СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: СИМВОЛЫ РОССИИ. СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8–9 классов по теме «СИМВОЛЫ РОССИИ», 28.11.22г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8–9 классов по теме «СИМВОЛЫ РОССИИ», 28.11.22г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: СИМВОЛЫ РОССИИ. СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 8–9 классов по теме «СИМВОЛЫ РОССИИ», 28.11.22г.»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме

«СИМВОЛЫ РОССИИ»

Цель: на основе имеющихся знаний расширить представления обучающихся об истории официальных символов страны (герб, гимн, флаг), отражающих её суверенитет, единство прошлого и настоящего российской государственности, историческую самобытность нации, объединяющего начала государства для всех граждан.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием мультимедийных материалов (видеоролик, презентация), анализ текстовой и визуальной информации.

Комплект материалов:

– сценарий;

– методические рекомендации;

– видеоролик;

– презентационные материалы;

– иллюстративный материал;

– интерактивные задания.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная: введение в тему.

Вступительное слово учителя, показ видеоролика.

Часть 2. Основная

Раскрывается основная тема занятия – повествуется о многовековой истории отечественного герба, выполняются интерактивные задания.

Часть 3. Заключение.

Подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная: введение в тему (до 5 минут)

Учитель.

Мы с вами граждане великой страны. Как и каждое государство в мире Российская Федерация имеет свои праздники. И каждый гражданин государства должен знать их и понимать, почему они учреждены. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено празднику – Дню герба Российской Федерации. А что мы знаем об истории герба нашей страны? С какими историческими личностями связаны его появление и изменения, какая заключена в нём символика? При каких событиях используются государственные символы?

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

30 ноября отмечается День герба Российской Федерации.

Именно в этот день в 1993 году было утверждено современное изображение этого государственного символа.

Герб – это особая эмблема и главный символ России, который объединяет её народ и символически выражает историческую и культурную преемственность поколений.

Государственный герб – это один из тех сложившихся веками зримых символов, который объединяет всех граждан страны с государственной властью.

Главная задача государственной власти – защита и реализация прав граждан страны.

Государственный герб – символ государственного суверенитета нашей Родины.

В главном законе нашей страны, в Конституции Российской Федерации, установлено, что государственный герб помещается на флагах, знамёнах, денежных знаках, государственных наградах и документах к ним, в государственных учреждениях.

Общеизвестно, что все важнейшие действия, имеющие особое юридическое значение, сопровождают изображения государственного герба как национального символа, олицетворение многовековой истории, богатейшей культуры, а также важнейшего атрибута законности и защиты прав и интересов граждан.

Республики, края, области, входящие в состав Российской Федерации, также имеют свои отличительные символы – гербы.

О государственных символах слагаются стихи и песни. Поэт Владимир Орлов писал:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Учитель.

– Ребята, мы посмотрели видеоролик. Но давайте вспомним, кроме герба, какие еще государственные символы вы знаете?

Примерные ответы: гимн, флаг, герб.

– На каких зданиях располагаются герб или флаг с изображением герба Российской Федерации в вашем городе?

Примерные ответы: администрация города, дворец правосудия (городской суд), отдел полиции, военный комиссариат, здания в центре города в период праздничных мероприятий и т. д.

– Опишите изображение герба вашего региона (области, края, республики) или города (округа, ЗАТО, городского или сельского поселения)?

Примерный ответ: даётся описание соответствующего изображения символа.

Учитель благодарит обучающихся за ответы, подводит итог краткой беседе, переходя к теме появления государственного герба с примерами из учебного курса отечественной и всеобщей истории.

Спасибо вам за ваши ответы. Тема, связанная с историей символов нашей страны, занимает исключительное место в отечественной истории и культуре. Остаётся она востребованной и в наше время!

Часть 2. История российского герба.

Учитель.

С давних времён люди использовали символические изображения сначала на камне и дереве, потом на металле. Специальные знаки наносили на деньги, чтобы избежать подделок. С ходом исторического развития некоторые из этих знаков стали символизировать объединения, фамилии, роды, и наконец – государства. Великий отечественный историк и писатель Николай Михайлович Карамзин считал, что первый герб с изображением двуглавого орла начал использовать Иван III с 1497 года на своей великокняжеской печати. И с того времени гербы России менялись вместе с изменением политики и идеологии в стране.

Учитель кратко (2–3 минуты) рассказывает о создании и существовании герба в качестве государственного символа в различные периоды отечественной истории.

История Двуглавого орла

Великий князь Московский Иван III (годы правления 1462–1505) вошёл в отечественную историю как выдающийся строитель российской государственности. Он первый стал именоваться «Государем всея Руси» (1462). Страна была провозглашена наследницей Византийской империи.

