СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ИЗО 4 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе. Тема раздела: "Древние города нашей земли" Тема урока: " Древнерусские воины защитники" Цель урока :приобщение нового поколения детей к ценностям отечественной культуры. Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ИЗО 4 класс»

Технологическая карта

пРЕДМЕТ

Изобразительное искусство

учитель

Шарапова Елена Рустямовна

класс

4

ТЕМА РАЗДЕЛА

древние города нашей земли

тема УРОКА

Древнерусские воины-защитники

Место данного урока в учебном плане

урок №6

Технология построения урока

I. Организационный момент

II.Мотивация к учебной деятельности

III. Постановка учебной задачи

IV. Актуализация знаний

V Работа творческо-проектной мастерской

VI. Рефлексивно-оценочный этап

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Цель урока

приобщение нового поколения детей к ценностям отечественной культуры

Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся

Задачи урока

1. Создать условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений, для реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической деятельности.

2. Развивать умения самостоятельного поиска решения проблем.

3. Создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

4. Обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока, правильной постановки новой учебной задачи, проявлению инициативы в учебном сотрудничестве.

4. Научить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания

6. Воспитывать чувства эстетического и прекрасного на основе знакомства с художественной культурой нашей страны и родного города


Тип урока

Комбинированный урок (Комплексно – творческий урок)

Цели деятельности

педагога

Формировать представления о древнерусских богатырях, воинах-защитниках и особенностях их воинского снаряжения; познакомить с картиной В.Васнецова «Три богатыря»,

создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве; воспитывать навыки сотрудничества, самоконтроля и самооценки.

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, Защитник, дружина, князь, ратник, доспехи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; беседа; индивидуальная, фронтальная, групповая работа; метод контроля и самоконтроля, практический; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения

Межпредметные связи: 

Технология, окружающий мир, ОРКСЭ, музыка, математика

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: расширяют свои представления об истории искусства России, получают возможность продолжить учиться: работать со словарем, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; познакомятся с картиной Васнецова

понимать роль воинов-защитников в жизни города; объяснять значения слов «князь», «дружина», «богатыри», «доспехи»; объяснять, почему русский народ всегда с почтением относился к своим защитникам, слагал о них песни, былины; различать особенности одежды и вооружения русских воинов; овладевать практическими навыками декора

Метапредметные:

- познавательные: умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; оценивают свои достижения на уроке.

- коммуникативные: умеют строить высказывания; активно слушают одноклассников и учителя; вступают в коллективное сотрудничество, рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют ответы; умеют строить понятное монологическое высказывание; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте мужского образа древнерусского воина

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусские воины-защитники»;

Музыкальный ряд: песня «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой

«Богатырская симфония» Бородин

Образовательные ресурсы

Учебник изобразительного искусства Л.А. Неменской, 4 класс (УМК «Школа России»);

Интернет-ресурсы:http://www.veliz.h12.ru, http://www.cityref.ru

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, уголь, листы бумаги












Этапы урока

Обучающие 
и развивающие компоненты, 
задания 
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные

учебные действия

I .Организационный момент


II.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного настроя на уроке, способность быстрому включению в деловой ритм.

ИНТРИГА

Получив целевую установку, слушают учителя,

Беседа

с постановкой проблемы

Учитель просит ребят вспомнить материал прошлых уроков. В ходе ответов корректирует опорные знания учащихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас в творческо-проектной мастерской.

Прежде чем мы приступим к нашему проекту, нужно выяснить, для чего мы будем его делать.

Мы являемся частью страны-России

В России мы живем в области, которая называется- Ульяновская

В городе-Димитровграде

В этом городе- Ваш дом, в котором живете ВЫ

Вы живете и учитесь, можете и имеете право заниматься любимыми делами, а гарантирует вам это- основной закон нашей страны –Конституция, который закрепляет права и свободу человека и гражданина, в т.ч.и право на свободное творчество


  1. СЛАЙД




Человечество за всю свою историю накопило большой жизненный опыт. На уроках ИЗО мы с вами изучаем историю и культуру нашей Родины.

для чего мы это делаем?

Зачем нам это нужно?




