СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Имена существительные собственные и нарицательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Имена существительные собственные и нарицательные»

«Имена существительные собственные и нарицательные»

Цель: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках); развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

– Имя существительное относится к служебным частям речи?(нет)
– Имя существительное – это самостоятельная часть речи?(да)
– Имя существительное обозначает действие?(нет)
– Имя существительное обозначает предмет?(да)
– Имя сущ. отвечает на вопросы где, куда, откуда, как?(нет)
– Имя сущ. отвечает на вопросы кто, что?(да)
- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?(нет)

-Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду (да)

Тема нашего урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Сформулируйте цель нашего урока: узнать,  какие существительные называются собственными и нарицательными,  научиться отличать имена собственные от нарицательных и правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках). Запишите тему урока в тетради (на экране)- А  кто знает, что обозначает слово «нарицательные», а «собственные»?

- Имена, отчества, фамилии людей, географические названия,  названия литературных произведений, названия исторических событий, картин, кинофильмов,  спектаклей, предприятий,  клички животных.

Для обозначения единичных предметов, выделенных из ряда однородных, используются не только отдельные слова (имена собственные), но и устойчивые словосочетания (собственные наименования). Например, Млечный путь, Великая Отечественная война и т.д.                      

А) Распределительный диктант. (3 человека работают у доски)

Я буду диктовать  слова, ваша задача распределить их на 3 группы.

Нарицательные   сущ-е  (Н)         собственные сущ-е (С)       собственные наименования (СН)

М(м)альчик, В(в)еликая   О(о)течественная война, С(с)оня,  Д(д)ождь,  К(к)рым, Б(б)ородинское  сражение, Р(р)ека,  С(с)таврополь, Р(р)оза, Р(р)оссия, К(к)расная площадь.

Распределите слова по этим группам.(4 группы)

У каждого карточка определенного цвета. У кого розовая карточка, тот выписывает в тетрадь имена, фамилии, отчества, у кого желтая, имена сказочных героев, у кого оранжевая, географические названия, у кого белая – все остальные слова.1. Имена, фамилии, отчества 2. Имена сказочных героев 3. Географические названия

4. Оставшиеся слова Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич Пушкин, Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Благовещенск.

6. Физминутка Собственное-руки вверх. Нарицательное-присесть.

Анжелика, девочка, кукла, Волга, море, Москва,книга,Таня,

доктор, художник, Простоквашино, малыши, Ирина, собачка, корова,Амазонка,самолёт,  школа, Барбос, автобус, деревня.

_Как пишутся собственные имена сушествительные? (с большой буквы)

_Какие заключаются в кавычки?

Мы с вами скоро будем писать ВПР. Вы знаете, что мы должны уметь работать с текстом.Перед вами текст, читаем про себя, потом вслух.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, которым хлопают во всех городах Земли… Вспомните песни «При долине куст калины…», «Во поле берёзонька стояла..». В основе их волнение, вызванное родным пейзажем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга. (В.Песков)

- Какова тема текста? (Тема: Родина. Автор размышляет о том, как много умещается в одном слове Родина).

- В чём заключается его основная мысль? (Родина – это наш дом, который мы должны защищать и беречь.А чтобы любить и беречь нашу большую и уникальную планету Земля, нам нужно с любовью относиться к своим истокам, к своей Малой Родине, которой для вас является ваш родной город Бокситогорск).

-Определите тип текста (рассуждение)

Задание: назовите все имена собственные, которые из них написаны с большой буквы?

- Которые ещё дополнительно заключены в кавычки?

- Почему Родина тоже имя собственное? (К нему можно подобрать синонимы Отчизна, Отечество, Россия, слово в знак нашего уважения написано с большой буквы, поэтому в данном случае это тоже имя собственное).

А) Игра  «Лови ошибку!» (в парах на карточках)

- Исправьте ошибку, обозначьте изученную  орфограмму (Работа проводится в группах).

Пёс шарик, газета Новости, господин Иванов, сказка Ромашка, духи Москва, город Астрахань, озеро байкал, автомобиль Нива, гора Бештау, конфеты Белочка, журнал Рыболов, телепередача Поле чудес.

Самопроверка: Пёс Шарик, газета «Вперёд», господин Иванов, сказка «Гуси-лебеди», духи «Москва», город Астрахань, озеро Байкал, автомобиль «Нива», гора Бештау, конфеты «Белочка», журнал «Рыболов», телепередача «Поле чудес».

- А хотите проверить знания по изученной теме?

Б)  Проведём тест «Проверь себя!»

1.  Укажите  имя существительное собственное.

1) (б, Б)азилио 2) (к, К)ороль 3) (з, З)везда  4) (п, П)роспект

2. Какое существительное является нарицательным и пишется со строчной буквы.

1) (у, У)рал; 2) (м, М)арс; 3) (б, Б)ерёза; 4) (с, С)ерёжа

3. Выберите  имя собственное, которое необходимо заключать в кавычки.

1) Санкт- Петербург 2) тележурнал Ералаш 3)  Франция  4) планета Марс

Подведение итогов урока Как же пишутся имена существительные собственные? (Ответы детей: заглавие  стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.)   Чем могут быть обозначены имена собственные?

Рефлексия

Выставление оценок за работу.



Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание (дифференцированное)(на слайде): 1.  Стр. 54 упр. 495, выучить теоретический материал п. 91; 2. Стр. 53 упр. 490*;  п.  91, выписать из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»7 имён собственных и 7 нарицательных.         


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!