Иван III был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора. На семейном гербе Палеологов размещался двуглавый орёл. Ещё одним символом Византии был всадник, поражающий копьём дракона. Эти два символа и разместились на разных сторонах царской печати.


А при царе Иване IV Грозном (1533–1584) эти два изображения были соединены. Так появилось похожее на современное изображение двуглавого орла, в середине которого расположен щит с изображением всадника, который вонзает копьё в тело дракона.

Шло время, менялись государи на русском престоле. Изменялось и изображение герба – и это естественный процесс. Государство и общество исторически изменчиво. И все эти изменения влияют на главные символы страны.

С воцарением династии Романовых, при Михаиле Фёдоровиче, в 1625 году на гербе вместо креста стала изображаться третья корона, символизировавшая присоединение Казанских, Астраханских и Сибирских земель.


В годы правления Алексея Михайловича было законодательно закреплено описание царской печати – герба.

Российский император Пётр Первый изменил герб, добавив к нему голубую ленту, такую же, как и на утверждённом им в 1698 году ордене Святого Андрея Первозванного, которого принято считать в христианской традиции святым и духовным покровителем нашей страны.

С этого времени стало предполагаться, что головы орла смотрят на восток и на запад, символизируя нераздельность обширных территорий Российской империи. По европейской традиции орёл стал чёрным. С 1720 года всадник, поражающий дракона, впервые стал считаться Святым Георгием Победоносцем.


Екатерина Первая (1725–1727) утвердила цвет российского герба: чёрный орёл на золотом фоне.


В 1857 году Александр II утвердил: «Подробные описания государственного герба, государственной печати и гербов членов Императорского Дома». Так были утверждены Большой, Средний и Малый герб.


Главные элементы герба продолжали оставаться неизменными до Февральской революции 1917 года. В феврале 1917 года в результате революции произошла смена власти и изменение политического строя России. Изменился и герб страны. На нём исчезли атрибуты царской власти и были опущены крылья орла, остался только двуглавый орёл (так называемая «билибинская птица» по имени автора эскиза нового герба выдающегося русского художника И. Я. Билибина). Полагали, что новый герб будет принят Учредительным собранием.

Но история распорядилась иначе. В октябре 1917 года политический режим снова претерпел резкие изменения. Новая власть не признавала старорежимный строй, поэтому и главный символ государства изменился.

На гербе было написано новое название государства, изображены главные символы пролетарской революции.


За время существования РСФСР герб практически не менялся, за исключением нескольких элементов в связи с изменениями в законодательстве.

С 1922 по 1991 год Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика входила в состав Союза Советских Социалистических Республик, являясь фактически основной республикой среди иных равных.

После распада Советского Союза Российская Федерация стала суверенным государством. Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 30 ноября 1993 г. № 2050 в Российской Федерации был возвращён исторический герб с изображением двуглавого орла.

Учитель. Как было сказано в начале нашей беседы, 25 декабря 2000 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный конституционный закон №2 «О Государственном гербе Российской Федерации». Федеральный конституционный закон – это не простой закон, а такой, которым регулируются главные отношения в государстве. В иерархии нормативных актов, принимаемых в Российской Федерации, такие законы по своей значимости и юридической силе стоят сразу после Конституции Российской Федерации.

Дискуссия (групповая работа)

Учитель выдаёт каждому обучающемуся карточку, на которой написан текст:

Владимир Александрович Степанов (род. 1949 г.) – советский и российский детский поэт и прозаик.

Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на Запад и Восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Учитель предлагает школьникам определить, какие чувства вызывает государственный герб Российской Федерации у современного россиянина, исходя из прочитанного стихотворения, сложившихся представлений и жизненных наблюдений. Главный вопрос, на который надо ответить ребятам, – почему автор использует прилагательные «сильный, мудрый, гордый» по отношению к гербу? Что заставляет нас им гордиться?

Комментарий: далее приводятся варианты организации деятельности обучающихся. По выбору учителя можно использовать интерактивные задания (два) или задания для работы в группах (два) с учётом особенностей класса и технических (организационных) возможностей.

Работа с интерактивным заданием №1. Классификация

Расположить в соответствующей колонке государственные символы Российской Федерации.



Работа с интерактивным заданием №2. Филворд.

Щит, орёл, скипетр, держава, герб, корона, гимн, флаг, геральдика, наследие, мощь, мудрость, объединение, всадник, дракон, копьё.

Групповая работа

Геральдика, роль цвета в геральдике. Смысловое значение флага Российской Федерации.

Форма работы: групповая.

Класс делится на 4–5 групп. Каждая группа получает цветовой маркер.

Цель: познакомить с цветовыми геральдическими обозначениями, установить по цветовому коду смысловое значение флага Российской Федерации, обучить коммуникации в малой группе.

