СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие универсальных творческих способностей учащихся в процессе музыкальной деятельности».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя музыки

Просмотр содержимого документа
««Развитие универсальных творческих способностей учащихся в процессе музыкальной деятельности».»

СЛАЙД 1.

Ставропольский краевой педагогический фестиваль

«Талант – 2017»

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя музыки

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

в рамках номинации «Панорама педагогического опыта»

СЛАЙД 2

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним открывается

чудесный мир в живых красках и трепетных звуках,

в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте.

Через сказку, игру, через неповторимое детское

творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».


В.А.Сухомлинский.


Эти слова В.А.Сухомлинского наиболее точно отражают направление деятельности учителя в развитии творческих способностей учеников, их индивидуальности.

Каждый урок музыки – не просто урок, а очередная ступенька к познанию себя и мира через Искусство. Как раскрыть эти двери учащимся? Как воспитать настоящего человека средствами Искусства, совмещая при этом творчество и креативность мыслей?

Очень важно учителю самому быть увлеченным именно той музыкой, которая помогает воспитывать в учащихся лучшие качества

Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства, урок творчества, поэтому основное направление моей деятельности на уроках  – формирование личности, способной творчески мыслить, достойно жить, создавая себя и преобразуя мир. А в обучении  творчеству главное –  осознание ребенком самого себя как «нового открытия».

Именно стремление сделать процесс обучения  творческим привело меня к выбору темы, которая даёт возможность находиться на самом интересном и кропотливом этапе творчества совершенствование в любимом делеВедь «если ты не идешь вверх, ты летишь вниз».

Под термином «творчество» подразумеваю «познавательно-поисковую художественную практику» детей, поскольку на каждом уроке они сами открывают что-то важное, ранее не известное им в мире искусства. Умение вслушиваться в музыку, вглядываться в картину, чувствовать истинный смысл слова – это и есть творческая работа души. А всё творчески усвоенное становится прочным достоянием, и сам процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребёнка обогащается новыми чувствами. Важно, чтобы все испытали эту радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей.

Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала учеников, умение передать им свои знания, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.

В настоящее время в центре внимания передового сообщества отечественных педагогов-музыкантов находится новая государственная стратегия развития общего музыкального образования, предполагающая пересмотр его содержания с позиции системно-деятельностного подхода.

В соответствии с этим, одной из актуальных проблем педагогики музыкального образования становится творческое развитие личности учащегося.

Новые образовательные стандарты также заставляют нас размышлять о месте творческого начала в жизни современной школы.

И поэтому тема моего педагогического опыта звучит именно так:

СЛАЙД 3 «Развитие универсальных творческих способностей учащихся в процессе музыкальной деятельности».

Итак, актуальность и перспективность опыта обусловлены существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном пространстве системы образования. А в контексте ФГОС, я считаю, она особенно актуальна.

Но что такое универсальные творческие способности на самом деле?

СЛАЙД 4 Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.

Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в школьном возрасте являются:

-развитие качеств мышления, которые формируют креативность - такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления;

-развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о музыкальных и художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д. 

Поэтому развитие универсальных творческих способностей необходимо для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, независимо от того, научная она, художественная, техническая и т.д.

Я уверена, что, развивая универсальные творческие способности учащихся, мы сможем добиться тех результатов, на которые, в общем, и ориентируется ФГОС: предметных, метапредметных и личностных.Тоесть таких результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

СЛАЙД 5 Поэтому для себя я так определила цель и задачи своей педагогической деятельности: 

  • способствовать формированию творческой личности, готовой  саморазвиваться,  преумножать общественную культуру, делать вклад в построение нового общества.

  • выявлять, учитывать и развивать творческие способности учащихся; 

  • создавать творческую, художественно-образовательную среду с включением в её содержание различных видов музыкальной деятельности для развития творческих способностей в сочетании с различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.) на основе использования активных форм, методов, технологий обучения и воспитания.

  • приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Тенденция в современной педагогике – активизировать процессы обучения и воспитания через творчество школьника -обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.

Немыслимо сегодня для меня проводить урок музыки без тесной связи с другими предметами и видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным. И это не просто межпредметные связи или интеграция в подаче материала, а синкретизм, когда музыка, пение, поэзия, танец, театр не отделены друг от друга. А сочетание всех этих видов деятельности – это и есть искусство. А что такое искусство для ребёнка? Это – жизнь. А музыка и жизнь – это и есть генеральная тема, сверхзадача школьных занятий. И чем больше жизненных связей музыки будет обнаружено на уроке, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят.

Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

1. Накопление впечатлений;

2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.


