Золотая осень

16

3.

Великая радость работ

8

4.

Отечество. Верность. Братство

12

5.

Что такое хорошо. что такое плохо

5

6.

Здравствуй, гостья - Зима

8

7.

Морозы – декабрю…

31

8.

Весна - красна

17

9.

Рассказы о животных

18

10.

Рассказы, сказки, стихи для детей

19


Итого

136


п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.

Моя Родина

3

2.

Золотая осень

16

3.

Великая радость работ

8

4.

Отечество. Верность. Братство

12

5.

Что такое хорошо. что такое плохо

5

6.

Здравствуй, гостья - Зима

8

7.

Морозы – декабрю…

16


Итого

68

6.Тематическое планирование с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся

Темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Основные виды воспитательной деятельности

В. Песков. Отечество

1

Построение пересказа, работа с пословицами и поговорками

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

М. Ножкин. Россия

1

Аналитическое и выразительное чтение, работа над пословицами. Работа над выразительным чтением

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2,6.4

М.Пришвин. Моя Родина

1

Пересказ по плану, составление кластера

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению

Вн.чтение «Стихи о Родине»

1

Отзыв о стихотворении, обобщающая беседа

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание) п.5.1.,5.3


В. Бианки. Сентябрь

1

Рассматривание картины, составление осеннего словаря

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

3.1,3.2,3.3

И.Бунин. Лес, точно терем расписной

1

Аналитическое и выразительное чтение, заучивание, творческая минута по картине

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.1

Ю.Качаев. Грабитель

1

Словарная работа, составление плана пересказа

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.4,2.7

Б. Житков. Белый домик

2

Составление плана и построение пересказа, озаглавливание частей, работа по рисунку, иллюстрирование рассказа

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.2.,2.4,2.6

А. Белорусец. Звонкие ключи

4

Озаглавливание и пересказ частей, чтение отрывка и сравнение образов

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.4,2.7

К.Паустовский. Заячьи лапы

3

Озаглавливание частей, работа по иллюстрациям, отзыв о произведении, мини-сочинение «Может ли быть дружба между человеком и животным?»



3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

3.1,3.2,3.3

И.Тургенев. Осенний день в березовой роще

1

Пересказ-описание по тексту, работа по картине


Е.Носов. Хитрюга

2

Чтение по ролям, сравнение описательных картин

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

В.Бианки. Октябрь

1

Беседа по наблюдениям, составление таблицы


Сочинение «Осень в родном крае»

1

Работа по тематическим страницам, выборочное чтение

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2,6.4

С.Михалков. Будь человеком

1

Аналитическая беседа, выразительное чтение

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

УРР «Мои друзья в природе»

1

Составление рассказа

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2,6.4

Б.Заходер Петя мечтает

1

Этическая беседа, сравнительная характеристика, выразит.чтение

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

Д. Биссет. Слон и муравей

1

Биографическая справка, чтение по ролям

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2,6.4

Д. Биссет. Кузнечик Денди

1

Составление таблицы, чтение по ролям

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2,6.4

УВЧ по произведениям Д Биссета и Дж. Родари

1

Короткий пересказ, отзыв

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Дж. Родари. Как один мальчик играл с палкой

1

Подбор пословиц о добре, работа по иллюстрациям

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Дж.Родари. Пуговкин домик

2

Чтение по ролям, пересказ частей этическая беседа

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

УРР «Что такое доброта и что такое красота»

1

Этическая беседа, работа по пословицам, сочинение

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

Былины.Илья Муромец и Соловей- разбойник

2

Историческая справка, выразительное чтение по ролям

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.4,2.7


Ф. Глинка. Москва

1

Историческая справка

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

УВЧ «Мой любимый город - моя столица»

1

Выборочное чтение, отзывы

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

В. Бианки. Ноябрь

1

Работа по поговоркам, приметам

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

С.Алексеев. Без Нарвы не видать моря

1

Составление плана





1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

С. Алексеев. На берегу Невы

1

Историческая справка, пересказ по плану

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.4,2.7


С. Алексеев. Рассказы о русском подвиге

2

Историческая справка, чтение по ролям, характеристика и сравнение образов

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

Е. Холмогорова. Великодушный русский воин

4

Историческая справка ,работа по иллюстрации, словарная работа, пересказ частей, сочинение

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.4,2.7


УВЧ «Дорогая моя Русь»

1

Работа по тесту

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

Н. Носов. Как Незнайка сочинял стихи

1

Чтение по ролям, этическая беседа


Е. Пермяк. Тайна цены

2

Составление плана


По Д.Гальперину. Здравствуйте!

1

Этическая беседа, пересказ по плану


В. Бианки. Декабрь

1

Беседа по наблюдениям, по народным приметам, загадкам

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

Е.Благинина. Новогодние загадки

1

Подбор загадок


А. Никитин. Встреча зимы

1

Выразительное чтение

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

А.Дорохов.Теплый снег

1

Устный рисунок, описание карт.