Вариант 1

Задание: в настоящее время не существует официального толкования цветов государственного флага Российской Федерации. Прочитайте на карточке цветовые геральдические обозначения. Обсудите их. Коллективно составьте смысловую характеристику флага Российской Федерации. Ваша характеристика должна показать, что говорят цвета нашего флага о стране?

Каждая группа получает карточку с описанием геральдических цветовых обозначений:

Символизм белого цвета

Белый цвет означает откровенность и благородство, чистоту, невинность, правдивость.

Символизм синего цвета

Синий цвет в геральдике символизирует преданность, чистоту, целомудрие, верность, набожность, справедливость, красоту, благородство происхождения, силу, бдительность, стремление к победе, настойчивость, упорство, любовь к родине, доброе предзнаменование, гордость, славу и величие.

Символизм красного цвета

Красный в геральдике является самым благородным цветом. Красный цвет олицетворяет любовь, справедливость, смирение, скромность, решительность, мужество, отвагу, храбрость, пролитую кровь, силу, благородство, знатность происхождения, а также власть.

Вариант 2

Задание: в настоящее время не существует официального толкования цветов государственного флага Российской Федерации. На карточке представлена таблица цветовых геральдических обозначений. Обсудите их. Коллективно составьте смысловую характеристику флага Российской Федерации. Ваша характеристика должна показать, что говорят цвета нашего флага о стране?



(таблица заполнена с подсказками для учителя)

Участники группы (инициативно) предлагают свою версию значения флага. Трактовки обсуждаются в группе. Для озвучивания всему классу выбираются лучшие из них, или производится комбинирование нескольких трактовок в одну. Спикеры всех групп (4–5 человек) поочерёдно озвучивают коллективное мнение каждой группы о смысловой характеристике флага Российской Федерации.

Рефлексия по итогам группового задания:

– Подтвердилось ли наше предположение, что флаг выражает дух и характер страны?

– Каким образом флаг символизирует государственный суверенитет?

– Как вы поняли выражение «гордо реет над Россией флаг её судьбы»?

– Что для вас стало поводом для гордости за наш флаг?


Часть 3. Заключение (до 5 минут)

Учитель.

Итак, ребята, сегодня мы обратились к истории государственных символов нашей страны. Изменения в гербе, гимне и флаге отражают изменения в государстве, его истории, мы сегодня тоже это увидели.

Мы знаем, что означают в геральдике цвета, и сумеем понять, что символизируют цвета флага государства, о какой истории страны они нам напоминают.

Флаг – это символ нашей страны. Флаг объединяет людей внутри страны и демонстрирует единство граждан для внешних людей, государств.

Учитель.

Ребята, назовите события, в которых используются государственные символы нашей страны.

Примерные ответы обучающихся: в дни государственных праздников на домах всегда вывешивается государственный флаг. Флаг нашей страны размещён во всех зарубежных посольствах, послы России передвигаются на машинах, на крыле которых устанавливается флаг. Флаг – символ победы российских спортсменов на соревнованиях и символ поддержки со стороны болельщиков на трибунах. Флаг – символ освоения пространства. Флаг установлен на дне Северного ледовитого океана в точке северного полюса. Флаг России устанавливают российские покорители горных вершин. Флаг размещён на борту космического корабля.

Учитель комментирует ответы обучающихся и приводит свои примеры.


Флаг – символ защиты страны от врагов. Молодогвардейцы в Краснодоне во время фашистской оккупации ночью над зданием администрации водрузили советский флаг. Это оказало огромное воодушевляющее воздействие на жителей. Во время военных действий флаг спасают от врагов, даже рискуя своей жизнью.

В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему посёлках.

С гордостью приносят присягу у флага и читают клятву сегодняшние юнармейцы – члены общественного патриотического движения «Юнармия». Это Всероссийское военно-патриотическое движение является одним из направлений «Российского движения школьников». Ведя серьезную работу по сохранению мемориалов и обелисков в различных регионах страны, занимаясь волонтерской деятельностью, ребята-юнармейцы следуют традициям доблести, отваги и товарищеской взаимовыручки, готовят себя к служению и созиданию на благо Отечества, как это делали их ровесники в военные годы.

Учитель.

Ребята, вы в жизни совершите много добрых, полезных и важных для страны дел, за которые многие из вас получат заслуженные награды: грамоты, почётные знаки, медали, а может, даже и ордена. И на многих из них и удостоверениях к ним будет изображён Государственный герб России, поскольку это символ государства, которое выразит вам признательность за ваши заслуги перед страной и её народом.

В завершение занятия учитель предлагает обучающимся подвести итог разговора. Здесь можно использовать приём незаконченного предложения: учитель начинает фразу, а кто-то из обучающихся её продолжает.

Например:

– из услышанной сегодня истории геральдического образа двуглавого орла мне больше всего запомнился сюжет о…

– я горжусь флагом своей страны, потому что…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!