СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Смысловое чтение – способ формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка посвящена одной из важнейших задач современной школы – формированию функционально грамотной личности.Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Актуальность разработки связана с проблемой формирования функциональной грамотности учащихся  и рассматривает чтение «как средство познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога». Смысловое чтение рассматривается как метапредметный результат, достижение которого является обязательным.

В разработке рассказано, как на уроках математики можно организовать целенаправленную систематическую работу по применению приемов смыслового чтения, что будет способствовать реализации системно-деятельностного подхода в обучении и формированию функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
««Смысловое чтение – способ формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДА РОСТОВА







Методическая разработка

«Смысловое чтение – способ формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики».

(направление: эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся)





Работу выполнила:

Обморышева Ирина Александровна

Заместитель директора по УВР

Учитель математики

МОУ СОШ №4 г.Ростова











Ростов, 2023

Содержание.

Введение.

2

Основное содержание.

4

1. Стратегии смыслового чтения на уроках математики.

4

2. Приёмы смыслового чтения на уроках математики.

5

Заключение.

9

Литература.

10

Приложение 1. Выступление на ММО учителей математики

29.12.2021 г. по теме ««Смысловое чтение – способ формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики».


Приложение 2. Презентация к открытому уроку по теме «Город удивительных задач» в 6 классе в рамках муниципального семинара по теме «Функциональная грамотность» раздел «Математическая грамотность» 22.04.2022


Приложение 3. Пример приема «Инсерт».


Приложение 4. Прием «Кластер».


Приложение 5. Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач.















Введение.

Современный человек живет в условиях, подобных которым не возникало за всю историю его существования. С одной стороны – комфортная жизнь и физическая безопасность. А с другой – необходимость лавировать в миллионах терабайт информации, отыскивая ту, которая является не только необходимой для жизни и работы, но и достоверной. Но найти нужную информацию – это полбеды, важно еще суметь ее правильно применить. В связи с этим перед образованием ставятся все более и более сложные задачи, требующие своевременного оптимального решения. Новое столетие требует принципиально новых подходов к обучению.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами. Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Функциональная грамотность сегодня включает в себя следующие виды грамотности и компетенции: читательская грамотность; естественно-научная грамотность; математическая грамотность; финансовая грамотность; креативное мышление; глобальные компетенции.

Актуальность проблемы работы с информацией для формирования функциональной грамотности учащихся обусловлена ее важностью в ходе работы по реализации ФГОС, который рассматривает чтение «как средство познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога». Смысловое чтение рассматривается как метапредметный результат, достижение которого является обязательным.

В основе чтения – текст. Следовательно, наиболее значимой для учителей-предметников становится проблема организации работы с текстом на уроке. Для учителя математики формирование математической грамотности возможно при условии повышения уровня читательской грамотности при работе с математическими текстами. Данная проблема вызвана следующим противоречием: с одной стороны есть запрос современного общества, требования ФГОС, а с другой стороны - низкий уровень читательской грамотности, уменьшающий возможности формирования математической грамотности.

Цель работы: разработать методику использования приемов смыслового чтения на уроках математики для развития функциональной грамотности.

Задачи:

  1. Проанализировать используемые в педагогике технологии работы с текстом.

  2. Внедрить в практику наиболее эффективные приемы смыслового чтения для развития навыков работы с текстом в процессе обучения математике.

  3. Разработать систему применения приемов смыслового чтения на различных этапах урока математики.

  4. Изучить эффективность проделанной работы.

Новизна состоит в использовании активных форм обучения, направленных на развитие функциональной грамотности школьника с помощью эффективных стратегий смыслового чтения, внедрением информационных технологий в развитие математической культуры.

Итак, смысловое чтение — это важнейшее общеучебное действие, составляющими элементами которого являются:

  • извлечение информации; определение основной и второстепенной информации;

  • построение речевых высказываний, адекватно, осознанно и произвольно передающих содержание текста, дающих ответ на вопрос;

  • логические действия, направленные на анализ, обобщение, классификацию, рассуждения и умозаключения на основе прочитанного текста.

Основное содержание.

1. Стратегии смыслового чтения на уроках математики

Чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Задача современной системы образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «умение учиться». УУД – это совокупность действий учащихся, обеспечивающих развитие его способностей к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Первая трудность, с которой встречаются пятиклассники на уроках математики, — работа с объяснительным текстом учебника. Причина этого — недостаточная техника чтения у некоторых детей, малый словарный запас, а также и то, что в учебниках начальной школы такие объёмные тексты не встречались. На протяжении всего времени обучения учителю математики необходимо систематически развивать у детей умение читать, понимать текст, работать с ним. Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения систематических курсов алгебры и геометрии в следующих классах.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом мы должны учить детей не только технической стороне чтения, но и смысловой. Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности.

Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи. Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

  • осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

  • уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

  • уметь критически оценивать данную информацию;

  • уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

В отечественной и зарубежной лингвидидактике есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

2. Приёмы смыслового чтения на уроках математики

Научить школьника приемам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. А для этого учитель должен сам овладеть стратегиями смыслового чтения, постоянно их применять и формировать, таким образом, функциональную грамотность у учащихся.

