СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система ситуативных упражнений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Ситуативные упражнения  модулируются в зависимости от образовательных целей урока.

              Представленные  задания имеют целью убедить детей на собственном опыте, что они еще многого  не знают и не умеют в области языка, что изучать его интересно, увлекательно, полезно и  необходимо

Просмотр содержимого документа
«Система ситуативных упражнений»


Система ситуативных упражнений


Эффективным средством создания возможностей языкового развития учащихся является система ситуативных упражнений, которые модулируются в зависимости от образовательных целей урока.

Представленные задания имеют целью убедить детей на собственном опыте, что они еще многого не знают и не умеют в области языка, что изучать его интересно, увлекательно, полезно, необходимо, ибо знание языка обогащает, развивает, помогает быть понятными и понимать других, лучше достигать цели общения в разных жизненных ситуациях.

Вот некоторые из этих заданий.

  • Приходилось ли тебе раньше задумываться, какой язык называют родным? Как ты раскроешь это понятие? Сравни свои решения с тем, что предлагает СБ (справочное бюро).

СБ 1. Если ты изучаешь иностранный язык, вдумайся не помогают ли раскрыть понятие «родной язык» слова: англ. mother tongue, фр. langue maternelle, нем. Muttersprache, исп. lengua materna.

2. Родной язык – язык, который усваивается человеком в раннем детстве путем подражания взрослым, окружающим ребенка.

3. Родной язык – язык, на котором человек не только говорит, но и думает, при помощи которого наиболее точно, тонко, полно выражает себя, свои мысли и чувства.

Явилось ли для тебя значение слова родной в сочетании родной язык неожиданным? В каких значениях употребляется это слово в сочетаниях родная сестра, родной дом, родной край?

Какое слово исторически связывает слова род, народ, родина, родить, родной? Родной в сочетаниях родной язык и родная сестра – это разные слова или одно и то же, но многозначное слово?

  • Представь себе ситуацию: нужно убедить одноклассника, как полезно, важно, интересно изучать родной язык и совершенствовать свою речь. Можно использовать для этого следующие задачи.

1. Помните волшебную картину осени, нарисованную А.С.Пушкиным?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Какими чувствами проникнуты эти строки? Какие чувства вызывают у читателя? Благодаря чему?

2. Если бы тебе захотелось воспроизвести эту картину языком красок, какую единственную строку можно было бы дословно «перевести» на холст? О каких возможностях словесного языка это говорит?

3. Ты слышишь, как звучит осень в изображении поэта? Какие звуки речи передают кружение опадающих листьев и их шелест, хруст, шорох?

4. Встречается ли в современной повседневной речи слова очи? Удивляет ли оно тебя в тексте стихотворения? Почему?

5. Как ты полагаешь, каково происхождение слова природа? В современном словообразовательном словаре оно напечатано отдельно от своих «дальних родственников». Почему?






6. В одном из школьных сочинений, где приводились эти стихи А.С. Пушкина, слово оч..рованье было написано с ошибкой в корне. Как ты думаешь, каковы причины появления ошибки и как ее устранить?


  • Что вызывает улыбку при чтении следующих диалогов?

Тетя Вера вытащила из духовки пирог и несет его на горячем железном листе. Валя прыгает перед самым листом.

- Валя, уйди от греха!

Валя уходит, но через час возвращается:

- Тетя Вера, ну хоть кусочек греха!

(К. Чуковский).

СБ Уйти от греха – не допустить чего-либо предосудительного, имеющего плохие последствия.

Гена:

- Ты даже не умеешь хранить тайну.

Саша:

- А где ее надо хранить?

СБ Хранить тайну – не разглашать то, что скрывают, не выдавать секрета.

  1. Представь себе, что ты участвуешь в этих сценках. Как объяснить Вале и Саше, в чем их ошибки и почему они случаются?

  2. Каково происхождение слова пирог? Какой исторический «родственник» позволит проверить написание гласной в корне? Нужны ли родственные слова для проверки конечного согласного в этом слове?

  3. В каких словах из приведенных текстов безударные гласные (в слабой позиции) нужно и можно проверить по их позиции под ударением (сильной позиции)? Как это сделать? Покажи письменно. Например:


вытащила – тащит – тащить.

Расскажи, что обозначают условные значки в твоей записи.

Приведенные выше примеры заданий носят заостренно мотивационный характер: активно опираясь на то, что дети узнали в начальных классах, повторяя изученное, мы стремимся с первых занятий включить их в новые речевые ситуации, предложить «посильно высокий уровень трудности» (Л.В. Занков).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!