СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с примерной программой  общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный  институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов  и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии:   23.01.03   Автомеханик.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности»


Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности




по специальности 23.01.03 Автомеханик



















Надым, 2018


Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии: 23.01.03 Автомеханик.



Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»).



Составитель:

Давыдович Юрий Владимирович - преподаватель-организатор ОБЖ, высшей квалификационной категории.



































СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии:

23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины ОБЖ направлено на достижение следующих целей:

- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

-обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь;



- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении

  • обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних

и внутренних угроз;

− готовность к служению Отечеству, его защите;

− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

метапредметных:

− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

− обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

− выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

− формирование установки на здоровый образ жизни;

− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки

предметных:

− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях

и их профилактике;



1.4. ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

--------------------------------

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

У-1. организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

У-2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

У-3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

У-4. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У-5. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

У-6. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

У-7. оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З-1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

З-2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

З-3. основы военной службы и обороны государства;

З-4. задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

З-5. способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

З-6. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

З-7. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

З-8. область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

З-9. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы

учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

72

В том числе:


Практические занятия

26

Самостоятельная работа обучающегося

36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
































2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1 Курс-1 Семестр- 38 ч. Практические работы- 13ч. Самостоятельные работы-17ч

1

2

3

4

РАЗДЕЛ I. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

5


Тема 1. Введение. Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и порядке проведения занятий.

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

Содержание учебного материала


Автономное существование. Действия людей в ситуациях связанных с авариями транспортных средств. Потеря ориентировки на местности

1

2

Ориентирование на местности. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.

1

Самостоятельная работа №1. Доклад: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

1

3

Тема 2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Содержание учебного материала


2

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Административная ответственность несовершеннолетних.

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.

Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. Иные меры, применяемые к несовершеннолетним.

1


Практическая работа(реферат) №1. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

3

Тема 3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Содержание учебного материала



Вредные привычки и их социальные последствия. О вредных привычках.

1. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

2. Курение и его влияние на состояние здоровья.

1


2-3

Практическая работа(реферат) №2. Вредные привычки, их влияние на здоровье.

1

3

Тема 4. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Содержание учебного материала



1. Наркотики и наркомания, социальные последствия. Характеристика наиболее распространенных наркотиков

2. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

1


2

Практическая работа(реферат) №3. Профилактика наркомании.

1

3

РАЗДЕЛ II. Государственная система обеспечения безопасности населения.

6


Тема. 5. Гражданская оборона как система защиты населения от ЧС мирного и военного времени.

Содержание учебного материала



ГО, ее роль, место и задачи в условиях ЧС мирного и военного времени. Принципы организации и структура ГО РФ.

1

2

Практическая работа(реферат) №4. Опыт и проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени системой Гражданской обороны.

1

Самостоятельная работа №2. Доклад: Опыт и проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени системой Гражданской обороны.

2

3

Тема.6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Содержание учебного материала



Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в РФ.


1

2

Практическая работа(реферат) №5. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО РФ. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.


1

2

Самостоятельная работа №3. Доклад: Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО РФ.

2

3

Тема.7. План действий в чрезвычайных ситуациях и план ГО образовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Содержание учебного материала



Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении.

1

2

Обязанности учащихся при возникновении ЧС.

1

Самостоятельная работа №4. подготовка устного сообщения: Обязанности учащихся образовательного учреждения при возникновении ЧС.

2

3

РАЗДЕЛ III. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

5


Тема.8. Современные боевые средства и их поражающие факторы. Ядерное оружие и его поражающие факторы.

Содержание учебного материала



Оружие массового поражения и его поражающие факторы. Поражающие факторы ядерного взрыва.

Защита населения от оружия массового поражения.


1

2

Практическая работа(реферат) №6. Ядерное оружие и его поражающие факторы.

1

3

Тема.9. Химическое оружие.

Содержание учебного материала



Характеристики и поражающие факторы химического оружия.

1

2

Практическая работа(реферат)№7.Защита населения от химического оружия.

1

3

Тема.10. Бактериологическое оружие.

Содержание учебного материала



Характеристики и поражающие факторы бактериологического оружия.

1

2

Самостоятельная работа №5. Подготовка презентации: Характеристики и поражающие факторы бактериологического оружия.

2

3

Тема.11. Современные обычные средства поражения.

Содержание учебного материала



Высокоточное оружие. Эффективность высокоточного оружия была убедительно подтверждена в локальных войнах.

1

1

Некоторые виды неуправляемых боеприпасов. Боеприпасы объёмного взрыва. Зажигательное оружие.