Существуют различные приёмы работы по формированию навыков смыслового чтения на уроках математики. Овладение приемами смыслового чтения происходит преимущественно в группах или парах, что  позволяет  выработать  у учеников не  только речевую, но и коммуникативную компетентность. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них, которые применяю в своей работе.

Прием «Тонкие и толстые вопросы». Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.

Тема: "Признаки делимости на 3 и на 9":

  • Число 1236 делится на 3? - тонкий вопрос;

  • Как вы думаете число 1236 будет делится на 9? -толстый вопрос.

  • Какую цифру можно подставить вместо звёздочки, чтобы число 26*53

делилось на 3 ? – толстый вопрос.

  • Подумайте, как определить, делится ли число на 6. - толстый вопрос.

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума». Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в…, если бы…?», «Как вы думаете, как будет…?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем … отличается от …?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

"Признаки делимости на 3 и на 9":

Простые вопросы: -Какие числа делятся на 3? 9?

Уточняющие: Верно ли я тебя понял, что если сумма цифр числа делится на 9, то само число делится на 9?

Объяснительные: - Почему число, которое делится на 9, делится на 3?

Практические:- Где используются признаки делимости?

Творческие: -Что было бы, если бы не были известны признаки делимости?

Оценочные:- Сможешь ли ты из данных чисел 1239, 4258, 1581, 2589, 9963 выбрать те, которые делятся на 3? На 9?

Прием «Попробуй найти!»: учитель сообщает классу название главы или параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него. Тем самым развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике. У учащихся возникает желание получить определенные знания.

Также интересен и такой приём: учитель просит открыть учебник на заданной странице и просит учеников посмотреть, какие задачи им предстоит решать. Ответить на вопросы: Сколько всего заданий? Как узнали? Сформулируйте тему, по которой необходимо решить задачи?

Вся эта работа должна настроить учеников на дальнейшее приобретение знаний, послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте. К тому же учебники математики построены таким образом, что использование этих стратегий не только возможно, но и легко осуществимо и не требует дополнительного времени на подготовку.

Прием «Мозговой штурм», состоящий в том, что учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся называют все ассоциации, возникающие у них. Учитель записывает все ассоциации, а после прочтения текста учащиеся обсуждают, что было названо правильно, а что нет. Геометрия, 8 класс. Предложите способы определения высоты многоэтажного здания простыми средствами, то есть без сложных приборов. (Штурм может использоваться учителем как подводка к учебной теме "Подобные треугольники".)

Приём  «Вопросы к тексту учебника» позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Тема: «Окружность и круг» (6 класс). Прочитайте текст. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Приём «Верные и неверные утверждения». Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».

Задание 19. ОГЭ 9 класс

Задание 18. ЕГЭ 11 класс. Математика (база) 

Какие из следующих утверждений верны?

1) Если две стороны одного треугольника соответственно равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

2) Средняя линия трапеции параллельна её основаниям.

3) Длина гипотенузы прямоугольного треугольника меньше суммы длин его катетов.

На хи­ми­че­ском заво­де всего 15 про­мыш­лен­ных ёмкостей для реакций. Объём каж­дой ёмкости мень­ше 100 литров, но не мень­ше 50 литров. Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые сле­ду­ют из дан­ной ин­фор­ма­ции.

1) На хи­ми­че­ском за­во­де есть ёмкость объёмом 60 литров.

2) Раз­ни­ца в объёме двух ёмкостей более 15 литров.

3) На за­во­де нет ёмкости объёмом 40 литров.

4) Объём любой ёмкости на за­во­де более 30 литров

Прием «Инсерт» (Приложение 3) – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал;+ – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Приём «Верите ли вы…». Проводится в начале урока, после сообщения темы. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Пример.

  1. Параллелограмм – это фигура с четырьмя тупыми углами.

  2. Диагонали параллелограмма равны.

  3. Противоположные стороны равны и параллельны.

  4. Диагонали параллелограмма пересекаются под прямым углом.

  5. Сумма двух соседних углов параллелограмма равна 180°.

  6. Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого

противоположные стороны попарно параллельны.

Можно использовать различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения: задания «на соотнесение»; задания «множественного выбора»; задания «на перенос информации»; задания «на восстановление деформированного текста».

Заключение.

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.

На основе этого, основной задачей школы становится целенаправленная работа по развитию навыков смыслового чтения, которые будут способствовать формированию и развитию функциональной грамотности.

Разработанная методика использования приемов смыслового чтения позволила:

  • подготовить учащихся к успешной сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ:

  • повысить качество математической подготовки учащихся;

  • формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

  • создать предпосылки для творческой деятельности учащихся;

  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

  • повысить уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

  • организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Таким образом, на уроках математики можно организовать целенаправленную систематическую работу по применению приемов смыслового чтения, что будет способствовать реализации системно-деятельностного подхода в обучении и формированию функциональной грамотности. Уверена, что приемы смыслового чтения на уроках математики, как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности.

Литература:

  1. Леонтьев А.А. «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической

психологии». М., Воронеж, 2001г.