Работа с учебником

-Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках

откройте учебник, просмотрите пройденные темы


-Опишите мне, пожалуйста, древнерусский собор.

-Из какого материала строили постройки на Руси?

2 СЛАЙД

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Чем примечателен город-крепость и почему их строили на Руси?

-Какую роль играла крепостная стена?






-Кто защищал город-крепость? Воины защитники, князь и его дружина


Получив целевую установку, слушают учителя,


Выдвигают свои версии, отвечают на вопросы.






















Мы являемся частью страны

Без прошлого нет будущего

Человек, не знающий прошлого, не сможет построить будущего, 

уважение предков

знание истории собственной страны – это самоуважение



отвечают(город, крепость,храм)










для защиты от врагов

Выдвигают свои версии, отвечают на вопросы. Древнерусском городе – крепости.

Город построен на холме, рядом есть ров с водой, город защищён вокруг крепостной стеной со сторожевыми башнями



воины

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси

III.Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока

Словесно-иллюстративный рас-

сказ с элементами беседы 



Действительно, крепости защищали воины, которые проживали в городах, они служили при дворе князя, который управлял городом. Князь был главным военачальником - воеводой.


3 Слайд КЛИП


-В случае нападения врагов на крепость, он сам становился главным командиром над своей ратью.


3 Слайд КЛИП«БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»»


И по сей день живёт добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Как вы думаете, о КОМ сегодня пойдет речь на уроке?



ТЕМА УРОКА:


Что нового можем узнать на уроке?


Загадка

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

-Образы народных защитников воспевались в особых сказаниях, которые назывались «былины».

Как же называли защитников земли русской?

-Какими же чертами характера должен обладать богатырь?

4 .Слайд КЛАСТЕР




-Вспомните былины. Каких сказочных богатырей из русских былин вы знаете?




На каких уроках вы встречались с богатырями?




5 СЛАЙД

Какой богатырь причислен к лику святых?


Учитель предлагает ученикам поработать в группе



Обратимся к словарям, найдём там значение слова БОГАТЫРЬ





Слушают учителя, формулируют тему и задачи урока



















Ученики формулируют тему урока



Защитники земли русской


















богатыри





(Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине).

Строят речевые высказывания в устной форме. Вспоминают пройденный материал темы четверти, отвечают на вопросы




Окружающий.мир, основы православной культуры, основы духовно нравственной культуры народов России, музыка



Илья Муромец



Осуществляют поиск информации с использованием литературного материала. Находят определение слова в словаре. Анализируют свою работу


Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IV.. Актуализация знаний

Цель: создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве.



Да, герои былин – богатыри. Люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек - невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.).


-Можем ли мы в современном мире узнать об истории Древней Руси, ее городах и жителях, воинах – защитниках, их героизме и подвигах?

В каких видах искусства?

Приведите примеры.











6 СЛАЙД

Знаете ли вы картины русских художников, на которых изображены древнерусские воины- защитники?

-Сейчас познакомитесь с картиной художника, который в своем произведении передавали облик богатырей, как выглядело их снаряжение, каким оружием они воевали.

Слайд

-Кто изображён на этой картине?

-Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов.

Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке.





СЛАЙД 7

Эта картина находится в Третьяковской галерее в Москве, она довольно большая (3х4м) и занимает почти всю стену

Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину.

Скажите, к какому виду искусства можно отнести картину, которую мы с вами рассматривали? (Живопись.)




-как называют детали одежды богатыря?


Каким снаряжением пользовались богатыри в битвах?

Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь?

8-9-10 СЛАЙД

Русским ратникам нужны были лёгкие доспехи. Самым распространённым на Руси доспехом была кольчуга. Это длинная рубаха, сплетённая из металлических колец, т.е. кольчатая. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет.

11-12 СЛАЙД Голову воина защищал шлем. Их было несколько видов. У трёх богатырей на картине Васнецова шлемы разные. Шлем мог быть украшен специально процарапанным рисунком, в котором забивалась золотая проволока.

-А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах?


13-14Слайд Для защиты воины имели щиты. Щит всегда украшали знаками-оберегами (более подробно рассмотреть урашение щитов)


15 Слайд меч

Оружием были меч, копьё.