1

Самостоятельная работа №6. Доклад: Современные обычные средства поражения.

2

3

РАЗДЕЛ IV. Основы обороны государства и воинская обязанность

19


Тема.12. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

Содержание учебного материала



Каково предназначение Вооруженных сил?

Что составляло основу вооруженных сил в XIV—XVII вв.?

Когда была создана регулярная Русская армия?

Раскройте суть новой системы комплектования войск, введен¬ной Петром I.

Когда была введена в России всеобщая воинская повинность?

Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе.


1

2

Практическая работа (подготовка реферата)№8. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

3

Тема.13. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода ВС РФ. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Содержание учебного материала



Виды и рода войск ВС РФ их структура и предназначение.

1

2

Практическая работа(подготовка реферата) №9. Структура Сухопутных войск ВС РФ, их состав и предназначение.

1

Самостоятельная работа №7. (подготовка к устному сообщению): Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

2

3

Тема.14. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода ВС РФ. Военно-Воздушные силы. Военно-Морской Флот.

Содержание учебного материала



Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации.

Организационная структура и назначение Военно-Воздушных Сил и Военно-Морского Флота ВС РФ.


1

1

Практическая работа(подготовка реферата) №10. Военно-Воздушные силы. Военно-Морской Флот. Их структура и предназначение.

1

3

Тема.15. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода ВС РФ. Ракетные войска стратегического назначения. Воздушно-десантные войска. Космические войска.

Содержание учебного материала



Комплектование Вооруженных сил личным составом.

Ракетные войска стратегического назначения. Воздушно-десантные войска. Космические войска. Их состав и предназначение.


1


2

Практическая работа(подготовка реферата) №11. Воздушно-десантные войска, ратные подвиги ВДВ.

1

3

Тема.16. Общая характеристика других войск, их состав и предназначение.

Содержание учебного материала



Характеристика и состав других войск ВС РФ.

Структурный состав других войск.

1


1

Самостоятельная работа №8. (подготовка к устному сообщению): Характеристика и состав других войск ВС РФ.

2

3

Тема.17. Памяти поколений – дни воинской славы России.

Содержание учебного материала



Дни воинской славы России – дни славных побед.

1

3

Формы увековечения памяти воинов России.

1

Самостоятельная работа №9. (подготовка к устному сообщению): Дни воинской славы России – дни славных побед.

2

3

Тема.18. Патриотизм и верность воинскому долгу- качества защитника Отечества.

Содержание учебного материала



Родина – это географическое пространство, где человек родился, а также социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре.


1

1

Практическая работа(подготовка реферата) №12. Духовное и нравственное начало Патриотизма.

1

3

Тема.19. Особенности прохождения службы в различных видах вооруженных сил и в родах войск в мирное и военное время.

Содержание учебного материала



Требования, которые предъявляются к призывнику, готовящемуся к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности.

1

2

Практическая работа(подготовка реферата) №13. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям.

1

1 Курс – 2 семестр 34ч. Практические работы- 13ч. Самостоятельные работы-19ч




Тема.20. Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учёт.

Содержание учебного материала



Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу

1

2

Организация медицинского освидетельствования.

1

Самостоятельная работа №10. (подготовка к устному сообщению): Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учёт.


1

3

Тема.21. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений.

Содержание учебного материала



Каково значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

1

3

Практическая работа (подготовка реферата) №14. Боевые традиция Российской Армии и Флота.

1

Самостоятельная работа №11. (подготовка к устному сообщению): Боевые традиция Российской Армии и Флота.

2

3

Тема.22. Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках Размещение и быт военнослужащих.

Содержание учебного материала.



Обязательная подготовка граждан к военной службе.

1

1

Практическая работа (подготовка реферата) №15. Овладение военно-учетными специальностями.

1

Самостоятельная работа №12. (подготовка презентации): Основы подготовки гражданина к военной службе.

2

3

Тема.23. Огневая подготовка. Устройство автомата Калашникова.

Содержание учебного материала.



История создания автомата Калашникова. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Меры безопасности при изучении материальной части оружия. Назначение, боевые свойства и общее устройство АК-74.


1

2

Практическая работа (подготовка реферата) №16. История возникновения стрелкового оружия России.

1

3

Тема.24. Огневая подготовка. Устройство автомата Калашникова.

Содержание учебного материала



Практическая работа (подготовка реферата) №17. Меры безопасности при проведении учебных стрельб. Назначение, устройство и принцип работы автомата Калашникова. Боевые свойства автомата Калашникова.


