Разработка урока
по предмету «Русский язык»
2 класс (ПНШ)
«Повторение по теме «Орфография»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «Школа №29»
Пантелеева Татьяна Михайловна
г. Дзержинска
Тема: Повторение по теме «Орфография»
Цель: учить писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила орфографии в письменной речи.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):
регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Какие слова здесь «спрятались»? (Гласные, согласные.)
II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и словаря, рассказа учителя). Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Как проверить безударные гласные в корне; согласные в корне?
– Прочитайте в упражнении 136 стихотворение Е. Благининой «Березки». Выполните проверку слов с пропущенными буквами.
– Как вы проверяли безударные гласные и парные звонкие–глухие согласные? (Изменяя это же слово или подбирая родственные слова: березки – березы, ветру – ве́тер, друг – у друга, к дружке – дружок, на горе – го́ры, на жаре – жа́рко, вниз – внизу, легко – легонько, прошептала – ше́пчет, на ушко – уши, побегу – бе́г, обнялись – обня́ться, не могу – мо́жет.)
– Спишите, вставив нужные буквы. Прочитайте правильно слова: скучно – ску[ш]но, конечно – коне[ш]но, что – [ш]то, потому что – потому [ш]то.
(Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
– Прочитайте слова в упражнении 137. На какой вопрос они отвечают? (На вопрос «кто?».)
– Проверьте слова-названия предметов с помощью родственных слов-названий признаков. (Малыш – ма́ленький, смельчак – сме́лый, храбрец – хра́брый, старик – ста́рый, хитрец – хи́трый, добряк – до́брый, гордец – го́рдый.)
– В упражнении 138 проверьте слова-названия признаков с помощью родственных слов-названий предметов. (Лесной – ле́с, полевой – по́ле, степной – сте́пь, домашний – до́м, цветной – цве́т, дверной – две́ри, кленовый – клен, рогатый – ро́г, морской – мо́ре.)
– А как вы проверите слова-названия предметов? С помощью родственных слов или других форм слова? (Цветок – цве́т, котенок – ко́т, лист – листы, жук – жуки, лев – у льва, ключ (м. р.), без ь.)
– Какое слово проверите по словарю? (Слово «карандаш».)
– Прочитайте в упражнении 139 стихотворение М. Дружининой «Львиный зев». Спишите стихотворение, вставив нужные буквы.
Нажмешь слегка (легок) на львиный зев (зевать) –
Увидишь, как зевает (зе́в) лев (у льва)!
Хоть этот львенок (у львенка) – крошка (крошечка),
А боязно немножко (немножечко)!
– Выпишите столбиком группы родственных слов. Выделите корни.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | Р | О | В | Я | А | Ь |
Б | Н | Й | И | Б | В | О |
В | С | З | К | И | Э | Ъ |
Г | В | Х | Н | М | О | Ы |
Д | Ц | Г | С | Ч | Л | В |
Е | А | К | Т | А | Е | З |
-Разгадай головоломку.
3Д | 2Е | 1Е | 6Е | 3В | 4Е |
с | к | а | з | к | а |
-Прочитайте отрывок, найдите орфограммы и проверьте их.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку любит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
(Сказки, ночь, запрягая, карету, полянах, Белоснежку, Добро, Зло)
-Знаете ли вы, откуда пришло к нам слово «сказка» и что оно означало раньше? (работа с этимологией слова)
-А какие слова к вам приходят на ум, когда вы слышите слово «сказка»? Запишите их в словарик. ( Волшебство, зло, добро, чудеса, благородство, героизм и тд.).
-Восстановите предложение
Передсноммамачитаетдочкекнижкусосказками
(Перед сном мама читает дочке книжку со сказками.) Подчеркни орфограммы.
-Языковая игра. Подбери к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика
Предмет | Признак предмета | Действие предмета |
| | чистить |
| подарочный | |
боль | | |
сад | | |
| белый | |
Ответ: чистка, чистый, чистить; подарок, подарочный, подарить; сад, садовой, садить; белизна, белый, белеть.
III. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)