Конспект фрагмента урока по теме «Решение систем двух уравнений методом подстановки».
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | математика | Класс | 7 | |
Тема урока | Решение систем линейных уравнений методом подстановки. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научить учащихся решать системы уравнений методом подстановки; Познакомить учащихся с алгоритмом решения систем уравнений методом подстановки. | Расширить кругозор Приобрести опыт совместной работы (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда); Приобрести опыт использования математического моделирования. | Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике. |
Оборудование: | |
Образовательные интернет-ресурсы | В презентации использованы рисунок Савченко Е.М. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=9658 Анимированные картинки http://www.gifpark.ru/insects2.htm |
Основные понятия | Система двух уравнений с двумя неизвестными, решение системы уравнений, что значит решить систему уравнений, алгоритм решения методом подстановки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП Оргмомент. Цель – активизация учащихся. Формирование УУД Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Личностные УУД (самоопределение) |
Деятельность учителя Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно решать простейшие уравнения с одной переменной и умения выражать одну переменную через другую. | Деятельность учащихся Учащиеся настраиваются на урок. |
2. ЭТАП Актуализация знаний. Фронтальный опрос Формирование УУД Познавательные УУД : (Анализ объектов с целью выделения признаков) Личностные УУД: (Формулировать собственное мнение и аргументировать его.) Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Деятельность учителя -Является ли пара чисел ( 2; 1 ) решением уравнения: а) 4х + у = 9; б) х2 – 4у =0; в) 3х - 2 = 5у? -Среди этих уравнений определите линейные уравнения -Что является графиком линейного уравнения? -Что называют решением системы двух уравнений с двумя неизвестными? (это пара значений, которая одновременно является решением . -В уравнениях выразите каждую переменную через другую: а) Х+у=5; б) 2х+у=8; в) 2х+4у=6 Является ли пара ( - 1; -1), ( 3; - 1 ) решением системы | Деятельность учащихся а) Да, т.к. при подстановке чисел в уравнение получается верное равенство. б) Да, т.к. при подстановке чисел в уравнение получается верное равенство. в) Нет, т.к. при подстановке не получается верного равенства. -Уравнения: а и б -Прямая -Называют такую пару чисел х и у, которые при подстановке в эту систему обращают каждое её уравнение в верное равенство. а) х=5-у и у=5-х; в) х=3-2у и у=1,5-0,5х. б) у=8-2х и х=4-0,5у; -Проверим пару чисел (-1;-1), подставив в каждое из уравнений системы: значит пара чисел является решением данной системы. Проверим пару чисел ( 3; - 1): значит пара чисел не является решение системы. |
3 ЭТАП. Целеполагание и мотивация . Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока Формирование УУД Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче. |
Ребята давайте попытаемся решить систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными: -Что значит решить систему уравнений? -Каким образом мы сможем найти все решения данной системы? -Давайте найдём такую пару чисел. -А удобен ли этот метод? -Почему? Как вы считаете? -Как можно по-другому решить данную систему? -Графики каких уравнений необходимо построить? - Что являются графиками этих уравнений? -Как вы думаете, что будет являться решением системы? -А можно ли решить эту систему без построения графика, используя наши умения выражать одну переменную через другую? - Каким образом? -Подумайте, как будет называться этот способ? -Итак, давайте назовём тему нашего сегодняшнего урока. -Запишите тему урока -Какой будет цель нашего урока? | -Значит найти все её решения или установить, что их нет. -Методом подбора.(найдём пару чисел, которая удовлетворяет первому и второму уравнению системы) -Пара чисел (1;1) является решением системы уравнений. -Нет. -Потому что уходит много времени на подбор. -С помощью графиков. 2х+у=-1 -Прямые -Координаты точек пересечения -Да, можно -Давайте выразим переменную у из первого уравнения у и подставим его во второе уравнение. Затем решить уравнение относительно х, а затем найдём у. -Способ подстановки. -Записывают в тетради дату и тему урока. -Научиться решать системы линейных уравнений методом подстановки. |
|
4 ЭТАП. Изучение нового материала. Опыты. Цель – познакомить учащихся с алгоритмом решения систем уравнений способом подстановки. Формирование УУД КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов) Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели) Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя, анализируют, сравнивают, обобщают факты и явления. Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают). Познавательные:применение полученных знаний в решении практической задачи |
Деятельность учителя Постановка проблемы. Открытие нового. Давайте решим нашу систему: по алгоритму, который мы описали выше. А теперь давайте откроем учебники на стр. 221 и познакомимся с алгоритмом. | Деятельность учащихся Выполняют задание. Выразим у в первом уравнении у: у=2х-1 и подставим его во второе уравнение системы получим: 3х-2*(2х-1)=1 3х-4х+2=1, Х=1. Теперь найдём у, подставим значение х в выраженное уравнение, получим:у=2-1=1, значит пара чисел (1;1) является решением системы. Учащиеся знакомятся с алгоритмом. |
5 ЭТАП. Усвоение новых знаний Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. Формирование УУД Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы. Развитие навыков нахождения закономерностей |
Деятельность учителя На доске дана презентация с алгоритмом решения систем линейных уравнений. Дана следующая система уравнений: | Деятельность учащихся У доски учащийся решает систему, при этом комментируя каждый шаг. |