СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" для 1 класса вариант 8.3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность предмета «Мир природы и человека» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений.

     Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" для 1 класса вариант 8.3.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность предмета.

Актуальность предмета «Мир природы и человека» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений.

Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».

Основания разработки рабочей программы:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;

  • Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.


Срок реализации рабочей программы

Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся. Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.


Основная цель предмета заключается в формировании у обучающихся с РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.


Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • развивать полисенсорность восприятия объектов;

  • учить практическому взаимодействию обучающихся с РАС с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

  • способствовать накоплению представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

  • закреплять представления, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

  • добиваться постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем;

  • формировать представления об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;

  • развивать способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.


  1. Общая характеристика учебного предмета

«Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения (первый класс, 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь

Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

Неживая природа

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

Живая природа

Растения

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы

Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Животные

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

Человек

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка

Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.


  1. Описание учебного предмета в учебном плане.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Мир природы и человека» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На индивидуальное изучение курса в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

  • элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

  • положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,

  • невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

  • различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

  • формирование элементарных представлений о красоте;

  • формирование умения видеть красоту природы и человека;

  • представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Личностные результаты

1)  положительное отношение к школе;

2) развитие мотивации к обучению;

3)  овладение элементарными социально-бытовыми навыками;

4)  сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях;

5) принятие социальной роли обучающегося;

6) развитие чувства доброжелательности;

7) сформированность соответствующих возрасту навыков здорового образа жизни;

8) развитие элементарных представлений об окружающем мире;

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальный

-правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

-различать объекты живой и неживой природы;

-выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

-называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

-называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Достаточный

-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях;

-выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы;

-классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам;

-замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них;

-уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



  1. Содержание учебного предмета.


Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»). Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

Неживая природа

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце – источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе: Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года.

Живая природа

Растения

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Животные

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение

Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.


  1. Учебно – тематическое планирование

    Наименование разделов

    Количество часов



    Неживая природа

    6

    Сезонные изменения в природе

    11

    Живая природа

    16

    Итого

    33

  2. Календарно - тематическое планирование на 33 часа

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Дата

Характеристика видов деятельности

1

Введение. Живая и неживая природа.

1


Рассматривать иллюстрации.

Приводить примеры живой и неживой природы. Отвечать на вопросы учителя.

2

Неживая природа.

Земля и Солнце.

1


Рассматривать рисунок. Находить и показывать объекты живой и неживой природы.

3

День и ночь.

1


Рассматривать рисунки.

Показывать на рисунках день и ночь.

4

Сутки.

1


Рассматривать схемы.

Составлять рассказ по рисунку.

Находить несоответствия. Определять время суток по иллюстрации.

5

Значение Солнца.

1


Зарисовывать объекты природы.

Отгадывать загадки. Раскрашивать картинки с изображением солнца.

6

Солнце и жизнь растений.

1


Определять время года по изображению. Составлять предложения по опорным картинкам.

7

Времена года.

Осень. Признаки осени.

1


Рассматривать картинки. Находить рисунок в соответствии с темой. Работа с Календарем природы. Работа над опорными словами (осень, листопад)

8

Растения осенью. Изменение окраски листьев, листопад.

1


Находить признаки объектов по рисункам. Составлять предложения с опорой на схему, иллюстрацию.

9

Животные осенью. Медведь, заяц.

1


Рассматривать рисунки с изображением животных. Сравнивать животных по размеру, образу жизни. Раскрашивать рисунки с изображением животных.

10

Грибы: мухомор, подберезовик.

1


Различать грибы по внешнему виду, называть. Строение гриба, раскрашивание.

11

Растения.

Растения. Строение и сходство растений.

1


Находить на иллюстрациях объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник).

Рассматривать схемы строения растений.

12

Разнообразие цветов.

1


Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником.

13

Плоды растений.

1


Составление рассказа по картинке "Сбор урожая", работа с раздаточным материалом; работа с учебником.

14

Овощи и фрукты.

1


Узнавание и называние овощей и фруктов. Отгадывание загадок. Раскрашивание картинок.

15

Зима. Признаки зимы.

1


Работа с сюжетными картинками, работа с учебником и рабочей тетрадью.

16

Наблюдение и описание зимующих птиц: ворона, воробей.

1


Узнавать и называть птиц. Описание птиц по картинному плану.

17

Одежда и занятия детей зимой

1


Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы, классификация предметов одежды, дид. Игра «Одень куклу»

18

Животные.

Общие представления о мире животных, их разнообразии.

1


Рассматривать животных на картинках и презентации.

Называть знакомых животных.

Отгадывание загадок. Раскрашивание картинок

19

Животные. Строение и сходство животных.

1


Сравнение животных по размеру, образу жизни.

Выделять и показывать части тела.

20

Различение животных.

1


Работа с трафаретами; составление предложений по картинкам.

21

Детёныши животных.

1


Узнавание и называние детёнышей животных.

Составление описательного рассказа по картинкам, работа с учебником

22

Домашние животные.

1


Узнавание и называние домашних животных.

Заучивание стихотворений о домашних животных; рассматривание картинок.

23

Дикие животные.



Узнавание и называние диких животных.

Работа с трафаретами; заучивание стихотворений о диких животных.

24

Весна. Признаки весны.

1


Наблюдать за сезонными изменениями в природе; отгадывать загадки.

Работа с Календарём погоды.

25

Растения весной.

1


Составление описательного рассказа по картинкам, работа с учебником

26

Одежда и занятия детей весной.

1


Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы, классификация предметов одежды, дид. Игра «Одень куклу»

27

Человек.

1


Работа с учебником; определение частей тела человека по рисунку, называние. Показывать части тела на кукле и на себе.

28

Части тела человека.

1


29

Гигиенические навыки.

1


Участие в беседе о правилах опрятности; просмотр мультфильма "Мойдодыр"; составление предложений по сюжетным картинкам.

30

Лето. Признаки лета.

2


Описание времени года по опорным картинкам; разучивание стихотворений о временах года.

Дид. игра «Когда это бывает?»

31

Съедобные ягоды.

1


Различать и называть съедобные ягоды.

Игра «Лото». Раскрашивание картинок.

32

Насекомые.

1


Узнавать и называть опасных насекомых, приносящих вред человеческому организму.

Отличать насекомых от других групп животных.

33

Одежда и занятия детей летом.

1


Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы, классификация предметов одежды, дид. Игра «Одень куклу»


  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основная литература

  • С.В. Кудрина «Окружающий мир» 1 класс. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, Владос, 2017

  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.  1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.

  • С.В. Кудрина Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир в 1-4 кл.» М. Владос, 2014.

Дополнительная литература

  • Шевченко С.Г. «Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития». Учебное пособие. М., Просвещение, 1990.


Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

8

Монитор

3

9

Системный блок

3

10

Клавиатура

3

11

Мышь оптическая

3

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1


Экранно-звуковые пособия

Слайды соответствующего содержания.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое оборудование

  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

  • наборы предметных и сюжетных картинок;

  • карточки для индивидуальной работы;

  • дидактические игры;

  • мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор;

  • наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);

  • объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан);

  • предметы и игрушки для развития речевого дыхания (листочки, ватные шарики, дудочки, и др.);

  • настольные игры.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!