СЛАЙД 6 На уроках музыки я использую следующие виды музыкально-практической деятельности:

  • слушание музыки и размышления о ней (устные и письменные);

  • моделирование художественно-творческого процесса (инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств);

  • импровизация (речевые, звуковые, певческие, двигательные);

  • музыкально-ритмические движения;

  • СЛАЙД 7 вокальная исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое, сольное пение);

  • пластическое интонирование;

  • игра на музыкальных инструментах (музицирование) – самый любимый вид деятельности;

СЛАЙД 8 Для того чтобы дети легче справлялись с поставленными творческими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы обучения: например,

  • Формирование музыкальных знаний, умений и навыков проходит с помощью метода сравнительного анализа: сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира; определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов; осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков; сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;

  • Для воспитания нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развития фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром использую метод эмоциональной драматургии;

  • Художественно-творческие устремления учащихся выявляю на основе проблемно-поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, анализа жизненных ситуаций, а также знаний соответствующего типа;

  • Для создания учащимися новых образовательных результатов (идей, произведений, сочинений, исследований, определений) применяю методы и приемы эвристического обучения: «вживания в образ», образного видения, придумывания, эвристических вопросов (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?);

  • Для мотивации учебной деятельности, для коррекции знаний и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач на уроке для обобщения имеющихся знаний использую приём актуализации знаний и умений.

  • Для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях использую прием работы в малых группах, когда учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.

  • Для преодоления трудностей на уроке, для мотивации уверенности использую приемы ситуации новизны, неожиданности и успеха.

  • - Для младших школьников часто использую игровые методы (театрализация и др.).

СЛАЙД 9 В своей деятельности я также стараюсь внедрять современные технологии:

  • Технологии арттерапевтического воздействия (здоровьесберегающая)

  • Технологии развития ассоциативно-образного мышления

  • Технологии развития познавательных интересов

  • Технологии диагностики уровня развития

  • Технологии диагностики достижений учащихся

  • Информационно-коммуникационные технологии (использование презентации, видео)

Например, Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся недостаточно полно используются в практике преподавания музыки. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координации между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения).

Широко и активно использую на уроках ИКТ.

СЛАЙД 10 Внедрение ИКТ на уроках музыки помогло мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть музыкальные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы.

Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно - коммуникационные технологии делают возможным удовлетворение множества познавательных потребностей, доступность диалогического общения в интерактивном режиме.

СЛАЙД 11 В системе музыкального обучения школьников можно выделить три компонента развития творческих способностей: мотивационный, содержательный и операциональный. Используя технологии диагностики и опираясь на полученные данные, в результате либо тестирования, либо прослушивания, можно построить следующие диаграммы (СЛАЙД 12), которые могут нам показать уровень сформированности этих компонентов.

(Синий цвет - высокий уровень, бордовый - средний, жёлтый - низкий.)

СЛАЙД 13 Уроки музыки и внеурочную деятельность стараюсь строить на следующих художественно-дидактических подходах: личностно-ориентированный, дидактический, интонационный, ценностно-смысловой, системный, полихудожественный, диалогический, деятельностный, т.к. подход – это и есть технология реализации принципов музыкального образования в учебном процессе.

Они могут применяться взаимосвязано, усиливая эффективность друг друга в учебном процессе и обусловливая его соответствие культурологической и личностно-ориентированной парадигме современной педагогике искусства.

В школу приходят дети с разным опытом музыкально-творческой деятельности. Задачей уроков музыки является более глубокое приобщение детей к разнообразию классической, духовной, народной и современной музыки, а также знакомство их с красотой этих произведений за весьма ограниченное время (1 час в неделю). Поэтому большое внимание также уделяю репертуару, который несёт высокий духовно-нравственный потенциал.

Свою работу над проблемой развития универсальных творческих способностей учащихся строю целостно: это урочная и внеклассная деятельность как единое целое.

Я считаю, что музыкальная деятельность школьников, их творчество оказывается всегда востребованным. Это необходимое условие для нормального творческого развития юных исполнителей. Деятельность школьников всегда направлена, с одной стороны, на собственное развитие, с другой – на одобрение окружающих.

Таким образом, творческая, эмоционально насыщенная, активная работа является отличным и необходимым дополнением к учебной деятельности.

Результативность опыта. СЛАЙДЫ 14-19

В результате вышеописанных подходов в изучении музыки учащиеся используют знания, навыки, умения в практической жизнедеятельности, участвуя в предметных олимпиадах, викторинах, творческих конкурсах, фестивалях и добиваются определенных результатов.

И очень отрадно, например, когда опыт творчества, полученный вокалистами за время школьных уроков и репетиций, помогает им и в дальнейшей жизни.

Передо мной, как учителем, никогда не стоит задача сделать из своих воспитанников профессиональных музыкантов. Для меня главное- оказать благоприятное влияние как на развитие личности ребенка, так и на повышение его самооценки. Воспитать личность активную, интересную, небезразличную и целеустремленную.

СЛАЙД 20 Итак, что же представляет сегодня процесс развития универсальных творческих способностей в процессе музыкальной деятельности в контексте ФГОС? Это познание, творчество, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!