СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельные работы по теме «Причастие»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельные работы по теме «Причастие» (к учебнику Л.М. Рыбченковой «Русский язык» 7 класс)

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные работы по теме «Причастие»»


Самостоятельные работы по теме «Причастие» (к учебнику Л.М. Рыбченковой «Русский язык» 7 класс)

Самостоятельная работа № 1

  1. Распределите в два столбика данные слова, в левый – прилагательные, в правый – причастия.

Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие


  1. Выпишите из данных предложений причастия и определите у каждого причастия признаки глагола и прилагательного (по таблице упр.50)

По небу плыли светлые облака. В светлевшем небе показались стаи птиц.

В вечернем воздухе долго то раздавались, то замирали звуки знакомой мелодии. В густом вечереющем воздухе летали грачи. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. Люблю дымок спаленной жнивы… и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.



Самостоятельная работа № 2

  1. Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба.

Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине лениво проплыла мимо.

На окне все еще лежала забытая утром книга.

На засеянном по весне поле появились первые всходы.



Самостоятельная работа № 3

  1. Спишите, в предложениях объясните графически знаки препинания. Выделите причастные обороты.

На площади засыпанной трухой от снега дремали лошади. Вдоль стен вымазанных известкой стояли скамейки. Мы подошли к протекающей через горы реке. Мы услышали шум машины въезжавшей во двор.


2. Спишите, распределяя словосочетания в два столбика: действительные и страдательные.

На пестреющем лугу, о движущемся предмете, опавшие с тополя, отнятая игрушка, разлившийся по небу, написанная учеником, распиленная плотником, ведущая в парк, посаженные весной, опрокинутый котёнком, читаемая учителем, плескавшиеся волны, построенный дом, видимый сверху, летящим самолётом, шедший из Одессы, передаваемое сообщение, у потревоженных птиц, рассказывающие о путешествии, боровшийся за свободу.



3.Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы(подчеркните их) и знаки препинания. Найдите все причастия, определите: действительное или страдательное. Выделите причастные обороты как члены предложения.

Мы вошли (в)лес освещенный лучами осе(н,нн)его со(?)нца. Ра(с,з)чищенная кем(то) (не)давно дорожка вела к (не)угомонному морю.

Мы часто останавливались п..раженные яркой кр..сотой (не)обыкнове(н,нн)ого леса. (На)траве уже п..желтевшей л..жали опавшие листья. Б..резы были ..кутаны зол..тистой л..ствой св..ркавшей (на)солнце. Очень красивы клены одетые в б..гряную л..ству. Часто мы видим п..зол..ченные солнцем и осенью л..стья тихо падающие (на)землю.

Иногда п..падется дача окруженная д..ревя(н,нн)ым з..бором выкрашенным масл..ной краской.



Самостоятельная работа № 4


  1. Спишите. Расставьте запятые, обозначьте причастный оборот. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

На опушке леса горел видневшийся издали костер.
Капитан стоящий на мостике курил трубку.
К старикам живущим в соседнем доме изредка приезжали внуки.

Обед продолжавшийся около трех часов кончился.
Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал.
Двор некогда украшенный тремя правильными цветниками обращен был в некошеный луг.


  1. Распределите предложения:

А. Причастный оборот стоит перед определяемым словом----------------------------------

Б. Причастный оборот стоит после определяемого слова------------------------------------

В. В предложении нет причастного оборота-----------------------------------------------------


  1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.

  2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.

  3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

  4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.

  5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.

  6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

  7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.

  8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.

  9. На окне все еще лежала забытая утром книга.

  10.  Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.



Самостоятельная работа № 5


1.Объсните написание выделенных гласных (по образцу)

Тающий (таять – 1 спр.)

Подозрева..щий неладное

Надвига..щаяся гроза

Сверка..щие молнии

Ожива..щая природа

Терп..щие бедствие

Занима..щаяся заря

Невид..щим взором

Бор..щиеся с волнами

Та..щие сугробы

Стел..щийся туман

Приближа..щаяся гроза

Завис..щий от погоды


2. Объсните написание выделенных гласных (по образцу)

Видимый (видеть – 2 спр.)