1

2

Практическая работа (подготовка реферата) №18. Тренировка в неполной разбоке и сборке автомата.

1

3

РАЗДЕЛ V. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14ч.


Тема.25. Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях.

Содержание учебного материала



Общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

1

Практическая работа (подготовка реферата) №19. Первая медицинская помощь при ранениях.

1

Самостоятельная работа №13. (подготовка презентации): Основы подготовки гражданина к военной службе.

2

3

Тема.26. Кровотечения. Первая медицинская помощь.

Содержание учебного материала



Первая помощь при кровотечениях.

1

2

Практическая работа (подготовка реферата) №20. Первая помощь при травмах.

1

Самостоятельная работа №14. (подготовка презентации): Основы подготовки гражданина к военной службе.

2

3

Тема.27. Первая медицинская помощь при ушибах, растяжении связок и вывихах.

Содержание учебного материала



Правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах.

Первичные навыки оказания первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах.


1

2

Практическая работа (подготовка реферата) №21. Правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах.

1

3

Тема.28. Переломы костей скелета.

Содержание учебного материала



Понятия о переломах, правилами оказания помощи при переломах.

1

2-3

Практическая работа (подготовка реферата) №22. Транспортная иммобилизация при переломах. Травматический шок.

1

Самостоятельная работа №15. (подготовка презентации): Основы подготовки гражданина к военной службе.

2

3

Тема.29. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте.

Содержание учебного материала



Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, приступе стенокардии, инфаркте миокарда.

Первая медицинская помощь при внезапной остановке сердца.


1

2-3

Практическая работа (подготовка реферата) №23. Основные мероприятия первой медицинской помощи при приступе стенокардии, инфаркта миокарда и острой сердечной недостаточности.

1

3

Тема.30. Экстренная реанимационная помощь при

остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

Содержание учебного материала



Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки.

Правила непрямого массажа сердца. Правила искусственной вентиляции легких.

Правила сердечно-легочной реанимации.


1

2-3


Самостоятельная работа №16. (подготовка презентации): Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности.

2

3

Тема.31. Тепловой удар. Солнечный удар. Ожоги. Отморожения и замерзание.

Содержание учебного материала



Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Первая помощь при отморожениях.

1


2

Самостоятельная работа №17. (подготовка к устному сообщению): Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Первая помощь при отморожениях.

2

3

Тема.32. Поражения электрическим током и молнией. Отравления.

Содержание учебного материала



Понятие электротравмы, признаки электротравмы, причины электротравм.

Первая помощь при ударе электрическим током

Типы отравлений. Первая медицинская помощь при отравлениях.


1

2

Самостоятельная работа №18. (подготовка к устному сообщению): Первая помощь при поражении электрическим током и молнией.

2

3

Тема.33. Инфекционные заболевания и их профилактика. Понятие об инфекционных болезнях.

Содержание учебного материала



Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Инфекции, передаваемые половым путем.

1


2

Практическая работа (подготовка реферата) №24. Инфекционные заболевания и их профилактика.

1

3

Тема.34. Причины возникновения инфекции. Механизмы передачи.

Содержание учебного материала



Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного здоровому человеку. Природно-очаговые инфекции.

Механизм передачи возбудителя. Факторы передачи. Пути передачи инфекций.


1

2

Практическая работа (подготовка реферата) №25. Классификация болезнетворных микроорганизмов. Природно-очаговые инфекции.

1

3

Тема.35. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем.

Содержание учебного материала.



Иммунитет к инфекционным болезням, формы иммунитета.

Способы экстренной и специфической помощи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем.

1


2-3

Самостоятельная работа №19. (подготовка к устному сообщению): Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем.

2

3

Диф. зачёт.


1

3

Всего:

72


Самостоятельная работа обучающихся

36


Максимальная учебная нагрузка обучающихся

108



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»;

Оборудование учебного кабинета:

-доска, компьютер;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийным сопровождением, учебная мебель, доска;

- посадочные места по числу учащихся;

- рабочее место преподавателя;

- телевизор Samsungue46d5000 (1 компл.)

-локальная сеть под управлением ОС Windows 7

- доступ к электронной библиотеке.

Оборудование лаборатории:

- Шкаф для хранения средств индивидуальной защиты;

- Учебник –безопасности жизнедеятельности – Н.В. Косолапова,

Н.А. Прокопенко- 29шт.

- безопасности жизнедеятельности – Ю.Г. Сапронов – 9шт.

-стрелковый тир (электронный),

-инструкции по охране труда и технике безопасности


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО по всем педагогическим специальностям / [Арустамов Э. А. и др.]. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2016. – 173, [1] с.: ил. – (Профессиональное образование. Общепрофессиональные дисциплины).