А. Пушкин. Вот север тучи нагоняя

1

Выразительное чтение, заучивание, устный рисунок


Д. Хармс. Пушкин

1

Чтение по ролям, викторина, вопросы-ответы по картинам


В. Бианки. Январь

1

Беседа по наблюдениям, народным приметам

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

Х.-К.Андерсен. Ель

3

Озаглавливание, составление плана пересказа, беседа о традиц


А.Чехов. Ванька

2

Словарная работа, работа по картине, сочинение

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

УРР. Работа по картине С.Маковского «Свидание»

1

Устное описание картины


УРР по теме «Зима»

1

Беседа о традициях, викторина, описание картины, сочинение


Стихи И.Никитина И.Сурикова

1

Выразительное чтение, заучивание, работа по картине

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

М. Зощенко.Лёля и Минька

1


Чтение по ролям, составление плана, викторина


М. Зощенко.Лёля и Минька

1

Чтение по ролям, составление плана


Ю.Рытхэу. Пурга

2

Составление плана пересказа, оценка поступков


Ю.Дмитриев. Таинственный ночной гость

1

Чтение, беседа о истории и обычаях ненецкого народа


Ю.Дмитриев. Таинственный ночной гость

1

Самостоятельное ознакомление с текстом, тематический диалог-цепочка

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

В.Бианки. Февраль

1

Беседа по наблюдениям, народным приметам, составление таблицы- народного календаря, рассказ об истории создания картины

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

С. Маршак. Двенадцать месяцев

4

Чтение по ролям, рассматривание иллюстраций, таблица-характеристика образов, просмотр фильма, репетирование эпизода


Х.-К. Андерсен. Снежная королева

9

Озаглавливание и пересказ частей, проект-характеристика образов по группам


С. Смирнов. Первые приметы

1

Индивидуальное и хоровое выразительное чтение, заучивание

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

УВЧ по теме «Моё любимое время года - весна»

1

Составление литературно-тематической стр., составление плана и рассказа

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

Урок творческого письма «Моё любимое время года - весна»

1

Сочинение

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

В.Бианки. Март

1

Беседа по наблюдениям, по народным приметам, по картине, отгадывание загадок в кроссворде

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

В. Песков. Весна идет

1

Выразительное чтение, устное словесное рисование, составление таблицы

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

УРР с описанием картины

2

Составление тематической страницы, описание картины

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

М. Пришвин. Жаркий час

1

Защита ученических проектов

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

Г. Скребицкий. Весенняя песня

2

Чтение по ролям, составление плана соотнесение иллюстрации с текстом

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

В. Жуковский. Жаворонок

1

Выразительное чтение, заучивание

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

А.Толстой. Детство Никиты

1

Выборочное чтение и пересказ прочитанного

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

А.Твардовский. Как после мартовских метелей

1

Заучивание

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

А. Плещеев. И вот шатёр свой голубой

1

Устное рисование (поэтапное), выразительное чтение

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

В. Бианки. Апрель

1

Беседа по наблюдениям, о народных приметах

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

УВЧ «Детская поэзия»

1

Чтение и анализ стихов, ознакомление с выразительными средствами языка поэзии

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

УРР с описанием картины по теме «Весна»

1

Работа по картине: составление тематической страницы и описание картины

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

К. Паустовский. Стальное колечко

3

Чтение по ролям, выборочное чтение, озаглавливание частей, прослушивание фонозаписи

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

УРР «Страницы о детях войны»

1


Чтение и анализ стихов и произведений

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

В. Астафьев. Злодейка

2

Выборочное чтение, составление плана, построение пересказа по плану, работа по иллюстрации

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1.5.2,5.4

Е. Баронина. Рассказы про зверей

2

Беседа о животных, составление мини-рассказа «Как я ухаживаю за моим питомцем»

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

УВЧ «Рассказы про зверей»

1

беседа, короткий пересказ, выборочное чтение, отгадывание загадок


В. Драгунский. Кот в сапогах

1

Сравнительная работа, работа по иллюстрации

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Д. Хармс. Заяц и ёж

1

Чтение по ролям, ознакомление с другими произведениями автора

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

И. Крылов. Зеркало и обезьяна

1

Беседа по басням, чтение по ролям

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави

7

Пересказ, озаглавливание частей, составление плана, работа по готовому плану, иллюстрациям, заполнение таблицы


В. Набоков. Дождь пролетел и сгорел …

1

Выразительное и аналитическое чтение, заучивание наизусть

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

В. Бианки. Май

1

Сравнение рассказов, заполнение тематической страницы (работа над цитатами и приметами)

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

М. Дудин. Наши песни спеты на войне

1

Историческая справка о военных песнях, прослушивание, выразительное чтение

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

УВЧ «Стихи военных лет»