Примеря..мое платье

Вид..мые невооруженным глазом

Освеща..мый солнцем

Обижа..мый всеми

Организу..мое подразделение

Обрека..мый на прозябание

Рекоменду..мая литература

Леле..мая родителями

Кле..мые обои

Испытыва..мая боль

Слыш..мый рокот



Самостоятельная работа № 6

1.Образуйте от данных глаголов все возможные причастия, используя суффиксы, указанные в таблице. Запишите причастия в таблицу. Где невозможно образование причастия, поставьте прочерк.

Бежать, услышать, недоумевать, начать, забить, вывести, перебежать, отбить, пасовать, принимать, закрыть, вывести, поймать, защитить, поддать, разбежаться, принять, закончить, отдыхать, радоваться, плакать, ругать, отдыхать.

Действительные причастия настоящего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные причастия прошедшего времени

-УЩ, -ЮЩ

-АЩ, -ЯЩ

-ВШ, -Ш, -ШИ

-ОМ

-ЕМ, -ИМ

-НН

-ЕНН, -ЁНН, -ОНН



Самостоятельная работа № 7

1.Спишите. Раскрывая скобки, применяйте правило правописания одной и двух букв Н в суффиксах причастий и прилагательных.

Дли(н, нн)ая дорога, нежда(н, нн)ый гость, варе(н, нн)ый горох, варе(н, нн)ый в кастрюле суп, груже(н, нн)ый вагон, груже(н, нн)ый песком, спресова(н, нн)ый торф, пресова(н, нн)ый кирпич, заправле (н, нн)ый за пояс, поваре(н, нн)ая соль, заглаже(н, нн)ые складки, ветре(н, нн)ая погода, ветря(н, нн)ая мельница, раскраше(н, нн)ый карандашами.

Самостоятельная работа № 8

1.Спишите. Раскрывая скобки, применяйте правило правописания Н и НН в причастиях и прилагательных, правописания НЕ с причастиями и прилагательными.

Подъем к горному озеру окруже(н, нн)ому столетними соснами оказался отнюдь (не)тяжелым.

Измуче(н,нн)ые долгим блужданием по пусты(н, нн)ым местам путники с наслаждением погрузились в прозрачные воды озера.

Смыв пот и грязь с разгоряче(н, нн)ых тел, они расположились на берегу и стали с наслаждением смотреть на (не)подвижную водную гладь. «Как хорошо, как спокойно», - думал каждый из этих людей. Глядеть на воду, когда кругом тишь и безлюдье, - особое наслаждение. О берег тихонько бьется (не)угомонная волна не спеша плывут облака беззаботно распевают птицы не испытавшие бессмысленной жестокости людей. (Не)тронутый разрушительной деятельностью человека уголок земли… Здесь быстрее восстанавливаются силы лучше чувствуешь целительную силу природы.

Самостоятельная работа № 9


1.Вставьте нужную букву в суффиксы действительных причастий настоящего времени:

Руб…щие лес, держ…щие флаг, слыш…щие шорох, паш…щие поле, чуть плещ…щиеся волны, кол…щая лед машина, грохоч…щие вдали, завис…щий от погоды, та…щий лед, маш…щие крыльями, хлопоч…щая хозяйка, смотр…щие спектакль дети.

2.Вставьте нужную букву в суффиксы страдательных причастий настоящего времени:

Пригиба…мый ветром, слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый другом, едва слыш…мый звук, невид…мый глазом, освеща…мый зарей.

Самостоятельная работа № 10


1.Выпишите краткие страдательные причастия. Составьте с ними предложения.

Выращена, ласкова, примята, тиха, наполнена, взята, нарисован, красив, чист, переплетен.


2.Спишите. Подчеркните в данных причастиях полные и краткие страдательные причастия как члены предложения.

1.По берегу, заливаемому прибоем, люди гонялись за набегавшей и скатывавшейся по гальке волной.

2.В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква.

3.На перепаханных полях убирают колхозники картофель.

4.Лист почти опал, им густо засыпана почерневшая от влаги земля.


