Система ситуативных упражнений
Эффективным средством создания возможностей языкового развития учащихся является система ситуативных упражнений, которые модулируются в зависимости от образовательных целей урока.
Представленные задания имеют целью убедить детей на собственном опыте, что они еще многого не знают и не умеют в области языка, что изучать его интересно, увлекательно, полезно, необходимо, ибо знание языка обогащает, развивает, помогает быть понятными и понимать других, лучше достигать цели общения в разных жизненных ситуациях.
Вот некоторые из этих заданий.
Приходилось ли тебе раньше задумываться, какой язык называют родным? Как ты раскроешь это понятие? Сравни свои решения с тем, что предлагает СБ (справочное бюро).
СБ 1. Если ты изучаешь иностранный язык, вдумайся не помогают ли раскрыть понятие «родной язык» слова: англ. mother tongue, фр. langue maternelle, нем. Muttersprache, исп. lengua materna.
2. Родной язык – язык, который усваивается человеком в раннем детстве путем подражания взрослым, окружающим ребенка.
3. Родной язык – язык, на котором человек не только говорит, но и думает, при помощи которого наиболее точно, тонко, полно выражает себя, свои мысли и чувства.
Явилось ли для тебя значение слова родной в сочетании родной язык неожиданным? В каких значениях употребляется это слово в сочетаниях родная сестра, родной дом, родной край?
Какое слово исторически связывает слова род, народ, родина, родить, родной? Родной в сочетаниях родной язык и родная сестра – это разные слова или одно и то же, но многозначное слово?
Представь себе ситуацию: нужно убедить одноклассника, как полезно, важно, интересно изучать родной язык и совершенствовать свою речь. Можно использовать для этого следующие задачи.
1. Помните волшебную картину осени, нарисованную А.С.Пушкиным?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Какими чувствами проникнуты эти строки? Какие чувства вызывают у читателя? Благодаря чему?
2. Если бы тебе захотелось воспроизвести эту картину языком красок, какую единственную строку можно было бы дословно «перевести» на холст? О каких возможностях словесного языка это говорит?
3. Ты слышишь, как звучит осень в изображении поэта? Какие звуки речи передают кружение опадающих листьев и их шелест, хруст, шорох?
4. Встречается ли в современной повседневной речи слова очи? Удивляет ли оно тебя в тексте стихотворения? Почему?
5. Как ты полагаешь, каково происхождение слова природа? В современном словообразовательном словаре оно напечатано отдельно от своих «дальних родственников». Почему?
6. В одном из школьных сочинений, где приводились эти стихи А.С. Пушкина, слово оч..рованье было написано с ошибкой в корне. Как ты думаешь, каковы причины появления ошибки и как ее устранить?
Тетя Вера вытащила из духовки пирог и несет его на горячем железном листе. Валя прыгает перед самым листом.
- Валя, уйди от греха!
Валя уходит, но через час возвращается:
- Тетя Вера, ну хоть кусочек греха!
(К. Чуковский).
СБ Уйти от греха – не допустить чего-либо предосудительного, имеющего плохие последствия.
Гена:
- Ты даже не умеешь хранить тайну.
Саша:
- А где ее надо хранить?
СБ Хранить тайну – не разглашать то, что скрывают, не выдавать секрета.
Представь себе, что ты участвуешь в этих сценках. Как объяснить Вале и Саше, в чем их ошибки и почему они случаются?
Каково происхождение слова пирог? Какой исторический «родственник» позволит проверить написание гласной в корне? Нужны ли родственные слова для проверки конечного согласного в этом слове?
В каких словах из приведенных текстов безударные гласные (в слабой позиции) нужно и можно проверить по их позиции под ударением (сильной позиции)? Как это сделать? Покажи письменно. Например:
вытащила – тащит – тащить.
Расскажи, что обозначают условные значки в твоей записи.
Приведенные выше примеры заданий носят заостренно мотивационный характер: активно опираясь на то, что дети узнали в начальных классах, повторяя изученное, мы стремимся с первых занятий включить их в новые речевые ситуации, предложить «посильно высокий уровень трудности» (Л.В. Занков).