  2. Косолапова Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений СПО / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – М.: Академия, 2016. – 366, [1] с.: цв. ил., табл. – (Общепрофессиональные дисциплины) (Профессиональное образование).

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций / [В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский]; под ред. В. Н. Латчука. – 5-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2017. – 255 с.: ил. – (Вертикаль). (ФГОС).

  4. Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов СПО / Ю. Г. Сапронов. – М.: Академия, 2015. – 333, [1] с.: ил., табл. – (Профессиональное образование) (Общепрофессиональные дисциплины).

  5. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. ОБЖ. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 240 с.: ил., табл. – (ФГОС).

  6. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О.


  1. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 351 с., [8] л. цв. ил.: ил., табл. – (ФГОС).

  2. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 319, [1] с., [2] л. цв. ил.: ил. – (ФГОС).


Дополнительные источники:

  1. Григоренко М. М. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / М. М. Григоренко. – СПб.: СПбГУЭФ, 2013. – 112 с.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / Российская акад. наук, Российская акад. образования, изд-во «Просвещение»; [А. Т. Смирнов и др.]; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013. – 223 [1] с. : ил., табл. – (Академический школьный учебник).

  3. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / МВД России; [С. В. Петров, В. Г. Бубнов]. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000. – 94 с.: ил.

  4. Смирнов А. Т. Основы военной службы: учебное пособие: для студентов образовательных учреждений СПО / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2013. – 239,[1] с.: ил., цв. ил.

  5. Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Прикладная информатика (по областям)» и другим экономическим специальностям / Ю. Н. Сычев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 222, [1] с.: ил., табл.


Интернет-ресурсы:

  1. Art of Survival. Искусство выживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goodlife.narod.ru

  2. Все о пожарной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://0-1.ru/

  3. ГОСТ Р 22.0.02-2016. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения [Электронный ресурс]: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2016 г. № 1111-ст: взамен ГОСТ Р 22.0.02-94: дата введения 2017-01-01. – М.: Стандартинформ, 2016. – IV, 7, [1] c. – Режим доступа: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=7&month=9&year=2016&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=197034&pageK=35CA706E-93EC-4D22-8C03-823936F32D7F

  4. ГОСТ Р 51057-2001. Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний [Электронный ресурс]: государственный стандарт Российской Федерации: взамен ГОСТ Р 51057-97: введен 2002-07-01. – Режим доступа: http://base.garant.ru/3924923/

  5. Институт психологических проблем безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz

  6. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mil.ru

  7. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/

  8. ОБЖ в школе [Электронный ресурс]: Электронное научно-методическое издание для учителей ОБЖ. – Режим доступа: http://www.school-obz.org/

  9. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный текст с изменениями, внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

  10. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О безопасности» [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 28.12.2010] N 390-ФЗ: действует с 29.12.2010. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

  11. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О гражданской обороне» [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 26.12.1997] N 28-ФЗ (последняя ред.): действует с 12.02.1998. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17861/

  12. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 18.11.1994] N 68-ФЗ (последняя ред.): действует с 21.12.1994. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/

  13. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О пожарной безопасности» [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 18.11.1994] N 69-ФЗ: действует с 21.12.1994. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ и тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Тестовый контроль.


пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты

Практическая работа.

оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Оценка решения ситуационных задач и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Знания:


основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него

Контрольная работа, домашнее задание, фронтальный опрос;


потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания

Комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы

основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Фронтальный опрос, домашнее задание

основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан

Тестовый контроль, устный опрос

порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу

Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы.

состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации

Устные сообщения

основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе

Тестовый контроль, домашнее задание

основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы

Устные сообщения, домашнее задание

требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника

Фронтальный опрос

предназначение, структуру и задачи РСЧС

Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы.

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Устный опрос, домашнее задание






АННОТАЦИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа является частью общеобразовательной подготовки учащихся по ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с:

  • «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180);

  • Примерной программой учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 10.04.2008 г. и с учетом рекомендаций, содержащихся в письме от 20 октября 2010 года №12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО»;

  • Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») от 21 июля 2015г. протокол №3.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе обще профессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины систематизация знаний о государственной системе и российском законодательстве в области безопасности жизнедеятельности;

  • описание и разъяснение сути наиболее распространённых опасностей, умение избегать их и защищаться от них;

  • способность применять полученные знания и освоенные действия в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях.

1.4 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной

службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении

  • обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!