Меч был для воина священным и считался символом княжеской власти. Часто в древности в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых. Отсюда пошёл обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему даёт особый оберег владельцу.



Какая задача стоит перед нами, что мы сегодня будем делать?

-Сформулируйте цель урока


Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют






В изобразительном искусстве, на картинах художников.

- В историческом и краеведческих музеях. -На праздниках «День героев Отечества», «День защитника Отечества» выступают участники военно-патриотических секций

- В школе на уроках литературы и истории.

- В киноискусстве, режиссёры снимают художественные и документальные фильмы, создают мультипликационные фильмы о богатырях и героях Отечества.

-В музыке композиторы сочиняют произведения на эту тему




Дети отвечают на вопрос, опираясь на знание истории России.



Виктор Михайлович Васнецов

Строят речевые высказывания в устной форме.



На картине изображены три богатыря, главные герои русских былин - Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

В центре на вороном коне – Илья Муромец, он смотрит вдаль из-под ладони.

Слева на белом коне Добрыня Никитич, который вынимает меч из ножен.

Справа на коне гнедой масти Алёша Попович, он держит в руках луч со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен.

Три богатыря изображены на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изрядно проглядывающих маленьких ёлочек. Пасмурное и тревожное небо означает грозящую богатырям опасность.



Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют

















-Доспехи

























































Ученики ставят цель и определяют задачи для выполнения творческой работы.

сделать и украсить доспехи и оружие богатыря

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о мужественном образе древнерусского воина-защитника.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание

Физкультминутка.


Физкультминутка.

Пауза общего воздействия


16 СЛАЙД

Выполняют упражнения

Личностные: Осознанно заботятся о своем здоровье

V. Работа творческо-проектной мастерской

Цель: создать образ воина-защитника.

Формирование практических умений


Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа


Слайд17 доспехи

Начинается практическая работа нашей творческо-проектной мастерской(получите пакеты с заданиями и материалами)

Посмотрите, какие материалы у вас для практической работы сегодня

Какие материалы

так же у вас лежат инструкционные карты(алгоритмом выполнения работы)

прочитайте их (в группах)

Все ли там верно?

Что нужно сделать?

Исправьте, зачитайте правильный вариант.

18 СЛАЙД

ПРЕЖДЕ ЧЕМ МЫ ПРИСТУПИМ К РАБОТЕ ВСПОМНИМ:

правила работы в группе

1.Работать дружно по плану

2.Говорить спокойно и ясно

3.Уважать мнение других

4.Распределять обязанности между собой

5.Помогать друг другу

6.Работать должен каждый на общий результат

Правила техники безопасности

1. Быть осторожным и внимательным

2. Передавать колюще-режущие предметы тупым концом вперед, нельзя ими баловаться и размахивать

3. Работать клеем аккуратно

Правила личной гигиены

  1. Следить за чистотой рук, вытирать их влажной салфеткой

Пользуйтесь алгоритмом выполнения работы

-Можете приступать к работе


Работают с алгоритмом выполнения работы. Исправляют, зачитывают.


Рисуют графическими материалами


Познавательные: умеют применять полученные

знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения работы

V I.. Рефлексия деятельности

Цель: самооценка обучающимися своей деятельности



































VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению





















19 слайд

Работа творческо-проектной мастерской заканчивается…

Посмотрите, какие прекрасные работы у вас получились

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.

Кто перед нами?

Для чего они защищали Родину?(что бы у нас было будущее)

-А теперь подумайте и ответьте на след. вопрос, для чего нужно изучать историю через культуру на уроке ИЗО

-Достигли ли мы поставленной цели урока?

Удалось ли нам передать образ русского богатыря?

Оцените работу своей группы

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!


Оцените как прошел урок для вас.


Учитель даёт информацию о домашнем задании. Домашнее задание: найти и прочитать пословицы и поговорки о богатырях

1. Составить ребус или кроссворд по теме урока

2 .Придумать сказку о богатырях.



Рассматривают выставку, оценивают работу свою
и одноклассников.

Отвечают на вопросы, обсуждают итог выполнения работы, находят недочёты в, оценивают себя


Отвечают
на вопросы



Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция





(что бы знать историю, без прошлого нет будущего)













Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!