  1. Лепихина С.И. «Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики». Педагогическое сообщество «УРОК.РФ»: https://урок.рфЧернова Е. Н. «Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики», 2016 г. Интернет-ресурс: https://multiurok.ru/

  2. Романичева Е.С. «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)» курс лекций на сайте: https://курсы.1сентября.рф

  3. Ященко И.В., Рослова Л.О., Высоцкий И.Р, Семенов А.В. «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по математике». Москва, Федеральный институт педагогический измерений.
























Приложение 1.

Выступление на ММО учителей математики 29.12.2021 г. по теме «Смысловое чтение – способ формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики».

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

Одним из способов по формированию функциональной грамотности является смысловое чтение.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы:

  • технологии проблемного обучения;

  • интерактивных технологий;

  • технологии критического мышления.

Существуют различные приёмы работы по формированию навыков смыслового чтения на уроках математики. Овладение приемами смыслового чтения происходит преимущественно в группах или парах, что  позволяет  выработать  у учеников не  только речевую, но и коммуникативную компетентность. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них, которые применяю в своей работе.

Прием «Тонкие и толстые вопросы». Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума»

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в…, если бы…?», «Как вы думаете, как будет…?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем … отличается от …?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Приём  «Вопросы к тексту учебника» позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах.


Приём «Верные и неверные утверждения»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».


Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.

Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал;+ – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Прием «Кластер». Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала: в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

Приём «Верите ли вы…»

Проводится в начале урока, после сообщения темы. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Приём «Ключевые слова»

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.


Можно использовать различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения .


Таким образом, на уроках математики можно организовать целенаправленную систематическую работу по развитию приемов смыслового чтения, что будет способствовать реализации системно-деятельностного подхода в обучении и формированию универсальных учебных действий. Уверена, что приемы смыслового чтения на уроках математики , как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности.









Приложение 2.

Презентация к открытому уроку по теме «Город удивительных задач» в 6 классе в рамках муниципального семинара по теме «Функциональная грамотность» раздел «Математическая грамотность» 22.04.2022






Приложение 3.

Пример приема «Инсерт»

V


-

?

  • Параллелограмм

  • Вершины параллелограмма

  • Смежные стороны параллелограмма

  • Противоположные стороны параллелограмма

  • Диагональ параллелограмма

  • Углы параллелограмма

 

  • Определение параллелограмма

  • Сумма углов параллелограмма 360°

  • Противоположные углы, противоположные стороны параллелограмма равны

  • Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника

  • Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

  • Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник

  • Биссектрисы соседних углов взаимно перпендикулярны

Не понял, как доказали, что биссектрисы соседних углов перпендикулярны.























Приложение 4.

Прием «Кластер».

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала: в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
















Приложение 5.

Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач.

Решение текстовых задач составляет немаловажную часть математической грамотности, поэтому рассмотрим приемы смыслового чтения при решении текстовых задач на уроке математики.


Прием смыслового чтения

(читательская грамотность)

Этап решения задач


(математическая грамотность)


Умения учащихся

(читательская грамотность)

Действия учащихся

(читательская и математическая грамотность)

Поиск информации и

понимание прочитанного


Анализ содержания

задачи.

Поиск пути решения

задачи и составление

плана ее решения

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию

Читают задачу.

Находят и подчеркивают ключевые слова. По ключевым словам, пересказывают текст задачи.

Преобразование и

интерпретация

Осуществление плана

решения задачи.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Составляют краткую запись к задаче и решают ее.

Оценка информации


Проверка решения

задачи.


Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её

Подставляют полученный результат в текст вопроса.


Данная таблица наглядно показывает, на каком этапе математическая и читательская грамотность соединяются – когда учащиеся начинают действовать.

На примере решения простой задачи рассмотрим методику работы над текстовой задачей с опорой на читательские навыки учащихся.

Фрагмент урока математики в 5 классе.

«Ребята, прочитайте текст задачи из серии «Любимая книжная полка»

На папиной любимой полке стоят 15книг, что на 8 книг больше, чем на Мишиной полке. Сколько книг стоит на Мишиной полке?

- Подчеркните ключевые слова (папина полка, Мишина полка, 15 книг, на 8 книг больше);

- По ключевым словам перескажите текст задачи.

- Какая скрытая информация содержится в тексте? (на Мишиной полке на 8 книг меньше)

- Составим краткую запись.

П.п – 15 книг ? книг на М.п.

М.п. –


- Запишите решение задачи.

15-8=7 (книг)

- Запишите ответ: 7 книг на Мишиной полке

-Подставьте полученный результат в вопрос задачи: «7 книг стоит на Мишиной полке».

- Мы правильно решили задачу?

- Давайте составим алгоритм решения задачи.»


Алгоритм работы над текстовой задачей:

  1. прочитать внимательно задачу;

  2. выделить (подчеркнуть) ключевые слова;

  3. по ключевым словам, пересказать текст задачи;

  4. составить краткую запись и решить задачу

  5. подставьте полученный результат в текст вопроса при проверке решения.

Таким образом, формирование математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового чтения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!