1

Беседа, выборочное чтение, прослушивание фонозаписи

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 1.2,1.5

В.Медведев. Звездолет «Брунька»

3

Деление на части и пересказ по частям, озаглавливание частей

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 1.2,1.5

К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками

2

Составление плана и краткий пересказ по плану, прослушивание музыки

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Промежуточная аттестация. Проверка техники чтения

1

Проверка техники чтения, анализ


А. де Сент –Экзюпери. Маленький принц

2

Работа над пословицами и поговорками, характеристика дружбы Лиса и Маленького принца, зарисовка по сказке

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

В. Астафьев. Зорькина песня

1

Прослушивание фонозаписи, работа по картине

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Н. Рыленков, Нынче ветер, как мальчишка весел

1

Выразительное чтение и заучивание наизусть, аналитическая работа со стихами

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Урок-обобщение по теме «Делать счастье для других»

1

Беседа, выборочное чтение, составление кластера и таблицы

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1,1.2,1.5

Подведение итогов за год

1


Тестирование



7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебники и учебные пособия:


Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) / Под ред. И. М. Бгажноковой – М. Просвещение,2010.


Учебники и учебные пособия: Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

Ильина С.Ю., Головкина Т.М. «Чтение»: учебник для 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы – М., Просвещение, 2023 г;


И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина «Чтение»: учебник для 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы – М., Просвещение, 2021 г;


А.К. Аксёнова «Чтение»: учебник для 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы – М., Просвещение, 2019 г;


З.Ф. Малышева «Чтение»: учебник для 8 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы – М., Просвещение, 2018 г;


А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова «Чтение»: учебник для 9 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы – М., Просвещение, 2018 г;


Учебно-методическая литература:


1.Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками: пособие для учителя под редакцией Г. Ф. Кумариной - М., 2000г.


2. Г. В. Алексеева «Обучение чтению в специальной коррекционной школе». – ЯГПУ, 2010.


3. Никитина М. И. Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно –методическое пособие. Серия «Коррекционная педагогика»


4.Городилова В.И. Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА,2005г.


5.Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник.Москва.Наука.1997г.


6.Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи.Москва. Просвещение.1992г.


Дидактический и методический материал:

наборы предметных картинок;

наборы сюжетных картинок по отдельным темам;

различные виды словарей;

репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;

опорные таблицы по отдельным изучаемым темам

дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

наборы ролевых игр.

Медиаресурсы:

http://festival.1 september.ru

http://pedsovet.su

http://www.proshkolu/ru

http://rus.1september.ru/

http://InternetUrok.ru

www.spravka.gramota.ru.

http://www.proshkolu.ru

Оценочные материалы

Текущая аттестация полученных знаний проходит на каждом уроке в виде опроса, беседы, проверки техники чтения. Промежуточная аттестация – в конце каждой учебной четверти.

Оценочные материалы промежуточной аттестации представлены в виде текстов.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

Текст для проверки техники чтения 6 класс (сентябрь)

Чёрные руки.

Бабушка замесила белое тесто. Оно пышное, мягкое.

Юра попросил испечь ему голубя. Бабушка начала лепить птицу из белого теста.

Юра не мог отвести глаз от бабушкиных рук. Словно впервые увидел он, что руки

у бабушки чёрные, сухие, сморщенные, с тонкими подвижными пальцами.

Видит Юра, как появляется у голубя головка, крылышки. Каждое крылышко

лёгкое и хрупкое.

Достала бабушка, голубя из печки. Он белый, нежный. Вот-вот взлетит.

Юра спросил, почему руки у бабушки чёрные-чёрные, а голубь белый-белый.

- если бы у меня были белые руки, не было бы ни пышного теста, ни белого голубя, -

тихо сказала бабушка.

Вопросы:

1. Какое тесто замесила бабушка?

2. Какие руки у бабушки?

3. Что ответила бабушка на вопрос Юры? Почему она так сказала?

Текст для проверки техники чтения (декабрь)

"Купание медвежат." В.В. Бианки

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск

сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая

медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун - её годовалый сын, медвежья

нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай

окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его,

пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун

догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого. Полоскал, полоскал его

- да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг

подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх

надавала, что он, бедный, взвыл.

Вопросы:

1. Кто шёл по берегу реки?

2. Кто такой пестун?

3. Что он делал с медвежатами?

Текст для проверки техники чтения (май)

Золотой луг. М. Пришвин

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества

цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво!

Луг – золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный.

Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Тогда я

пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно

если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли

бы жёлтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и

от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что

спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Вопросы:

1. Почему луг был золотой?

2. Что увидел автор рассказа, когда встал рано?

3. Почему одуванчик стал одним из самых интересных цветов?




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!