Самостоятельная работа № 11


1.Выберите в скобках и подчеркните правильную форму причастия:

1.Доклад, (обсуждавший, обсуждавшийся) сегодня, будет напечатан.

2.Между колоннами, (образующими, образующимися) портик, была видна дверь.

3.Картина, (демонстрирующая, демонстрирующаяся) на выставке, была отреставрирована.

4.Небо, (затянувшее, затянутое, затянувшееся) тучами, черным потолком повисло над нами.

2.Найдите и исправьте ( где необходимо) ошибки в окончании причастий:

1.По небу бежали остатки вылившийся ночью тучи, сквозь которую неярко просвечивало обозначившиеся кругом солнце.

2.Над порозовевшем морем поднималось унылое солнце.

3.Маленькие птички, камышовки, перелетали по высоким, звеневшем на ветру высохшим стеблям.


Самостоятельная работа № 12


1.Укажите номера примеров, в суффиксах которых нужно писать две буквы Н:

  1. Реше…а,

  2. закопче…ая,

  3. нарисова…ый,

  4. кова…ый,

  5. выуче…ый,

  6. ране…ый в ногу,

  7. груж….й,

  8. жела…ый,

  9. варе…ый,

  10. ране…ый.

  1. 2.Укажите номера примеров, в суффиксах которых нужно писать одну букву Н:

  1. Разброса…ый,

  2. слома…а,

  3. броше…ые на стол книги,

  4. жаре…ый,

  5. выуче..ый,

  6. выкова…ый,

  7. моче…ое яблоко,

  8. иллюстрирова…ый,

  9. асфальтирова…а,

  10. обветре…ое лицо.

  1. 3.Вставьте одну или две буквы Н в данные примеры:

  2. Посеребре…ые инеем деревья, перевязать ране…ого бойца, выкраше…ый пол, груже…ая овощами корзина, посаже…ы в саду, средства вложе…ы, топле…ое молоко, варе…ый утром кофе, асфальтирова…ая дорога, тка…ая скатерть, квалифицирова…ый рабочий, утопта…ая тропинка, стега…ая курточка, писа…ая красавица, жела…ый гость.

  3. Разноуровневые задания.

  4. На «5»: Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял и перед определяемым словом, и после него. Запишите полученные предложения.

  5. Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.

  6. 1).Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.

  7. На «4»: Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты. Обозначьте суффиксы у причастий.

  1. Тучи, которые тают вдали.

  2. Книга, которую прочитал школьник.

  3. Земля, которую освещает солнце.

  4. Небо, которое грозно потемнело.

  1. На «3»:

  2. Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

  3. 1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине лениво проплыла мимо.

  4. Самостоятельная работа по темам:

  5. «Морфологический разбор причастия» и «Правописание НЕ с причастиями» Вариант 1.

  1. Распределите словосочетания в два столбика: слитное написание и раздельное написание. Обозначьте орфограмму.

  1. Так и (не)прочитанная Надей книга. Никуда (не)спешащий человек. Еще (не)закончившаяся гроза. (Не)закончившаяся гроза. (Не)разбросанные, а аккуратно сложенные вещи. (Не)созревшие, но уже чуть красноватые яблоки. (Не)доумевающая девочка. Задание (не) выполнено. Книги (не)куплены. Компьютер (не)сломан. (Не)посеянные семена.

  1. Выберите из №1 и произведите морфологический разбор двух причастий (одно в полной форме, другое в краткой).

  1. Самостоятельная работа по темам:

  2. «Морфологический разбор причастия» и «Правописание НЕ с причастиями» Вариант 2.

  1. Распределите словосочетания в два столбика: слитное написание и раздельное написание. Обозначьте орфограмму.

  1. (Не)прояснившееся после грозы небо. (Не)понятый людьми поступок. (Не)сделанная работа. (Не)нарисовавший картину мальчик. Так и (не)исполнивший своё обещание ученик. (Не)годующий человек. (Не)рассказанная повесть. Кошка (не)накормлена. Сумка (не)собрана. Вопрос (не)понят. (Не)выдуманная история.

  1. Выберите из №1 и произведите морфологический разбор двух причастий (одно в полной форме, другое в краткой).